Формирование элементов программы

 

ЛИНИЯ ПОВЕДЕНИЯ   КОММЕНТАРИИ  
1. На данном этапе не спра­   Здесь следует избегать всякого  
шивают субъекта, почему он   осуждения в содеянном и не торо­  
совершил преступление (другие   питься с получением быстрого при­  
действия), не обвиняют его в   знания вины. Как это видно из за­  
содеянном.   мысла беседы-опроса, задача изо­  
    бличения посредством предъявления  
    доказательств вины либо убеждения  
    в их наличии, вообще не ставится. В  
    беседе используется совсем иной  
    механизм воздействия на субъекта с  
    целью признания им своей вины.  
    Изобличение приведением дока­  
    зательств, осуждение и обвинитель­  
    ная атмосфера беседы с заподозрен­  
    ным, даже простое предложение  
    признаться и рассказать о содеянном  
    - все это воспринимается субъектом  
    как прямая угроза благополучному  
    существованию. Стыд, боязнь поте­  
    рять хорошее мнение окружающих о  
    себе, подвергнуться их резкому осу­  
•   ждению и страх наказания, вызыва­  
    ют твердую решимость в отрицании  
    вины, причастности к содеянному,  
    приводят к запирательству. Поэто­  
    му, делать акцент в беседе на воз­  
    можность изобличения лица и неот-  

 

 

 

 

совершенному проступку. Оно  

стиками самого субъекта («Оскорб­

 

представляет собой «опору»,  

ляя лошадь. Вы оскорбляете всадни­

 

помогающую виновному посте­  

ка», - ответил бы д'Артаньян). Но

 

пенно переходить к признанию  

каждый человек считает себя вполне

 

своей вины, не ставя при этом  

добропорядочным членом общества,

 

под удар свое «Я», «свое лицо».  

а совершение того или иного про­

 

   

ступка связывает с какими-то объек­

 

   

тивно-субъективными (внешними по

 

   

отношению к нему и не всегда зави­

 

   

сящими от его свободной воли) фак­

 

   

торами, о которых окружающие не

 

   

подозревают и поэтому связывают

 

   

характер поступка с личностными

 

   

характеристиками того, кто его со­

 

   

вершил. Следовательно, признать

 

   

вину в совершении проступка, зна­

 

   

чит также признать, что он безнрав­

 

   

ственный, общественно опасный,

 

   

аморальный тип, т.е., как говорят в

 

   

Японии, «потерять свое лицо» в гла­

 

   

зах окружающих. В ряде случаев та­

 

   

кая вероятность для человека более

 

   

значима, чем страх перед наказани­

 

   

ем.

 

   

Поэтому, Ваша задача состоит в

 

   

том, чтобы сместить точку зрения

 

   

лица на общественную оценку его

 

   

поступка с общепринятой в иную

 

   

плоскость, где его поступок будет

 

р  

рассматриваться им и Вами (как

 

   

п представителем общества) как вы­

 

   

званный не зависящими от лица

 

   

причинами, и значит, имеющий го­

 

   

раздо меньшую общественную

 

   

опасность и общественное порица-

 

   

Ние.

 

   

Приемы такого рода воздействия

 

   

могут быть самыми разнообразными

 

   

А зависимости от личности конкретного

 

   

субъекта, характера и содержа-

 

   

Ния совершенного деяния, наличия

 

   

или отсутствия доказательств, а их

 

   

Использование предполагает конст

к1^11иЛЬ~)иВаг1ИС 1ДиСД1ШЛа1 аС 1 1\ип^1

 

   

руирование специально подобран­

 

   

ных тем.

 

   

Формирование тех или иных тем

 

   

Должно происходить на основе ана

 

   

лиза двух предыдущих бесед, Ваше-

 

   

Го знания о личности субъекта. Кро

 

   

ме того, сам опрашиваемый (в ходе

 

   

ответов на последние два вопроса

 

   

первой беседы-опроса) может не­

 

   

произвольно подсказать Вам свое

 

   

видение «оправдывающей» его мо­

 

   

тивации. В качестве таковой могут

 

   

выступать стечения различных

 

 

субъективных и объективных об­

 

   

стоятельств, которые как бы отодви­

 

   

гают на второй план его свободное

 

   

волеизъявление, личностные качест­

 

   

ва, социальная направленность.

 

   

Осмысленные субъектом предло­

 

   

женные обстоятельства должны

 

   

стать «опорой», способствующей

 

   

постепенному переходу к призна­

 

   

нию. Линия поведения опрашиваю­

 

   

щего, характер его вопросов и заяв­

 

   

лений, входящих в схему предыду­

 

   

щих бесед и, несомненно, вызы­

 

   

вающих существенный психологи­

 

   

ческий резонанс, с одной стороны,

 

   

могут создавать в глазах опраши­

 

   

ваемого преувеличенное представ­

 

   

ление о наличии против него доказа­

 

   

тельств, их объеме, весе, значении и

 

   

высокой вероятности их предъявле­

 

   

ния в любой момент беседы. С дру­

 

   

гой стороны, опрашивающий сам

 

   

предлагает собеседнику темы, «под­

 

   

сказывающие» путь «морального

 

   

оправдания» в содеянном, на кото­

 

   

рое, находясь не в столь крайних об­

 

   

стоятельствах, тот бы не решился.

 

   

решении его проблемы так, чтобы он

 

 

увидел в Вас сторонника.

 

 

 

Разумеется, при этом не идет речь  

о полном оправдании и допустимо­

 

сти самого проступка или обмане в

 

том, что ответственность за него не

 

предусмотрена либо может быть ис-

 

 

 

ключена.  

3. Конструирование указан­

 

Путь, идя по которому субъект  

ных тем, предлагаемых винов­

 

получает моральное оправдание в  

ному, основано на предположе­

 

проступке и видит для себя спаси­  

нии, что заподозренный, воз­

 

тельную возможность сохранить  

можно, примет на себя некото­

 

«свое лицо», - это, прежде всего,  

рую ответственность за содеян­

 

значительное самооправдание и пре­  

ное, если увидит, что опраши­

 

уменьшение общественной опасно­  

вающий сможет помочь освобо­

 

сти проступка в его собственных  

диться ему от всей ответствен­

 

глазах. Такое самооправдание долж­  

ности и вины за это.

 

но быть достаточным для того, что­  

Конструкция (содержание)

 

бы заподозренный был готов, опира­  

предлагаемых лицу «тем» по

 

ясь на предложенные ему варианты,  

«моральному оправданию» соде-              принять на себя некоторую (но уже

 

янного должна предполагать не всю) долю ответственности за со-

 

(давать) возможность обви-                         деянное, с учетом сформулирован-

 

нить в этом кого-нибудь или ных Вами смягчающих вину обстоя-

 

     

 


    что-нибудь еще кроме се-   тельств.  
    бя(внешние обстоятельства) ли­   При этом субъект должен быть  
    бо изложить свое минимальное   уверен, что предлагаемый ему путь  
    участие в совершенном, хотя   морального оправдания, создающий  
    бы в его собственном сознании.   в его сознании основу для принятия  
        решения о частичном признании,  
        действительно окажется единствен­  
        но возможным в данной ситуации  
        выходом для освобождения от всей  
        меры ответственности и тяжести ви­  
        ны за проступок. Он должен видеть,  
        что опрашивающий и сам рассмат­  
        ривает обсуждаемый выход из соз­  
        давшегося положения в плане сня­  
        тия части вины с заподозренного и  
        недопущения наступления всей от­  
        ветственности.  
        Механизм морального оправда­  
        ния субъекта в собственных глазах  
        состоит в предоставляемой ему воз­  
        можности переложить часть вины и  
        ответственности на конкретные,  
        предлагаемые ему обстоятельства -  
        тяжелое материальное положение,  
        неблагоприятные условия жизни,  
        совершение проступка (преступле­  
        ния) впервые, отказ от имевшихся  
        возможностей совершить другие,  

124

 

 


более опасные действия, незаконные либо провоцирующие действия по­терпевшего или окружающих лиц, отсутствие прямого умысла на со­вершение проступка (преступления) или непреступная цель содеянного, неожиданное стечение обстоя­тельств, ставших причиной события и т.д.  

 

Р — рациональное объясне­   Социально приемлемая мотива­  
ние   ция поступка - это наименее осуж­  
Дайте ему социально прием­   даемая обществом совокупность мо­  
лемую мотивацию совершенного   тивов, приводящих ж сояершеншо  
поступка.   проступка или преступления,, кото­  
Для этого следует проделать   рые, как таковые, Екз.-п.пшнстаом  
мыслительную работу за запо­   членов этого общества осуддавэтся.  
дозренного, который получит   Известно, что в осапие одного н  
возможность думать, что он спа­   того же деяния могут пежагп. раз­  
сает свое лицо.   личные мотивы, в т.ч.:и те, которые  

125

 

 


        усугубляют вину субъекта и усили­  
        вают степень его ответственности,  
        или, наоборот, смягчают вину субъ­  
        екта вплоть до выражения ему со­  
    \   чувствия (вспомните незабываемую  
        фразу в суде: «Свободу Юрию Де-  
        точкину» из известного фильма «Бе­  
        регись автомобиля») и даже способ­  
        ствуют смягчению наказания, вклю­  
        чая освобождение от него. Правиль­  
        ное изменение или уточнение моти­  
        вации субъекта (которая социально  
        неприемлема и осуждаема) на про­  
        тивоположную либо иную приемле­  
        мую означают для лица снятие с не­  
        го части вины и, соответственно,  
        меры осуждения окружающих и от­  
        ветственности.  
        Поскольку заподозренный, скры­  
        вая свою причастность к событию,  
        умалчивает и о мотивационной сто­  
        роне своих действий, а субъектив­  
        ные причины последних пока не вы­  
        яснены, опрашивающий должен сам  
        предложить возможные варианты  
        социально приемлемой мотивации,  
        которая позволит ему по-новому пе­  
        реоценить совершенный проступок,  

126

 

 


    возможную будущую ответствен­  
    ность за него и степень осуждения  
    окружающих. Вот почему замена  
    или трансформация мотивации в  
    сознании виновного, окружающих и  
    лица, ведущего расследование, в ря­  
    де случаев влекут совсем иную, по  
    сравнении с исходной, нравственно-  
    правовую оценку содеянного, аеже-  
    ли это могло показаться им на пер­  
    вый взгляд. В связи с этим, опраши­  
    вающий должен помочь ему сфор­  
    мулировать (в более мягкой форме)  
    оправдывающую мотивация) север-,  
    шенных действий.  
    Рассматривая предлагаемые ему  
    варианты социально приемлемой  
    мотивации, субъект должен прийти  
    к выводу, что иного выбора (за ис­  
    ключением случая, когда лицо счи­  
    тает, что оно полностью недосягае­  
    мо для расследования), как принять  
    один из них в данной ситуации:, для  
    него нет.  
П — программа   Используя формулирожн оаци-  
Предложите заподозренному   ально приемлемой мотивации,, помо­  
программу (систему аргументов)   гите субъекту спасти свое лнщо,  
для самооправдания поступка,   предложив программу самооправд?.-  

1.27

 

 


 

 

 

 

 

 

который он совершил, будучи   иия поступка, который он совершил  
    вынужденным сделать это.   (жертва, экономическая система, не­      
        благоприятное стечение обстоя­      
        тельств и т.п.). Выделите и подчерк­      
        ните в этой программе субъективные      
        (внутренние) и объективные (внеш­      
        ние) факторы, которые привели его к      
        совершению проступка (преступле­      
        ния). Излагайте свою программу та­      
        ким образом, чтобы субъект само­      
        стоятельно пришел к заключению,      
        что его действия на самом деле были      
        вынужденными или неизбежными.      
        Вы можете также продолжить в      
        будущее эту программу для опраши­      
        ваемого с тем, чтобы он смог уви­      
        деть, оценить и сравнить предлагае­      
        мый Вами вариант развития событий      
        с тем, который его ожидает в случае      
        полного отрицания. Заметьте при      
        этом, что так им будет преодолен и      
        этот трудный и неприятный для него      
        период жизни; что сделанное оста­      
        лось в прошлом и не должно повли­      
        ять на его лучшее будущее.      
    И - преуменьшение   Преуменьшение - т.е. создание      
    Помогите ему преуменьшить   для подозреваемого условий, когда      
    действительный факт его уча-   он смог бы мысленно преуменьшить      

128

 

 


 

 

с   стия в событии или тяжелые по- з   значение факта своего участия (либо  
    с следствия совершенного престу- д   действительной роли), опасности  
    пл пления. Например: «Вы могли д   действий и тяжести последствий со­  
    бы взять все деньги, но взяли   вершенного проступка (преступле­  
    только нужное вам количество».   ния).  
    Смягчите используемые опреде­   Предлагая субъекту темы само­  
    ления вещей, обстоятельств,   оправдания, следует добиваться,  
    действий, давая при этом запо­   чтобы они были восприняты через  
    дозренному возможность самому   призму более мягких оценок соде­  
    постепенно осознать это. В не­   янного.  
    которых случаях преувеличение   Так, преуменьшение факта уча­  
    его роли в событии, вызванных   стия (ограничение роли) и опасности  
    им последствий, может, наобо­   осуществленных действий может  
    рот, льстить виновному и также   быть выражено в:,  
    принести положительный ре­   1) замене формулировок и оце­  
    зультат.   нок, характеризующих противо­  
        правные действия на более мягкие  
        (украл - взял, убил - выстрелил и  
        т.п.).  
        1/Яропр!^ УЯОЯУП*ТУЭ П^* й^Т В Ы'Й1 ГПОГТНД 1\.а^€Ш^Ь Лар(лК1Срс1 ДС п^> И. с<п ги Л11)1.Ц<а |  
        тяжести последствий происшедшего  
        события, имущественного, физиче­  
        ского или морального вреда, схедует  
        КПЙ^ГЯТ!- 12СЛГ*1^Я'?1-Т1Э!11С1ии П^'Г^ГО |ГЦГт1Н| 1'1-эис1и1ь оы^Ки-эЫоиппп псии^д ушрта  
        шиваемым чрезмерно стропта. и ве-  
        приятных для него оценок и выра­  
        жений, игнорируя, смягчая либо  
        нейтрализуя их негатнви»г звучание:  
   

Ш

 

 


 

 

 

 

    и скрытый смысл. Виновному и так  
        известны отрицательные результаты  
        содеянного, но ему важно то, как к  
        ним отнесетесь Вы и окружающие,  
        как именно эти оценки могут ска­  
        заться на дальнейшем ухудшении  
        его положения, «потере лица»; ""  
    ,   2) оперировании в ходе беседы  
        более узким объемом выполненных  
        действий по причинению вреда либо  
        второстепенными действиями, либо  
        только теми, которые первоначально  
        входили в общий замысел субъекта.  
        Всегда существует некоторое ко­  
        личество сопутствующих событию  
        обстоятельств, которые и объектив­  
        но, и в сознании лица, вызвавшего  
        своими действиями негативные по­  
        следствия, могут указывать на суще­  
        ственное преуменьшение вины  
        субъекта, снижение ответственности  
        за причиненный вред, меньшую сте­  
        пень порицания или на определение  
        более мягкого наказания. Поэтому  
        субъекту следует помочь постепенно  
        осмыслить такую возможность, что­  
        бы в собственном сознании он стал  
        полагать, что заслуживает (или мо-  

130

 

 


    1——————————————————Гж   жег заслуживать) меньшую ответст­  
        венность за все отрицательные по­  
        следствия, по сравнению с той, ко­  
        торую предполагал до беседы;  
        3) предоставлении субъекту воз­  
        можности^ ограниченного описания  
        или умолчания обо всех своих дей­  
        ствиях за счет вероятности их ис­  
        полнения соучастниками, посто­  
        ронними лицами либо невозможно­  
        сти проверки его объяснений. Здесь  
        речь идет об объективной стороне  
        деяния, к которой относятся: обета-  
        игыи^я слД^ттио ттп^/^туттприж Гтс^/"*— пивка ^ииыхкш 1диу^1т11лсп|хм ^иуи^  
        ступка), характер действий субъекта  
        и вызванные ими после дстьня. По­  
        скольку трактовать весь состав со­  
        бытия всегда можно через ослабле­  
        ние или, наоборот, усиление вины и  
        ответственности, то для соответст­  
        вующей интерпретации (т.е. пре­  
    ,   уменьшения) берется тгэнс об огра­  
        ничении роли исполнителя и ослаб-  
        ПР*НЫИ ТОЧГДРТН НЯ^ТЛ/ПЫЙПП Н"1Й П1Л|Г'ПР'1П"~ ЛСПНН 1 МЛ^С^ I» ПиУ" 1^л1П ЕлЕИЛКЧ. 111)А-.*.1С",щ,  
        ствий в представлении самгсо субъ­  
        екта;  
        4) указании на спонтанность, им­  
        пульсивность или непреднаадерки-  
   

131

 

 


 

 

 

 

    ность совершенных действий под  
        воздействием внезапно возникшей  
        ситуации либо вмешательства по­  
        сторонних в качестве обстоятельст­  
        ва, преуменьшающего вину;  
        5) ссылках на некоторые специ­  
        фические особенности (характер)  
        предмета посягательства, которые  
        могут выступать в качестве основа­  
        ния для смягчения ответственности.  
        В отношении тяжести последст­  
        вий проступка (преступления) сле­  
        дует избегать жестких, однозначных  
        и эмоционально насыщенных оце­  
        нок, делая упор на преуменьшении  
        их значения в Ваших глазах (ведь  
        Вы являетесь для него выразителем  
        общественного мнения, и на Вас  
        субъект будет ориентироваться в  
        своем стремлении «сохранить свое  
        лицо»). Кроме того, Вам следует  
        найти и указать опрашиваемому на  
•       те вероятно существующие обстоя­  
        тельства, которые для Вас (и естест­  
        венно для него) имеют оправдатель­  
        ное значение:  
        1) при совершении проступка  
        субъект причинил наименьший  

132

 

 


ги, а взял столько, сколько ему было

 

и\гяеиг\\*

нужное,

 

    е- •  
    2) субъект пренебрег возможно-  

стью скрыть следы преступления и

 

своего участия в нем, воздержав­

 

шись тем самым от причинения еще

 

большего вреда;

 

    3) ряд возникших при соаерпю-  

нии проступка последствии про­

 

изошли случайно, были вызваны

 

вынужденными действиями помимо

 

желания субъекта либо носили по

 

отношению к его цепи побочный

 

характер (например, автомобиль

 

    йьтп \/гияи вштгтл/ и р^гвр^^гутт! ит>г"1~м' иыл у1 пап аопду п с-и^глудя.гешт-1 и  
    скрыться от преследования);  
    4) имелось намерение субъекта  
    при совершении проступка возмес­  
    тить ущерб в будущем либо он до­  
    пускал это (например, вернуть, дгазь-  
    ги в кассу);  
    5) имеется возможайсгь н жела­  
    ние субъекта загладить арнчмнеи-  
    ный вред немедленно';  
    Дайте возможность зал еда трен-  

•№

 

 


 

 

'   ному осознать постепенно.   указанные   факторы  

 

 

 

 

 

 

 

ЛИНИЯ ПОВЕДЕНИЯ   КОММЕНТАРИИ  
    1. Предложите положитель­   Сделанное Вами заявление включа­  
    ные в отрицательные альтер­   ет скрытый подтекст, подразумеваю­  
    нативы, которые предполага­   щий очевидность доказанности прича­  
    ют наличие вины.   стности субъекта к событию. Как бы  
    Пример: «Существуют два   считая это установленным, Вы предла­  
    типа людей, которые берут день­   гаете ему явно выигрышную альтерна­  
    ги из небольших денежных фон­   тиву - вариант оправдательной моти­  
    дов. Есть обычный жулик, во­   вации («второй тип людей») и соответ­  
    ришка..., но я не думаю, (обра­   ствующее смягчающее обстоятельство  
    щение), что вы человек этого ти­   (намерение вернуть деньги).  
    па. Есть также люди второго ти­   При этом Вы выясняете оправда­  
    па, которым нужно занять не­   тельную мотивацию содеянного. На  
    много денег в связи с их тяже­   возможность подтвердить наличие это­  
    лым финансовым положением, и   го смягчающего обстоятельства и де­  
    которые всегда намереваются   лается расчет. Ведь обсуждать тему  
    возвратить эту небольшую сум­   доказанности своей вины субъект ме­  
    му денег обратно. Как мне ка­   нее всего расположен.  
    жется, вы никогда не собирались   Данный вопрос представляет собой  
    оставить у себя эти деньги на-   хорошо известную профессионалам  

134

 

 


в   всегда, не так ли, (обращение)?» с   сыска «вилку», включающую и наибо­  
        Л лее выгодный для опрашиваемого от­  
        вет. Подобные вопросы являются раз­  
        новидностью «вопросов-ловушек»,  
        рассчитанных на «сужение сознания»,  
        т ^ ^т^\ и^/*т1с\{*€\Киги*т^. (^гтпявнтТв/^в ^ 1 «с. vi и псудшуиимиу 1 ь ^ииолп ик^х ^  
        итири^тттмчсо лЙт^млм им/т^ппияньги 11Д1С(\Л-1^Л1М^Х ^ТиОСМ^М НгШЛи^М.иЦ^П'!]  
        влекущую непроизвольную проговор-  
        ку. Однако, если вопрос-ловушка ста­  
        вит лицо в положение проигравшего,  
        из которого трудно выйти (оправдать­  
        ся, объяснить промах и т.п.), то Ваш  
        вопрос ясно указывает пицу выход из  
        затруднительной ситуации.  
        Основное отличие Вашего вопроса  
        от вопросов-ловушек состоит б том,  
        что субъекту существенно сужают  
        диапазон возможных ответов рамкамг  
        того ярпругя т^я^'г'\/ту птрчцмй и'плу^пий 1Ш и а^ПСЛ1и иа^^.^-^Я^СППП,, (ШШрЫП  
        для Вас желателен (нсэддя таз задач  
        программы). Естественно, чю он соз­  
        нательно выбирает нимба лее выиг­  
        рышный в его положениж вариант н  
        трм рямт^тм ияхптпярт мт.тгг^пп-пт. в налит- 1СИ ^ОМо1М (ЮЧИПйС-1. Мли.^ЛМ 1..б| С! П-Ч.пД,  
        ном Вам направлении. Следует учесть,  
.       что предлагаемая альтернатива..капжна  
        Д1Л*п» гттю мрту^ 'эншппв-гг^и трп гггмя^иптм^ьдтуЗг иЫ1о ДЛЯ г1С1и -ДПат.ПМ.ит!.11.11 ИЩЛ.С^иСигС^М^иЕ..  
        Предлагаемая суб'ъе юту бозмо ж -  
   

135

 

 


 

 

 

 

    ность выбора путей самооправдания  
        может быть облечена в любой вопрос  
        с той или иной альтернативой, включая  
        любые детали события, которые до­  
        пускают многозначное толкование, в  
        т.ч. и прямо противоположное.  
    2. Сделайте заявление (либо   Заявления и вопросы подобного ро­  
    вопрос), которое подразумева­   да весьма точно соответствуют психи­  
    ет наличие вины человека и   ческому состоянию субъекта, вызывая  
    желание признать эту вину.   у него заметные поведенческие и пси­  
    Произнесите это в положи­   хофизиологические реакции, о кото­  
    тельной (утвердительной)   рых говорилось выше.  
    форме и попросите подтвер­   Сложность формулировки данного  
    дить Ваши слова.   вопроса состоит в том, что он должен  
    Примеры: «Все это как бы   одновременно:  
    вышло из-под вашего контроля,   • во-первых, предполагать нали­  
    не так ли?»; «Вы никогда не со­   чие вины субъекта;  
    бирались оказаться в таком не­   • во-вторых, включать побужде­  
    приятном положении, не так   ние и возможность признать вину;  
    ли?»; «Вы в действительности   • в-третьих, требовать подтвер­  
    никогда не думали, что станете   ждения причастности к событию, ко­  
    хулиганом, не так ли?»   торая еще не установлена.  
        Субъекту вновь, как и в предыду­  
        щем случае, предлагается вопрос-  
        вилка. При этом новое обращение к  
    •   нему в еще большей степени должно  
        укреплять представление субъекта о  
        значении и убедительности имеющих-  

136

 

 


ся против него доказательств. Оно ло­

 

гически связано с предыдущим чаявле-

 

    нием.  
    Здесь важно получение подобного  

признания, т.е. сведений о фактах,

 

опосредованно связанных с соверше­

 

нием скрываемых действий виновного,

 

    Побуждение к признанию вины  

должно давать достаточные основания

 

и способствовать возникновению же­

 

лания признаться в содеянном. Доста­

 

точным моральным оправданием, а зя­

 

тем опорой для последующего призна­

 

ния в приведенном примере, может по­

 

служить то, что субъект не отдавал от-

 

    чета в своих действиях, никогда ае ду­  
    мал, что данный постутиг может по­  
    ставить его в такое положение, не  
    предполагал, что способен на такое  
    либо никогда ранее не -замышлял ниче­  
    го подобного.  
    «Оправдывающие» су'6'т.екти. глаго­  
    лы, которые наиболее преяпачтнтеяь-  
    ны: «не хотел», «не планировал).», «не  
    предполагал», «не допускали:" н т.п.  
    могут относиться как «с наиболее опас­  
    ным действиям виновнигс?, так н к атй-  
    ростепенным. Желание прнзналь свою  

1 Т" 1! и

 

 


 

 

 

 

    вину должно формироваться у субъек­  
        та включением в вопрос предположе­  
        ний о наличии смягчающих обстоя­  
        тельств, касающихся, например, от­  
        дельных «единиц» поведения (дейст­  
        вий, операций) лица при совершения  
        проступка, причинении малого вреда  
        или вреда по неосторожности, опреде­  
        ленной (некриминальной) направлен­  
        ности умысла и т.д.  
        Полу

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow