Тема 10. Социальное страхование

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения…………………………………………………………...4

2. Темы и их краткое содержание……………………………………………..5

3. Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе ………………………………………….6

4. Список рекомендуемой литературы………………………………..……...27

5. Перечень информационных ресурсов …………………………….………30

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.................30

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Дисциплина «Страховое  право» включена в блок обязательных  дисциплин вариативной части учебного плана направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция,  направленность (профиль): «Гражданско-правовая».

Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине «Страховое  право» предназначены для работы студентов на семинарских занятиях, самостоятельного изучения дисциплины на основе учебной и научной литературы,  нормативно-правовых  актов, материалов судебной и иной правоприменительной практики, а также выполнения контрольной работы для студентов заочной (с применением дистанционных технологий)  форм обучения.

Содержание дисциплины основывается на преемственности и взаимосвязи с такими дисциплинами, как «Конституционное право», «Теория государства и права», «Гражданское право».  Самостоятельная работа способствует формированию и  закреплению знаний, умений и навыков полученных в процессе обучения.  

     Целью учебной дисциплины «Страховое право» является формирование знаний, умений и навыков, способствующих осуществлению профессиональной деятельности в области разработки и реализации норм страхового права, обеспечения законности и правопорядка в сфере страхования, а также формирование у обучающихся основ знаний правового регулирования страховых отношений на базе сочетания принципов гражданского  законодательства, на основе действующего страхового законодательства Российской Федерации, включая нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, с учетом судебной практики.

    Задачами дисциплины является формирование у обучающихся способностей обосновывать и принимать решения в пределах своих должностных обязанностей, совершать действия, связанные с реализацией правовых норм, а также формирование умений и навыков составления юридических документов.   

В методической разработке предложены вопросы для самоподготовки, задачи и методические указания по их выполнению. Выполнение предложенных заданий позволит студентам более полно и всесторонне изучить страховое законодательство, особенности правового регулирования правоотношений.

ТЕМЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Понятие и сущность страхования

Понятие страхования и страховой деятельности. Функции страхования

 

Тема 2. Государственное регулирование страховой деятельности

Государственный надзор за страховой деятельностью. Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке. Лицензирование страховой деятельности. Документы, необходимые для получения лицензии. Порядок получения лицензии. Действие лицензии.

 

Тема 3. Гражданско-правовое обязательство по страхованию

Понятие обязательств по страхованию. Формы страхования. Имущественное и личное страхование. Добровольное и обязательное страхование. Виды страхования. Сострахование. Двойное страхование. Перестрахование.

 

Тема 4. Субъекты страхования. Страховые посредники

 Страховщик. Объединения страховщиков. Общества взаимного страхования. Страхователь. Выгодоприобретатель и застрахованное лицо. Страховые агенты и страховые брокеры. Страховые актуарии.

 

Тема 5. Объекты страхования. Содержание страхового правоотношения

Объекты страхования. Страховой интерес. Страховой риск. Страховой случай. Страховая сумма. Страховые выплаты (страховое возмещение). Страховая премия (страховые взносы) и страховой тариф.

 

Тема 6. Договор страхования и его виды

Договор страхования. Понятие и существенные условия договора страхования. Форма договора страхования. Исполнение договора страхования. Прекращение и недействительность договора страхования. Исковая давность. Виды договора страхования. Договор страхования имущества. Договор страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. Договор страхования риска ответственности за нарушение договора. Договор страхования предпринимательского риска. Договор личного страхования.

 

Тема 7. Несостоятельность (банкротство) страховых организаций.

Лица, участвующие в деле и процессе по делу о банкротстве. Особенности применения процедур банкротства.

 

Тема 8. Особенности осуществления отдельных видов страхования

Личное страхование. Страхование жизни. Страхование от несчастных случаев и болезней. Обязательное личное страхование пассажиров.

 Страхование ответственности. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Страхование гражданской ответственности перевозчика. Страхование профессиональной ответственности. Страхование ответственности при эксплуатации опасного объекта. Страхование вкладов физических лиц в банках. Договор морского страхования.

 

Тема 9. Медицинское страхование

Понятие и виды медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования. Договор медицинского страхования. Договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию. Финансовые основы медицинского страхования.

 

Тема 10. Социальное страхование

Обязательное социальное страхование: понятие, принципы. Субъекты страхового правоотношения. Социальные страховые риски и страховое обеспечение по ним. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц в системе обязательного государственного страхования. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ К
ЗАНЯТИЯМ СЕМИНАРСКОГО ТИПА, КОНТРОЛЬНОЙ
И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа проводится с целью:

    - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  -углубления и расширения теоретических знаний;
   - формирования умений использовать специальную литературу;
   - развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
   - формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

    Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине проводится на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию (перечень заданий приведен ниже). Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия для обучающихся очной и заочной форм обучения.

Основными видами аудиторной самостоятельной работы являются:
     - обсуждение теоретических вопросов и решение практических задач по темам дисциплины;

     - работа с литературой и другими источниками информации, в том числе электронными.

Решение задач осуществляется на семинарских занятиях в соответствии с графиком учебного процесса. Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся должны изучить соответствующую главу основного учебного пособия, рекомендованную специальную литературу и нормативные акты. Кроме того, необходим самостоятельный поиск и подбор литературы, включая монографии и журнальные публикации, информацию из сети Интернет.

Практическая задача должна иметь четкую формулировку, к ней должны быть поставлены вопросы, ответы на которые необходимо найти и обосновать. Критерии оценки правильности решения задачи должны быть известны всем обучающимся.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультацию с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы. В процессе консультации преподаватель предупреждает о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

     Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

     - конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками, нормативно-правовой документацией;

     - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста);

     - подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов;

     - решение задач.

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучащийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, формы контроля выполненного задания. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проводиться в письменной, устной или смешанной форме.

     Для студентов заочной формы обучения, а также заочной формы обучения с применением ДОТ результатом внеаудиторной самостоятельной работы является предоставление контрольной работы.

Контрольная работа является одной из составляющих учебной деятельности студента по изучению правового регулирования отношений по страхованию.

          Цель контрольной работы – закрепить знания, накопленные в результате изучения дисциплины, приобрести навык самостоятельной работы и умение квалифицированно применять нормативные правовые акты, содержащиеся в них нормы права к конкретным правоотношениям, а также уметь грамотно квалифицировать юридические факты и обстоятельства в целях применения правовых норм к отношениям по страхованию.

Задачи, стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы:

1. закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2. выработка навыков самостоятельной работы;

    3. выяснение подготовленности студента к занятиям семинарского типа.

Контрольная работа должна включать: титульный лист, оглавление, ответы на вопросы, решение задач, список использованной литературы и нормативно-правовых актов.

Задание контрольной работы студенты получают у преподавателя во время установочной или основной сессии.

Контрольная работа должна быть представлена   на проверку преподавателю на семинарских занятиях в период сессии. Защита контрольной работы проводится в форме собеседования, либо в интерактивной формедля студентов, обучающихсяпо образовательной программе с применением дистанционных образовательных технологий. Задание может выполняться студентом   в период сессии в аудитории под руководством преподавателя.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: