Культурные традиции и инновации

Традиция (лат. «передача, предание») – совокупность формальных процедур хранения и передачи социокультурных норм из поколение в поколение в том или ином обществе.

Традиции образуют «коллективную память» общества и культуры, то «хранилище» образов, к которым обращаются из поколения в поколение члены той или иной социальной группы. Тем самым обеспечиваются преемственность в развитии общества.

Значимость традиций в разных сферах культуры неодинакова: в религии, они имеют принципиальный характер и выражаются нарочито консервативной форме, в современном искусстве их присутствие минимально.

Соотнесение индивидуальности и традиции – весьма сложная проблема. Передавать от поколения к поколению можно только обобщенные нормы, модели поведения.

Культуры, делающие акцент в своем развитии на сохранении установившихся, из века в век повторяющихся норм, называются традиционными (восточные культуры во все времена).

Инновация – это нововведение, создающее условия для проявления изменений в обществе и культуре. Подобные нововведения появляются в результате творческой активности отдельных людей и приживаются или не приживаются в обществе в зависимости от того, насколько сильны в данном обществе традиции.

Современная европейская культура является инновационной, то есть влияние традиций в ней невелико, личность имеет достаточно много возможностей для проявления своей индивидуальности, в культуре постоянно возникает что-то новое и она весьма быстро развивается.

Традиции и инновации противостоят друг другу, но обществу они одинаковы необходимы: для хранения и передачи культурного наследия нужны традиции, а для творческого развития – инновации.

Культурная модернизация

Культурная модернизация (фр. Modern – новейший, современный) – это переход от традиционной культуры к инновационной, т.е. процесс отхода культуры от традиционных норм и ценностей и её ускоренное развитие благодаря многочисленным инновациям в сферах культуры.

В разных она происходила в разное время и разными темпами.

Модернизация свойственна европейской культуре начиная с эпохи

Возрождения и Реформации. В 18 в. она ускорилась. В 19 в. мы можем говорить о инновационном характере культуры образованных слоев населения, тогда как основная масса жила в соответствии с традиционными нормами и ценностями. В течение 20 в., с развитием массовой культуры, инновационность стала присуще европейской культуре в целом.

В России культурная модернизация началась при Петре Великом, на рубеже 17-

18 вв., а необходимые для неё предпосылки формировались в течение всего 17 в. (т.о., Петр не проводил модернизацию и европеизацию искусственно и насильно – почва для неё была подготовлена предшествующим развитием культуры). Уже ко времени Екатерины Великой элитарная российская культура развивалась теми же темпами и в том же русле, что и европейская. Культура основной массы населения (крестьянства) вплоть до 20 в. оставалась полностью традиционной. В советское время этот разрыв во многом был преодолен, но до сих пор в нашей культуре значительна роль традиций, хотя инновации, как правило, не опровергаются. Современная российская культура развивается теми же темпами и в том же направлении, что и западная.

3. Модернизация различных восточных культур происходит с 19 в. под влиянием европейских колонизаторов, при этом инновации насаждаются насильственно и искусственно, предпосылок для них в большинстве восточных культур нет (исключения – Турция и Япония). Модернизация идет медленно, затрагивает лишь верхушку общества, всему остальному населению она чужда и враждебна. До сих пор подавляющее большинство восточных культур являются традиционными.

Понятие цивилизации

С понятием «культура» тесно связано понятие «цивилизация» (лат. civitas – город-государство, коллектив граждан), имеющих 3 связанных между собой значения:

- мировая культура в целом (современная цивилизация);

- определенная степень развития общества (возникновение древнеегипетской цивилизации);

- своеобразие духовной, материальной и социальной жизни той или иной страны, группы стран, народов и человечества на определенном этапе развития.

В результате возникает своеобразие той или иной цивилизации. На него оказывает влияние:

- природно-климатические условия;

- образ жизни людей;

- уровень материального производства;

- уровень политического развития общества;

- уровень духовного развития общества.

Цивилизации выделяют в основном по 2-м критериям:

- территориальному (цивилизация Китая);

- историческому (цивилизация античности).

На соотношение понятий «культура» и «цивилизация» существовало 2 субъективные точки зрения:

1. Это синонимы. Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «образованный», «воспитанный».

2. Противопоставление этих понятий.

- эти понятия имеют разный исторический масштаб – культура сопровождает всю историю существования человечества, тогда как цивилизация существует около 5 тысяч лет;

- развитие цивилизации не сводится к развитию культуры: помимо культурных факторов существуют экономические, социальные и политические, а также на зависящие от человека природно-географические факторы развития цивилизации.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение понятию «культура». В чем заключается особенности культуры как особой сферы бытия?
  2. Какие функции культуры вы знаете? Охарактеризуйте каждую из них.
  3. Что такое морфология культуры? Какие формы культуры Вам известны?
  4. Каково место культуры в системе бытия?
  5. Как связана между собой культура и природа?
  6. Каким образом осуществляется взаимодействие культуры и общества? Объясните понятие «институт культуры»?
  7. Охарактеризуйте человека как субъекта культуры.
  8. Что такое идентичность? Какие её виды Вы знаете?
  9. Объясните понятие «инкультурация» и «социализация». Как они осуществляются?
  10. Что такое картина мира и как она формируется?
  11. Дайте определение понятию «ценность» и назовите известные Вам виды ценностей.
  12. Что такое социокультурная норма? Какие виды норм Вы знаете и с помощью каких механизмов они поддерживаются?
  13. Объясните понятие «традиции» и «инновации» в культуре. Какие общества являются традиционными, а какие – инновационными?
  14. Что такое культурная модернизация и как она осуществляется?
  15. Дайте определение основным семиотическим понятиям «артефакт», «смысл», «знак», «значение», «знаковая система» и проследите связь между ними.
  16. Перечислите известные Вам типы знаковых и охарактеризуйте каждую из них.
  17. Что такое язык и какую структуру он имеет?
  18. Объясните понятие «межкультурная коммуникация» Кто является её субъектом?
  19. Что такое цивилизация и как соотносится понятия «цивилизация» и «культура»?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: