Этическая, политическая и правовая культура

 

Одной из исторически первых духовных потребностей людей была потребность любить и ненавидеть, различать добро и зло, иметь представления о справедливости и долге, свободе и совести. Её называют этической потребностью. Она определяется тем, что человек представляет собой общественное существо. Он живёт среди людей и становится человеком благодаря ним, воспроизводя в себе мир общественных отношений. Этические отношения между людьми в обществе оформляются через мораль. Мораль представляет собой отражение общепринятых нормативов человеческой деятельности в обществе и общественную оценку этой деятельности. Это система таких социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей.

Механизм действия морали выражается через нравственные категории: честь, совесть, долг, чувство собственного достоинства, свобода воли. Честь – это нравственная основа личности человека. Для настоящего Человека утрата чести означает утрату всего самого важного, при этом даже собственная жизнь теряет прежнюю ценность. Совесть – это моральное осознание и самосознание человека, выполняющее функцию оценки его поступков с точки зрения их общественной значимости. Долг – это обязанности человека перед другими людьми или всем обществом. Чувство собственного достоинства – это осознание личностью своего значения и права на уважение окружающими. Свобода воли – это возможность сознательного выбора человеком линии своего поведения и ответственность за него. Область нравственного выбора не абсолютна, потому что на человека влияют объективные условия его общественного бытия. Эти условия менялись по мере изменения общества.

Мораль развивается исторически. Происходят коренные изменения в нравственных принципах жизни общества, связанные с появлением новых социальных сил. В первобытном обществе вековые обычаи и традиции поддерживались силой общественного мнения. В античности происходит резкая поляризация морали раба и господина. Например, свободнорожденный должен не заниматься физическим трудом, а не способный испытывать эстетического наслаждения, не выполняет своего нравственного долга. В средние века возникает учение о «подобающем месте каждого», предназначенном ему происхождением. Это нравственное оправдание социального неравенства. В то время нравственность выражалась в религиозной форме. Религия воплощала в себе универсальные принципы нравственности. Главной нравственной категорией была честь как моральный критерий для осознания личностью своего места в обществе, нравственный императив, принуждавший человека к бездумному исполнению своих сословных обязанностей. В новое время преобладает понимание собственной значимости личности, предприимчивость, жёсткость, инициативность, творчество, идеал активной, настойчивой личности. Принцип купли-продажи переносится на мораль: «ты – мне, я – тебе» – высшее выражение справедливости. Смысл жизни – богатство. Утрата богатства равносильна утрате достоинства личности. Сущность честности – сохранение деловой репутации. Понятие долга – исполнение обязанностей перед обществом. Преобладает отношение к человеку как к средству. Тем не менее, в нравственном сознании человечества всегда оставались общечеловеческие принципы, имеющие значение для любого этапа развития общества в любой точке Земли.

Общечеловеческое в морали воплощено в единой тенденции становления и развития общества. Общество движется в направлении создания таких социальных структур, которые всё в более полной степени способствуют воплощению человеческого в человеке. Общий прогресс сознания человечества неотделим от прогресса нравственности.

Помимо морали есть ещё две, тесно связанные между собой сферы духовной культуры, которые регулируют социальные отношения, но другим способом. Это политика и право. Они регулируют человеческие отношения со стороны институтов власти. Разумеется, они возникают только тогда, когда формируются властные структуры, прежде всего государство. Государство возникает в том обществе, где есть деление на социальные группы с различными, а порой даже противоположными интересами. Для урегулирования этих интересов и возникает политика и право как законодательная система. Но эти сферы духовной культуры, хоть и необходимы в современном обществе, существовали не всегда. Они не могут быть всеобщим регулятором человеческих отношений, которым остаётся именно мораль.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: