Традиция (лат. «передача, предание») – совокупность формальных процедур хранения и передачи социокультурных норм из поколение в поколение в том или ином обществе.
Традиции образуют «коллективную память» общества и культуры, то «хранилище» образов, к которым обращаются из поколения в поколение члены той или иной социальной группы. Тем самым обеспечиваются преемственность в развитии общества.
Значимость традиций в разных сферах культуры неодинакова: в религии, они имеют принципиальный характер и выражаются нарочито консервативной форме, в современном искусстве их присутствие минимально.
Соотнесение индивидуальности и традиции – весьма сложная проблема. Передавать от поколения к поколению можно только обобщенные нормы, модели поведения.
Культуры, делающие акцент в своем развитии на сохранении установившихся, из века в век повторяющихся норм, называются традиционными (восточные культуры во все времена).
Инновация – это нововведение, создающее условия для проявления изменений в обществе и культуре. Подобные нововведения появляются в результате творческой активности отдельных людей и приживаются или не приживаются в обществе в зависимости от того, насколько сильны в данном обществе традиции.
|
|
Современная европейская культура является инновационной, то есть влияние традиций в ней невелико, личность имеет достаточно много возможностей для проявления своей индивидуальности, в культуре постоянно возникает что-то новое и она весьма быстро развивается.
Традиции и инновации противостоят друг другу, но обществу они одинаковы необходимы: для хранения и передачи культурного наследия нужны традиции, а для творческого развития – инновации.
Культурная модернизация
Культурная модернизация (фр. Modern – новейший, современный) – это переход от традиционной культуры к инновационной, т.е. процесс отхода культуры от традиционных норм и ценностей и её ускоренное развитие благодаря многочисленным инновациям в сферах культуры.
В разных она происходила в разное время и разными темпами.
Модернизация свойственна европейской культуре начиная с эпохи
Возрождения и Реформации. В 18 в. она ускорилась. В 19 в. мы можем говорить о инновационном характере культуры образованных слоев населения, тогда как основная масса жила в соответствии с традиционными нормами и ценностями. В течение 20 в., с развитием массовой культуры, инновационность стала присуще европейской культуре в целом.
В России культурная модернизация началась при Петре Великом, на рубеже 17-
18 вв., а необходимые для неё предпосылки формировались в течение всего 17 в. (т.о., Петр не проводил модернизацию и европеизацию искусственно и насильно – почва для неё была подготовлена предшествующим развитием культуры). Уже ко времени Екатерины Великой элитарная российская культура развивалась теми же темпами и в том же русле, что и европейская. Культура основной массы населения (крестьянства) вплоть до 20 в. оставалась полностью традиционной. В советское время этот разрыв во многом был преодолен, но до сих пор в нашей культуре значительна роль традиций, хотя инновации, как правило, не опровергаются. Современная российская культура развивается теми же темпами и в том же направлении, что и западная.
|
|
3. Модернизация различных восточных культур происходит с 19 в. под влиянием европейских колонизаторов, при этом инновации насаждаются насильственно и искусственно, предпосылок для них в большинстве восточных культур нет (исключения – Турция и Япония). Модернизация идет медленно, затрагивает лишь верхушку общества, всему остальному населению она чужда и враждебна. До сих пор подавляющее большинство восточных культур являются традиционными.
Понятие цивилизации
С понятием «культура» тесно связано понятие «цивилизация» (лат. civitas – город-государство, коллектив граждан), имеющих 3 связанных между собой значения:
- мировая культура в целом (современная цивилизация);
- определенная степень развития общества (возникновение древнеегипетской цивилизации);
- своеобразие духовной, материальной и социальной жизни той или иной страны, группы стран, народов и человечества на определенном этапе развития.
В результате возникает своеобразие той или иной цивилизации. На него оказывает влияние:
- природно-климатические условия;
- образ жизни людей;
- уровень материального производства;
- уровень политического развития общества;
- уровень духовного развития общества.
Цивилизации выделяют в основном по 2-м критериям:
- территориальному (цивилизация Китая);
- историческому (цивилизация античности).
На соотношение понятий «культура» и «цивилизация» существовало 2 субъективные точки зрения:
1. Это синонимы. Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «образованный», «воспитанный».
2. Противопоставление этих понятий.
- эти понятия имеют разный исторический масштаб – культура сопровождает всю историю существования человечества, тогда как цивилизация существует около 5 тысяч лет;
- развитие цивилизации не сводится к развитию культуры: помимо культурных факторов существуют экономические, социальные и политические, а также на зависящие от человека природно-географические факторы развития цивилизации.
Вопросы для самоконтроля
- Дайте определение понятию «культура». В чем заключается особенности культуры как особой сферы бытия?
- Какие функции культуры вы знаете? Охарактеризуйте каждую из них.
- Что такое морфология культуры? Какие формы культуры Вам известны?
- Каково место культуры в системе бытия?
- Как связана между собой культура и природа?
- Каким образом осуществляется взаимодействие культуры и общества? Объясните понятие «институт культуры»?
- Охарактеризуйте человека как субъекта культуры.
- Что такое идентичность? Какие её виды Вы знаете?
- Объясните понятие «инкультурация» и «социализация». Как они осуществляются?
- Что такое картина мира и как она формируется?
- Дайте определение понятию «ценность» и назовите известные Вам виды ценностей.
- Что такое социокультурная норма? Какие виды норм Вы знаете и с помощью каких механизмов они поддерживаются?
- Объясните понятие «традиции» и «инновации» в культуре. Какие общества являются традиционными, а какие – инновационными?
- Что такое культурная модернизация и как она осуществляется?
- Дайте определение основным семиотическим понятиям «артефакт», «смысл», «знак», «значение», «знаковая система» и проследите связь между ними.
- Перечислите известные Вам типы знаковых и охарактеризуйте каждую из них.
- Что такое язык и какую структуру он имеет?
- Объясните понятие «межкультурная коммуникация» Кто является её субъектом?
- Что такое цивилизация и как соотносится понятия «цивилизация» и «культура»?
|
|