ЛИНИЯ ПОВЕДЕНИЯ | КОММЕНТАРИИ |
1. На данном этапе не спра | Здесь следует избегать всякого |
шивают субъекта, почему он | осуждения в содеянном и не торо |
совершил преступление (другие | питься с получением быстрого при |
действия), не обвиняют его в | знания вины. Как это видно из за |
содеянном. | мысла беседы-опроса, задача изо |
бличения посредством предъявления | |
доказательств вины либо убеждения | |
в их наличии, вообще не ставится. В | |
беседе используется совсем иной | |
механизм воздействия на субъекта с | |
целью признания им своей вины. | |
Изобличение приведением дока | |
зательств, осуждение и обвинитель | |
ная атмосфера беседы с заподозрен | |
ным, даже простое предложение | |
признаться и рассказать о содеянном | |
- все это воспринимается субъектом | |
как прямая угроза благополучному | |
существованию. Стыд, боязнь поте | |
рять хорошее мнение окружающих о | |
себе, подвергнуться их резкому осу | |
• | ждению и страх наказания, вызыва |
ют твердую решимость в отрицании | |
вины, причастности к содеянному, | |
приводят к запирательству. Поэто | |
му, делать акцент в беседе на воз | |
можность изобличения лица и неот- |
|
|
совершенному проступку. Оно | стиками самого субъекта («Оскорб
| |||
представляет собой «опору», | ляя лошадь. Вы оскорбляете всадни
| |||
помогающую виновному посте | ка», - ответил бы д'Артаньян). Но
| |||
пенно переходить к признанию | каждый человек считает себя вполне
| |||
своей вины, не ставя при этом | добропорядочным членом общества,
| |||
под удар свое «Я», «свое лицо». | а совершение того или иного про
| |||
ступка связывает с какими-то объек
| ||||
тивно-субъективными (внешними по
| ||||
отношению к нему и не всегда зави
| ||||
сящими от его свободной воли) фак
| ||||
торами, о которых окружающие не
| ||||
подозревают и поэтому связывают
| ||||
характер поступка с личностными
| ||||
характеристиками того, кто его со
| ||||
вершил. Следовательно, признать
| ||||
вину в совершении проступка, зна
| ||||
чит также признать, что он безнрав
| ||||
ственный, общественно опасный,
| ||||
аморальный тип, т.е., как говорят в
| ||||
Японии, «потерять свое лицо» в гла
| ||||
зах окружающих. В ряде случаев та
| ||||
кая вероятность для человека более
| ||||
значима, чем страх перед наказани
| ||||
ем.
| ||||
Поэтому, Ваша задача состоит в
| ||||
том, чтобы сместить точку зрения
| ||||
лица на общественную оценку его
| ||||
поступка с общепринятой в иную
| ||||
плоскость, где его поступок будет
| ||||
р | рассматриваться им и Вами (как
| |||
п представителем общества) как вы
| ||||
званный не зависящими от лица
| ||||
причинами, и значит, имеющий го
| ||||
раздо меньшую общественную
| ||||
опасность и общественное порица-
| ||||
Ние.
| ||||
Приемы такого рода воздействия
| ||||
могут быть самыми разнообразными
| ||||
А зависимости от личности конкретного
| ||||
субъекта, характера и содержа-
| ||||
Ния совершенного деяния, наличия
| ||||
или отсутствия доказательств, а их
| ||||
Использование предполагает конст к1^11иЛЬ~)иВаг1ИС 1ДиСД1ШЛа1 аС 1 1\ип^1
| ||||
руирование специально подобран
| ||||
ных тем.
| ||||
Формирование тех или иных тем
| ||||
Должно происходить на основе ана
| ||||
лиза двух предыдущих бесед, Ваше-
| ||||
Го знания о личности субъекта. Кро
| ||||
ме того, сам опрашиваемый (в ходе
| ||||
ответов на последние два вопроса
| ||||
первой беседы-опроса) может не
| ||||
произвольно подсказать Вам свое
| ||||
видение «оправдывающей» его мо
| ||||
тивации. В качестве таковой могут
| ||||
выступать стечения различных
| ||||
субъективных и объективных об
| ||||
стоятельств, которые как бы отодви
| ||||
гают на второй план его свободное
| ||||
волеизъявление, личностные качест
| ||||
ва, социальная направленность.
| ||||
Осмысленные субъектом предло
| ||||
женные обстоятельства должны
| ||||
стать «опорой», способствующей
| ||||
постепенному переходу к призна
| ||||
нию. Линия поведения опрашиваю
| ||||
щего, характер его вопросов и заяв
| ||||
лений, входящих в схему предыду
| ||||
щих бесед и, несомненно, вызы
| ||||
вающих существенный психологи
| ||||
ческий резонанс, с одной стороны,
| ||||
могут создавать в глазах опраши
| ||||
ваемого преувеличенное представ
| ||||
ление о наличии против него доказа
| ||||
тельств, их объеме, весе, значении и
| ||||
высокой вероятности их предъявле
| ||||
ния в любой момент беседы. С дру
| ||||
гой стороны, опрашивающий сам
| ||||
предлагает собеседнику темы, «под
| ||||
сказывающие» путь «морального
| ||||
оправдания» в содеянном, на кото
| ||||
рое, находясь не в столь крайних об
| ||||
стоятельствах, тот бы не решился.
| ||||
решении его проблемы так, чтобы он
| ||||
увидел в Вас сторонника.
| ||||
| Разумеется, при этом не идет речь | |||
о полном оправдании и допустимо
| ||||
сти самого проступка или обмане в
| ||||
том, что ответственность за него не
| ||||
предусмотрена либо может быть ис-
| ||||
| ключена. | |||
3. Конструирование указан
| Путь, идя по которому субъект | |||
ных тем, предлагаемых винов
| получает моральное оправдание в | |||
ному, основано на предположе
| проступке и видит для себя спаси | |||
нии, что заподозренный, воз
| тельную возможность сохранить | |||
можно, примет на себя некото
| «свое лицо», - это, прежде всего, | |||
рую ответственность за содеян
| значительное самооправдание и пре | |||
ное, если увидит, что опраши
| уменьшение общественной опасно | |||
вающий сможет помочь освобо
| сти проступка в его собственных | |||
диться ему от всей ответствен
| глазах. Такое самооправдание долж | |||
ности и вины за это.
| но быть достаточным для того, что | |||
Конструкция (содержание)
| бы заподозренный был готов, опира | |||
предлагаемых лицу «тем» по
| ясь на предложенные ему варианты, | |||
«моральному оправданию» соде- принять на себя некоторую (но уже
| ||||
янного должна предполагать не всю) долю ответственности за со-
| ||||
(давать) возможность обви- деянное, с учетом сформулирован-
| ||||
нить в этом кого-нибудь или ных Вами смягчающих вину обстоя-
| ||||
что-нибудь еще кроме се- | тельств. | |||
бя(внешние обстоятельства) ли | При этом субъект должен быть | |||
бо изложить свое минимальное | уверен, что предлагаемый ему путь | |||
участие в совершенном, хотя | морального оправдания, создающий | |||
бы в его собственном сознании. | в его сознании основу для принятия | |||
решения о частичном признании, | ||||
действительно окажется единствен | ||||
но возможным в данной ситуации | ||||
выходом для освобождения от всей | ||||
меры ответственности и тяжести ви | ||||
ны за проступок. Он должен видеть, | ||||
что опрашивающий и сам рассмат | ||||
ривает обсуждаемый выход из соз | ||||
давшегося положения в плане сня | ||||
тия части вины с заподозренного и | ||||
недопущения наступления всей от | ||||
ветственности. | ||||
Механизм морального оправда | ||||
ния субъекта в собственных глазах | ||||
состоит в предоставляемой ему воз | ||||
можности переложить часть вины и | ||||
ответственности на конкретные, | ||||
предлагаемые ему обстоятельства - | ||||
тяжелое материальное положение, | ||||
неблагоприятные условия жизни, | ||||
совершение проступка (преступле | ||||
ния) впервые, отказ от имевшихся | ||||
возможностей совершить другие, | ||||
124
|
более опасные действия, незаконные либо провоцирующие действия потерпевшего или окружающих лиц, отсутствие прямого умысла на совершение проступка (преступления) или непреступная цель содеянного, неожиданное стечение обстоятельств, ставших причиной события и т.д. |
Р — рациональное объясне | Социально приемлемая мотива |
ние | ция поступка - это наименее осуж |
Дайте ему социально прием | даемая обществом совокупность мо |
лемую мотивацию совершенного | тивов, приводящих ж сояершеншо |
поступка. | проступка или преступления,, кото |
Для этого следует проделать | рые, как таковые, Екз.-п.пшнстаом |
мыслительную работу за запо | членов этого общества осуддавэтся. |
дозренного, который получит | Известно, что в осапие одного н |
возможность думать, что он спа | того же деяния могут пежагп. раз |
сает свое лицо. | личные мотивы, в т.ч.:и те, которые |
125
|
усугубляют вину субъекта и усили | ||
вают степень его ответственности, | ||
или, наоборот, смягчают вину субъ | ||
екта вплоть до выражения ему со | ||
\ | чувствия (вспомните незабываемую | |
фразу в суде: «Свободу Юрию Де- | ||
точкину» из известного фильма «Бе | ||
регись автомобиля») и даже способ | ||
ствуют смягчению наказания, вклю | ||
чая освобождение от него. Правиль | ||
ное изменение или уточнение моти | ||
вации субъекта (которая социально | ||
неприемлема и осуждаема) на про | ||
тивоположную либо иную приемле | ||
мую означают для лица снятие с не | ||
го части вины и, соответственно, | ||
меры осуждения окружающих и от | ||
ветственности. | ||
Поскольку заподозренный, скры | ||
вая свою причастность к событию, | ||
умалчивает и о мотивационной сто | ||
роне своих действий, а субъектив | ||
ные причины последних пока не вы | ||
яснены, опрашивающий должен сам | ||
предложить возможные варианты | ||
социально приемлемой мотивации, | ||
которая позволит ему по-новому пе | ||
реоценить совершенный проступок, | ||
126
|
возможную будущую ответствен | |
ность за него и степень осуждения | |
окружающих. Вот почему замена | |
или трансформация мотивации в | |
сознании виновного, окружающих и | |
лица, ведущего расследование, в ря | |
де случаев влекут совсем иную, по | |
сравнении с исходной, нравственно- | |
правовую оценку содеянного, аеже- | |
ли это могло показаться им на пер | |
вый взгляд. В связи с этим, опраши | |
вающий должен помочь ему сфор | |
мулировать (в более мягкой форме) | |
оправдывающую мотивация) север-, | |
шенных действий. | |
Рассматривая предлагаемые ему | |
варианты социально приемлемой | |
мотивации, субъект должен прийти | |
к выводу, что иного выбора (за ис | |
ключением случая, когда лицо счи | |
тает, что оно полностью недосягае | |
мо для расследования), как принять | |
один из них в данной ситуации:, для | |
него нет. | |
П — программа | Используя формулирожн оаци- |
Предложите заподозренному | ально приемлемой мотивации,, помо |
программу (систему аргументов) | гите субъекту спасти свое лнщо, |
для самооправдания поступка, | предложив программу самооправд?.- |
1.27
|
|
|
| |
который он совершил, будучи | иия поступка, который он совершил | ||
вынужденным сделать это. | (жертва, экономическая система, не | ||
благоприятное стечение обстоя | |||
тельств и т.п.). Выделите и подчерк | |||
ните в этой программе субъективные | |||
(внутренние) и объективные (внеш | |||
ние) факторы, которые привели его к | |||
совершению проступка (преступле | |||
ния). Излагайте свою программу та | |||
ким образом, чтобы субъект само | |||
стоятельно пришел к заключению, | |||
что его действия на самом деле были | |||
вынужденными или неизбежными. | |||
Вы можете также продолжить в | |||
будущее эту программу для опраши | |||
ваемого с тем, чтобы он смог уви | |||
деть, оценить и сравнить предлагае | |||
мый Вами вариант развития событий | |||
с тем, который его ожидает в случае | |||
полного отрицания. Заметьте при | |||
этом, что так им будет преодолен и | |||
этот трудный и неприятный для него | |||
период жизни; что сделанное оста | |||
лось в прошлом и не должно повли | |||
ять на его лучшее будущее. | |||
И - преуменьшение | Преуменьшение - т.е. создание | ||
Помогите ему преуменьшить | для подозреваемого условий, когда | ||
действительный факт его уча- | он смог бы мысленно преуменьшить | ||
128
|
с | стия в событии или тяжелые по- з | значение факта своего участия (либо |
с следствия совершенного престу- д | действительной роли), опасности | |
пл пления. Например: «Вы могли д | действий и тяжести последствий со | |
бы взять все деньги, но взяли | вершенного проступка (преступле | |
только нужное вам количество». | ния). | |
Смягчите используемые опреде | Предлагая субъекту темы само | |
ления вещей, обстоятельств, | оправдания, следует добиваться, | |
действий, давая при этом запо | чтобы они были восприняты через | |
дозренному возможность самому | призму более мягких оценок соде | |
постепенно осознать это. В не | янного. | |
которых случаях преувеличение | Так, преуменьшение факта уча | |
его роли в событии, вызванных | стия (ограничение роли) и опасности | |
им последствий, может, наобо | осуществленных действий может | |
рот, льстить виновному и также | быть выражено в:, | |
принести положительный ре | 1) замене формулировок и оце | |
зультат. | нок, характеризующих противо | |
правные действия на более мягкие | ||
(украл - взял, убил - выстрелил и | ||
т.п.). | ||
1/Яропр!^ УЯОЯУП*ТУЭ П^* й^Т В Ы'Й1 ГПОГТНД 1\.а^€Ш^Ь Лар(лК1Срс1 ДС п^> И. с<п ги Л11)1.Ц<а | | ||
тяжести последствий происшедшего | ||
события, имущественного, физиче | ||
ского или морального вреда, схедует | ||
КПЙ^ГЯТ!- 12СЛГ*1^Я'?1-Т1Э!11С1ии П^'Г^ГО |ГЦГт1Н| 1'1-эис1и1ь оы^Ки-эЫоиппп псии^д ушрта | ||
шиваемым чрезмерно стропта. и ве- | ||
приятных для него оценок и выра | ||
жений, игнорируя, смягчая либо | ||
нейтрализуя их негатнви»г звучание: | ||
Ш
|
|
| |
и скрытый смысл. Виновному и так | ||
известны отрицательные результаты | ||
содеянного, но ему важно то, как к | ||
ним отнесетесь Вы и окружающие, | ||
как именно эти оценки могут ска | ||
заться на дальнейшем ухудшении | ||
его положения, «потере лица»; "" | ||
, | 2) оперировании в ходе беседы | |
более узким объемом выполненных | ||
действий по причинению вреда либо | ||
второстепенными действиями, либо | ||
только теми, которые первоначально | ||
входили в общий замысел субъекта. | ||
Всегда существует некоторое ко | ||
личество сопутствующих событию | ||
обстоятельств, которые и объектив | ||
но, и в сознании лица, вызвавшего | ||
своими действиями негативные по | ||
следствия, могут указывать на суще | ||
ственное преуменьшение вины | ||
субъекта, снижение ответственности | ||
за причиненный вред, меньшую сте | ||
пень порицания или на определение | ||
более мягкого наказания. Поэтому | ||
субъекту следует помочь постепенно | ||
осмыслить такую возможность, что | ||
бы в собственном сознании он стал | ||
полагать, что заслуживает (или мо- | ||
130
|
1——————————————————Гж | жег заслуживать) меньшую ответст | |
венность за все отрицательные по | ||
следствия, по сравнению с той, ко | ||
торую предполагал до беседы; | ||
3) предоставлении субъекту воз | ||
можности^ ограниченного описания | ||
или умолчания обо всех своих дей | ||
ствиях за счет вероятности их ис | ||
полнения соучастниками, посто | ||
ронними лицами либо невозможно | ||
сти проверки его объяснений. Здесь | ||
речь идет об объективной стороне | ||
деяния, к которой относятся: обета- | ||
игыи^я слД^ттио ттп^/^туттприж Гтс^/"*— пивка ^ииыхкш 1диу^1т11лсп|хм ^иуи^ | ||
ступка), характер действий субъекта | ||
и вызванные ими после дстьня. По | ||
скольку трактовать весь состав со | ||
бытия всегда можно через ослабле | ||
ние или, наоборот, усиление вины и | ||
ответственности, то для соответст | ||
вующей интерпретации (т.е. пре | ||
, | уменьшения) берется тгэнс об огра | |
ничении роли исполнителя и ослаб- | ||
ПР*НЫИ ТОЧГДРТН НЯ^ТЛ/ПЫЙПП Н"1Й П1Л|Г'ПР'1П"~ ЛСПНН 1 МЛ^С^ I» ПиУ" 1^л1П ЕлЕИЛКЧ. 111)А-.*.1С",щ, | ||
ствий в представлении самгсо субъ | ||
екта; | ||
4) указании на спонтанность, им | ||
пульсивность или непреднаадерки- | ||
131
|
|
| |
ность совершенных действий под | ||
воздействием внезапно возникшей | ||
ситуации либо вмешательства по | ||
сторонних в качестве обстоятельст | ||
ва, преуменьшающего вину; | ||
5) ссылках на некоторые специ | ||
фические особенности (характер) | ||
предмета посягательства, которые | ||
могут выступать в качестве основа | ||
ния для смягчения ответственности. | ||
В отношении тяжести последст | ||
вий проступка (преступления) сле | ||
дует избегать жестких, однозначных | ||
и эмоционально насыщенных оце | ||
нок, делая упор на преуменьшении | ||
их значения в Ваших глазах (ведь | ||
Вы являетесь для него выразителем | ||
общественного мнения, и на Вас | ||
субъект будет ориентироваться в | ||
своем стремлении «сохранить свое | ||
лицо»). Кроме того, Вам следует | ||
найти и указать опрашиваемому на | ||
• | те вероятно существующие обстоя | |
тельства, которые для Вас (и естест | ||
венно для него) имеют оправдатель | ||
ное значение: | ||
1) при совершении проступка | ||
субъект причинил наименьший | ||
132
|
ги, а взял столько, сколько ему было
| |
и\гяеиг\\* нужное,
| |
е- • | |
2) субъект пренебрег возможно- | |
стью скрыть следы преступления и
| |
своего участия в нем, воздержав
| |
шись тем самым от причинения еще
| |
большего вреда;
| |
3) ряд возникших при соаерпю- | |
нии проступка последствии про
| |
изошли случайно, были вызваны
| |
вынужденными действиями помимо
| |
желания субъекта либо носили по
| |
отношению к его цепи побочный
| |
характер (например, автомобиль
| |
йьтп \/гияи вштгтл/ и р^гвр^^гутт! ит>г"1~м' иыл у1 пап аопду п с-и^глудя.гешт-1 и | |
скрыться от преследования); | |
4) имелось намерение субъекта | |
при совершении проступка возмес | |
тить ущерб в будущем либо он до | |
пускал это (например, вернуть, дгазь- | |
ги в кассу); | |
5) имеется возможайсгь н жела | |
ние субъекта загладить арнчмнеи- | |
ный вред немедленно'; | |
Дайте возможность зал еда трен- | |
•№
|
| |||
' | ному осознать постепенно. | указанные | факторы |
|
|
| |
ЛИНИЯ ПОВЕДЕНИЯ | КОММЕНТАРИИ | |
1. Предложите положитель | Сделанное Вами заявление включа | |
ные в отрицательные альтер | ет скрытый подтекст, подразумеваю | |
нативы, которые предполага | щий очевидность доказанности прича | |
ют наличие вины. | стности субъекта к событию. Как бы | |
Пример: «Существуют два | считая это установленным, Вы предла | |
типа людей, которые берут день | гаете ему явно выигрышную альтерна | |
ги из небольших денежных фон | тиву - вариант оправдательной моти | |
дов. Есть обычный жулик, во | вации («второй тип людей») и соответ | |
ришка..., но я не думаю, (обра | ствующее смягчающее обстоятельство | |
щение), что вы человек этого ти | (намерение вернуть деньги). | |
па. Есть также люди второго ти | При этом Вы выясняете оправда | |
па, которым нужно занять не | тельную мотивацию содеянного. На | |
много денег в связи с их тяже | возможность подтвердить наличие это | |
лым финансовым положением, и | го смягчающего обстоятельства и де | |
которые всегда намереваются | лается расчет. Ведь обсуждать тему | |
возвратить эту небольшую сум | доказанности своей вины субъект ме | |
му денег обратно. Как мне ка | нее всего расположен. | |
жется, вы никогда не собирались | Данный вопрос представляет собой | |
оставить у себя эти деньги на- | хорошо известную профессионалам | |
134
|
в | всегда, не так ли, (обращение)?» с | сыска «вилку», включающую и наибо |
Л лее выгодный для опрашиваемого от | ||
вет. Подобные вопросы являются раз | ||
новидностью «вопросов-ловушек», | ||
рассчитанных на «сужение сознания», | ||
т ^ ^т^\ и^/*т1с\{*€\Киги*т^. (^гтпявнтТв/^в ^ 1 «с. vi и псудшуиимиу 1 ь ^ииолп ик^х ^ | ||
итири^тттмчсо лЙт^млм им/т^ппияньги 11Д1С(\Л-1^Л1М^Х ^ТиОСМ^М НгШЛи^М.иЦ^П'!] | ||
влекущую непроизвольную проговор- | ||
ку. Однако, если вопрос-ловушка ста | ||
вит лицо в положение проигравшего, | ||
из которого трудно выйти (оправдать | ||
ся, объяснить промах и т.п.), то Ваш | ||
вопрос ясно указывает пицу выход из | ||
затруднительной ситуации. | ||
Основное отличие Вашего вопроса | ||
от вопросов-ловушек состоит б том, | ||
что субъекту существенно сужают | ||
диапазон возможных ответов рамкамг | ||
того ярпругя т^я^'г'\/ту птрчцмй и'плу^пий 1Ш и а^ПСЛ1и иа^^.^-^Я^СППП,, (ШШрЫП | ||
для Вас желателен (нсэддя таз задач | ||
программы). Естественно, чю он соз | ||
нательно выбирает нимба лее выиг | ||
рышный в его положениж вариант н | ||
трм рямт^тм ияхптпярт мт.тгг^пп-пт. в налит- 1СИ ^ОМо1М (ЮЧИПйС-1. Мли.^ЛМ 1..б| С! П-Ч.пД, | ||
ном Вам направлении. Следует учесть, | ||
. | что предлагаемая альтернатива..капжна | |
Д1Л*п» гттю мрту^ 'эншппв-гг^и трп гггмя^иптм^ьдтуЗг иЫ1о ДЛЯ г1С1и -ДПат.ПМ.ит!.11.11 ИЩЛ.С^иСигС^М^иЕ.. | ||
Предлагаемая суб'ъе юту бозмо ж - | ||
135
|
|
| |
ность выбора путей самооправдания | ||
может быть облечена в любой вопрос | ||
с той или иной альтернативой, включая | ||
любые детали события, которые до | ||
пускают многозначное толкование, в | ||
т.ч. и прямо противоположное. | ||
2. Сделайте заявление (либо | Заявления и вопросы подобного ро | |
вопрос), которое подразумева | да весьма точно соответствуют психи | |
ет наличие вины человека и | ческому состоянию субъекта, вызывая | |
желание признать эту вину. | у него заметные поведенческие и пси | |
Произнесите это в положи | хофизиологические реакции, о кото | |
тельной (утвердительной) | рых говорилось выше. | |
форме и попросите подтвер | Сложность формулировки данного | |
дить Ваши слова. | вопроса состоит в том, что он должен | |
Примеры: «Все это как бы | одновременно: | |
вышло из-под вашего контроля, | • во-первых, предполагать нали | |
не так ли?»; «Вы никогда не со | чие вины субъекта; | |
бирались оказаться в таком не | • во-вторых, включать побужде | |
приятном положении, не так | ние и возможность признать вину; | |
ли?»; «Вы в действительности | • в-третьих, требовать подтвер | |
никогда не думали, что станете | ждения причастности к событию, ко | |
хулиганом, не так ли?» | торая еще не установлена. | |
Субъекту вновь, как и в предыду | ||
щем случае, предлагается вопрос- | ||
вилка. При этом новое обращение к | ||
• | нему в еще большей степени должно | |
укреплять представление субъекта о | ||
значении и убедительности имеющих- | ||
136
|
ся против него доказательств. Оно ло
| |
гически связано с предыдущим чаявле-
| |
нием. | |
Здесь важно получение подобного | |
признания, т.е. сведений о фактах,
| |
опосредованно связанных с соверше
| |
нием скрываемых действий виновного,
| |
Побуждение к признанию вины | |
должно давать достаточные основания
| |
и способствовать возникновению же
| |
лания признаться в содеянном. Доста
| |
точным моральным оправданием, а зя
| |
тем опорой для последующего призна
| |
ния в приведенном примере, может по
| |
служить то, что субъект не отдавал от-
| |
чета в своих действиях, никогда ае ду | |
мал, что данный постутиг может по | |
ставить его в такое положение, не | |
предполагал, что способен на такое | |
либо никогда ранее не -замышлял ниче | |
го подобного. | |
«Оправдывающие» су'6'т.екти. глаго | |
лы, которые наиболее преяпачтнтеяь- | |
ны: «не хотел», «не планировал).», «не | |
предполагал», «не допускали:" н т.п. | |
могут относиться как «с наиболее опас | |
ным действиям виновнигс?, так н к атй- | |
ростепенным. Желание прнзналь свою | |
1 Т" 1! и
|
|
| ||
вину должно формироваться у субъек | |||
та включением в вопрос предположе | |||
ний о наличии смягчающих обстоя | |||
тельств, касающихся, например, от | |||
дельных «единиц» поведения (дейст | |||
вий, операций) лица при совершения | |||
проступка, причинении малого вреда | |||
или вреда по неосторожности, опреде | |||
ленной (некриминальной) направлен | |||
ности умысла и т.д. | |||
Полу
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|