Чрезвычайных ситуаций – 20 минут

КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

 

Экз. №_____

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф кандидат медицинских наук, доцент   С. Сидельников   «____» ______________ 2015 года

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф

Тема № 1.3.1: Фазы развития и поражающие факторы

чрезвычайных ситуаций  

Учебные группы: студенты лечебного факультета (31.05.02)

Учебные часы: 4 часа (180 минут)

Место проведения: учебный класс

 

САРАТОВ-2015 г.

\

I. Цель занятия

В результате проведенного занятия студенты должны

знать:

ü определение, классификацию и виды чрезвычайных ситуаций;

ü медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций.

 

ознакомиться:

ü с выявлением и оценкой медицинской обстановки при чрезвычайных ситуациях;

ü с определением «общие людские потери».

 

 

II. Обоснование темы – изучить классификацию и виды чрезвычайных ситуаций.

 

III. Интегративные связи

Истоки знания – материалы лекции по теме №1.3 по данной дисциплине и литература, рекомендованная для подготовки к семинару.

Выход знаний – материал необходим для изучения тем №№1.3 – 1.5 данной дисциплины.

 

IV. Содержание занятия

А. Вступительная часть:

ü проверка студентов, присутствующих на занятии;

ü проверка наличия конспективных записей, подготовленных в процессе самостоятельной работы и изучения рекомендованной литературы;

ü объявление темы занятия, ее учебной цели и порядок его проведения.

Б. Основная часть (учебные вопросы):

ü опрос обучаемых по каждому вопросу занятия с последующим обсуждением и подведением итога;

ü проведение тестового контроля усвоенных конечных (итоговых) знаний по данной теме.

В. Заключительная часть:

ü подведение итогов занятия (степень выполнения учебных целей);

ü объявление итоговых оценок знаний по теме для каждого студента;

ü постановка задач на подготовку к следующему занятию.

 

Методические рекомендации преподавателю по проведению занятия

Вступительная часть – 5 мин.

Преподаватель объявляет тему занятия, учебные цели, план его проведения, обращает внимание обучаемых на важность изучения и знания вопросов данной темы для будущей практической деятельности. Отмечает, что более полувека мир живет без глобальных военных конфликтов, опустошительные последствия которых надолго остаются в памяти людей, однако, и в условиях относительного мира человечество несет огромные потери, связанные с локальными военными конфликтами, стихийными бедствиями, политическими и социальными коллизиями, а в последние годы – с крупными промышленными авариями и террористическими актами.

Во всём мире наблюдается устойчивая тенденция к росту человеческих жертв и материального ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера.

В Российской Федерации выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), деятельность которой определяется Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утверждённым постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794.

Временем создания данной системы можно считать 1990 год, когда проблемы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в мирное время были подняты на государственном уровне, что привело к созданию Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.

В 1991 году на базе корпуса спасателей образован Государственный комитет по делам ГОЧС при Президенте РФ.

18.04 1992 года постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС).

25 ноября 1992 года Правительство России утвердило Положение о Государственном комитете РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). 

После принятия в 1994 году Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» Российская система предупреждения и действий в ЧС реформирована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, однако сокращённое название осталось прежним – РСЧС.

В январе 1994 года ГКЧС преобразуется в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

 

Основная часть (учебные вопросы)

Определение, классификация и виды

чрезвычайных ситуаций – 20 минут

Учебные вопросы отрабатываются путем заслушивания устных ответов студентов с последующим подведением итога преподавателем.

 

к сведению преподавателя:

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельностилюдей.

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде.

Катастрофа - внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшее серьезный ущерб окружающей среде.

Стихийные бедствия - опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, который вызывает катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей.

Стихийные бедствия могут служить причиной различных аварий и катастроф.

Природная катастрофа – стихийное бедствие особо крупных масштабов и с более тяжёлыми последствиями, сопровождающиеся необратимыми изменениями ландшафта и других компонентов окружающей природной среды.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде, материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, Снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона ЧС - это территория, на которой сложилась чрезвычайная обстановка.

Согласно "Инструкции о порядке обмена информацией о чрезвычайных ситуациях", утверждённой государственной комиссией по ЧС от 23.03.1992 г., критерием чрезвычайной ситуации является: число пострадавших - от 5 человек и более; число погибших - 2 - 4 человека и более. ЧС объявляются при выявлении групповых инфекционных заболеваний установленной этиологии у 50 человек, не выявленной этиологии - у 20 человек, лихорадочных заболеваний не установленного характера - у 15 человек, а также если смертность или заболеваемость превышает среднестатистические показатели в три раза и более.

По виду (характеру) источника ЧС подразделяют на:

техногенные (производственные): радиационные, химические, биологические аварии; взрывы на объектах; обрушение сооружений; аварии энергосистем, и на очистных сооружениях; гидродинамические, аварии транспортных средств и др.;

природные ( стихийные бедствия): землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, пожары, морозы, засухи, извержения вулканов, оползни, селевые потоки, пищевые отравления населения);

экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере): резкое изменение климата, интенсивная деградация почв, разрушение озонового слоя атмосферы, резкая нехватка питьевой воды и пр.;

социальные, которые, в свою очередь, подразделяются на:

- общественные (войны, массовые драки, столкновения, погромы;

- личностные (вредные и опасные привычки, алкоголизм, наркомания, азартные игры);

- криминальные (преступность, мошенничество, терроризм, похищение людей);

- инфекционные заболевания населения (туберкулёз, СПИД).

 

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества пострадавших при этом людей (погибших или получивших ущерб здоровью), от нанесенного материального ущерба и с учетом зон распространения ЧС.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (согласно постановлению Правительства Российской Федерации

от 21 мая 2007 г. № 304).

Масштаб ЧС Кол-во пострадавших), чел. Зона распространения ЧС Материальный ущерб (руб.)
Локальная До 10 В пределах территории объекта до 100 тыс.
Муниципальная До 50   В пределах территории одного поселения, или внутригородской территории города федерального значения До 5 млн.
Межмуниципальная До 50   Затрагивает территорию двух и более поселений или межселенную территорию, внутригородских территорий города федерального значения До 5млн.
Региональная 50-500   В пределах территории одного субъекта РФ     5-500 млн.
Межрегиональная 50-500 Затрагивает территорию двух и более субъектов РФ   5-500 млн.
Федеральная Более 500   В пределах территории РФ   Свыше 500 млн.

 

Источник чрезвычайной ситуации – опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространённая инфекционная заболеваемость населения, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.

Динамика чрезвычайных ситуаций может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения чрезвычайной ситуации образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного бедствия или техногенной катастрофы, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходят инициирование природного или техногенного бедствия и последующее его развитие, во время которого оказывается поражающее воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду.

На второй стадии осуществляется локализация источников чрезвычайной ситуации и ликвидация последствий разрушающего воздействия поражающих факторов. Этот период в некоторых случаях может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершённой по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

На третьей стадии проводится ликвидация долговременных последствий природного или техногенного бедствия. Она имеет место только тогда, когда эти последствия требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации – составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая Физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций оказывают неблагоприятное воздействие на людей, животных и окружающую среду, вызывая поражения и гибель людей, ущерб окружающей среде, ухудшение санитарно-гигиенической и санитарно-эпидемиологической обстановки. Неблагоприятное влияние поражающих факторов чрезвычайных ситуаций на человека и окружающую среду зависит не только от интенсивности, но и от продолжительности воздействия.

Поражающие факторы могут быть первичными, т.е. прямого действия, и вторичными – побочного действия. При этом вероятны сочетанные, множественные и комбинированные поражения. Поражения различных анатомических областей (например, груди и живота), вызванные одним и тем же травмирующим агентом (пуля, осколки и др.), называют сочетанными, а поражения одной анатомической области в нескольких местах (например, переломы бедренной кости в двух местах) - множественными, поражения двумя и более травмирующими агентами (например, механическая сила и ионизирующее излучение) относят к комбинированным.

Среди многочисленных поражающих факторов выделяют следующие:

Динамические (механические) факторы в результате непосредственного действия избыточного давления во фронте ударной волны, отбрасывания человека скоростным напором и ударов о внешние предметы, действия вторичных снарядов (конструкций зданий и сооружений, камней, осколков, стекол и др.) приводят к возникновению различных ранений и закрытых травм.

Термические факторы - в результате воздействия высоких температур (светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха и др.) возникают термические ожоги, общее перегревание организма; при низких температурах возможны общее переохлаждение организма и отморожения.

Радиационные факторы - при авариях на радиационно-опасных объектах и применении ядерного оружия. В результате воздействия ионизирующих излучений на организм могут развиться лучевая болезнь (острая и хроническая) и лучевые ожоги кожи, а при попадании радиоактивных веществ в организм через дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт - поражения внутренних органов.

Химические факторы - АОХВ, боевые отравляющие вещества, промышленные и другие яды, воздействуя на людей при химических авариях, применении химического оружия, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) поражения.

Биологические (бактериологические) факторы - токсины, бактерии и другие биологические (бактериологические) агенты, выброс и распространение которых возможны при авариях на биологически опасных объектах, а в военных условиях при применении противником они могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемии) или массовым отравлениям.

Психоэмоциональное воздействие поражающих факторов на людей, находящихся в экстремальных условиях, может проявляться снижением работоспособности, нарушением их психической деятельности, а в отдельных случаях - более серьезными расстройствами.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: