МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По применению балльно-рейтинговой буквенной системы оценки учебных достижений обучающихся в системе технического и профессионального образования
Введение
Современный этап развития технического и профессионального образования характеризуется повышением требований к его качеству, что предопределяет необходимость поиска не только новых технологий обучения, но и соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений.
Важнейшей составляющей современной педагогики является балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений обучающихся. Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества результатов обучения, активизировать учебную работу обучающихся, у которых появляются стимулы управления своей успеваемостью.
Данная система оценивания обеспечивает инновационный подход к организации учебного процесса, осуществляет непрерывный и эффективный контроль и самоконтроль за формированием профессиональных компетенций, обеспечивая личностный рост.
|
|
Балльно-рейтинговая буквенная система:
- позволяет преподавателю объективно оценить и надежно дифференцировать категории обучающихся разноуровневых учебных достижений;
- мотивирует необходимость систематической самостоятельной деятельности обучающихся в учебное и во внеучебное время, активизируя интерес к поиску новых решений и развивая научно-творческую активность (креативную компетенцию);
- влияет на рефлексию – самооценку учебных и личностных достижений. Рефлексия становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития и предопределяет будущие достижения обучающегося.
В настоящих рекомендациях используются следующие понятия:
1) результат обучения – утверждение о том, что обучающийся знает, понимает и способен выполнить при освоении части модуля с подтвержденной оценкой;
2) критерии оценки – показатели для принятия решения по оцениванию результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям к компетентности;
3) балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений – система уровня знаний в баллах, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе и позволяющая установить рейтинг обучающихся;
4) итоговая аттестация – процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин/модулей, предусмотренных типовыми учебными планами и программами по специальностям ТиППО;
5) промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины/модуля после завершения ее изучения;
|
|
6) текущий контроль – систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой, в течение академического периода;
7) кредит - унифицированная единица измерения результатов обучения, достигнутых обучающимся в рамках освоения дисмодуля образовательной программы.
Шкала оценивания учебных достижений обучающихся
Учебные достижения обучающихся по всем видам контроля определяются оценками балльно-рейтинговой буквенной системы, которые имеют прямо пропорциональное соотношение (см. Таблица 1).
Таблица 1. Балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений обучающихся с переводом в традиционную шкалу оценок
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Процентное содержание баллов | Оценка по традиционной системе |
A | 4,00 | 95-100 | Отлично |
A- | 3,67 | 90-94 | |
B+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3,00 | 80-84 | |
B- | 2,67 | 75-79 | |
C+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
C | 2,00 | 65-69 | |
C- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,00 | 50-54 | |
F | 0,00 | 0-49 | Неудовлетворительно |
Оценке «отлично» соответствуют оценки A, имеющая цифровой эквивалент 4,0 и процентное содержание 95-100% и A-, имеющая цифровой эквивалент 3,67 и процентное содержание 90-94%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил задания, а также самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении темы.
Оценке «хорошо» соответствуют оценки B+, имеющая цифровой эквивалент 3,33 и процентное содержание 85-89%, B, имеющая цифровой эквивалент 3,0 и процентное содержание 80-84% и B-, имеющая цифровой эквивалент 2,67 и процентное содержание 75-79%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся освоил программный материал не ниже чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил задания и сдал их без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим обучающимся, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
Оценке «удовлетворительно» соответствуют оценки C+, имеющая цифровой эквивалент 2,33 и процентное содержание 70-74%, C, имеющая цифровой эквивалент 2,0 и процентное содержание 65-69%, C-, имеющая цифровой эквивалент 1,67 и процентное содержание 60-64%, D+, имеющая цифровой эквивалент 1,33 и процентное содержание 55-59% и D, имеющая цифровой эквивалент 1,0 и процентное содержание 50-54%.
Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при устном собеседовании допускал неточности и непринципиальные ошибки, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал больше затруднения в систематизации материала.
Оценке «неудовлетворительно» соответствует оценка F, имеющая цифровой эквивалент 0 и процентное содержание 0-49%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы модуля/дисциплины, в ответах допустил принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.
Таблица 2. Пример перевода балльно-рейтинговой буквенной системы оценки учебных достижений в традиционную шкалу оценок
|
|
Базовые модули | Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | %-ное содержание | Оценка по традиционной системе |
Применение профессиональной лексики в сфере профессиональной деятельности | D+ | 1,33 | 55 | 3 (удовл) |
Развитие и совершенствование физических качеств | В | 3,0 | 80 | 4 (хорошо) |
Применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе | D | 1,0 | 50 | 3 (удовл) |
Применение базовых знаний экономики и основ предпринимательства в профессиональной деятельности | С | 2,33 | 71 | 3 (удовл) |
Применение информационно- коммуникационных и цифровых технологий | С | 2,0 | 65 | 3 (удовл) |
Применение профессиональной лексики в сфере профессиональной деятельности | А | 4,0 | 95 | 5 (отл) |