Личность и общество в процессе исторического развития

 

В истории человечества отношение общества к отдельной человеческой личности многократно менялось. При родовом строе личные интересы подавлялись интересами выживания рода в целом. Общество в своей жизнедеятельности руководствовалось ритуалами и обычаями предков. В деятельности человека реализовывалась его родовая, общественная сущность. Это была первая историческая ступень в развитии человеческой личности, внутренний духовный мир которой подчинялся общественным интересам.

С возникновением первых цивилизаций, возникает и новый тип отношений личности и общества. В этих обществах сформировались социальные группы с различными и даже противоположными интересами, сформировалось государство вместе с официально оформленными правовыми отношениями. Человек стал выступать субъектом права и обязанностей. Это означало признание определённой самостоятельности действий за отдельным человеком, и, соответственно, предусматривалась способность человека отвечать за свои действия. В данном случае можно говорить о процессе становления личности, которая понимает себя как относительно самостоятельное от общества образование.

В античности человек и общество воспринимались по образу и подобию космоса. Отсюда понимание предзаданности судьбы человека. Он мог быть самостоятельным в решении своих земных дел, но в последней инстанции, он всё-таки осознавал себя как орудие космического миропорядка, воплощённого в идее судьбы. У каждого была своя судьба, и он не мог её изменить по своему желанию. Мировоззрение античной личности оставалось мифологическим.

Личность античной эпохи резко отличалась от средневековой личности, потому что они жили в условиях разных типов культур. Античное общество – языческое, а средневековое – христианское. В средневековье религиозным началом было пронизано всё человеческое существование, что и обуславливало соответствующий образ жизни. Для личности эпохи Раннего христианства характерен личный героизм – подвижничество. В жизни средневековой личности большое место занимали нравственные ценности, а не утилитарно-материальные.

В новой культурной среде, связанной с переходом к капиталистическим формам хозяйства, зарождается личность нового типа. В эпоху Возрождения очень остро была осознана свобода человека. Автономия для бога была осознана как автономия для самого человека. Отныне человек – распорядитель своей собственной судьбы, наделённый свободой выбора, которая означала для него самостоятельность творческого самоопределения.

В эпоху Просвещения разум занял господствующую позицию. Всё, что не выдерживало испытаний силой разума, подвергалось сомнению и критике. Это означало значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, главным образом, бурный расцвет науки. Рационализация жизни означала сужение эмоционально-душевной стороны внутреннего мира личности. Изменились ценностные ориентации и мировоззрение. По мере утверждения и развития капитализма высшей ценностью наделялись такие качества личности, как сила воли, деловитость и одарённость, имевшие обратную сторону – эгоизм, индивидуализм и беспощадность.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: