Методические рекомендации преподавателю по проведению занятия

КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

 

Экз. №_____

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф к.м.н., доцент                                           С. Сидельников "____" _________2017  года  

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

для студентов 1и 2 курса

всех специальностей

 

Дисциплина: «Безопасность жизнедеятельности»

Тема №1 «Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека»

Занятие № 1.3. Система обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в Российской Федерации

 

 

Учебные часы: 2 часа (90 мин)

Место проведения: учебный класс

 

 

САРАТОВ 2 017

 

Тема № 1.3: Система безопасности жизнедеятельности человека в Российской Федерации

I. Цель занятия

В результате проведенного занятия студенты должны

знать:

ü основные объекты безопасности;

ü функции системы органов обеспечения безопасности;

ü основы культуры безопасности жизнедеятельности.

ознакомиться:

ü с основными задачами Совета Безопасности РФ;

ü с разграничением полномочий органов власти в системе безопасности;

ü характеристику культуры безопасности.

 

II. Обоснование темы – основы и задачи, стоящие перед системой безопасности в Российской Федерации.

 

III. Интегративные связи

Истоки знания – материалы лекции по теме №1.1 по данной дисциплине и литература, рекомендованная для подготовки к семинару.

Выход знаний – материал необходим для изучения тем №№1.2 – 1.6 данной дисциплины.

 

IV. Содержание занятия

А. Вступительная часть:

ü проверка студентов, присутствующих на занятии;

ü проверка наличия конспективных записей, подготовленных в процессе самостоятельной работы и изучения рекомендованной литературы;

ü объявление темы практического занятия, его учебной цели и порядок его проведения.

Б. Основная часть (учебные вопросы):

ü опрос обучаемых по каждому вопросу практического занятия с последующим обсуждением и подведением итога;

ü заслушивание подготовленных в период самостоятельной работы докладов и сообщений по указанным темам;

ü проведение тестового контроля усвоенных конечных (итоговых) знаний по данной теме.

В. Заключительная часть:

ü подведение итогов занятия (степень выполнения учебных целей);

ü объявление итоговых оценок знаний по теме для каждого студента;

ü постановка задач на подготовку к следующему занятию.

 

Методические рекомендации преподавателю по проведению занятия

Вступительная часть – 3 мин.

Преподаватель объявляет тему практического занятия, учебные цели, план его проведения.

Основная часть (учебные вопросы)

1. Основные объекты безопасности. Функции системы органов обеспечения безопасности – 30 мин.

 

Учебный вопрос отрабатывается методом заслушивания сообщения по данному вопросу, подготовленного одним из обучаемых в учебной группе. Исполнитель, тема сообщения, его структура, время, отводимое для этого, а также литература для подготовки определяются заблаговременно.

После заслушивания сообщения в учебной группе проводится его обсуждение, затем преподаватель оценивает его полноту, качество и подводит итог, руководствуясь нижеследующим:

 

Система обеспечения безопасности в Российской Федерации

Важнейшей гарантией защиты прав и законных интересов личности, общества и государства является правоохранительная деятельность системы органов обеспечения безопасности. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» в редакции от 25 июля 2002 г. закрепил правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и ее функции, установил порядок организации, контроля и надзора за их деятельностью.

В соответствии с Законом под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российское Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом (ст. 2).

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается (ст. 8).

Основными функциями системы органов обеспечения безопасности являются:

— выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;

— осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

— создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

— управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

— осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

— участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации, который возглавляет Совет Безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает руководство федеральными органами исполнительной власти, организует и контролирует реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности.

Для непосредственного выполнения функции по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Совет Безопасности Российской Федерации — конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности формируется Президентом в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О безопасности».

Основными задачами Совета Безопасности являются:

— определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

— разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

— подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения и оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и по организации их ликвидации;

— разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений и оценка их эффективности;

— совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства, и ряд других.

В Совет Безопасности входят председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета является по должности Президент РФ. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности осуществляет через аппарат, возглавляемый секретарем.

В целях более углубленной подготовки вопросов, выносимых на заседания Совета Безопасности, созданы межведомственные комиссии по от дельным направлениям его деятельности. В их числе межведомственны* комиссии по общественной безопасности, экологической безопасности; m конституционной безопасности; по безопасности в сфере экономики; военной безопасности и ряд других.

Персональный состав каждой комиссии утверждается секретарем Совета Безопасности по представлению руководителей федеральных органов государственной власти, должностные лица которых включены в е состав. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет может привлекать к участию в заседании на правах консультантов и других лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: