Одной из исторически первых духовных потребностей людей была потребность любить и ненавидеть, различать добро и зло, иметь представления о справедливости и долге, свободе и совести. Её называют этической потребностью. Она определяется тем, что человек представляет собой общественное существо. Он живёт среди людей и становится человеком благодаря ним, воспроизводя в себе мир общественных отношений. Этические отношения между людьми в обществе оформляются через мораль. Мораль представляет собой отражение общепринятых нормативов человеческой деятельности в обществе и общественную оценку этой деятельности. Это система таких социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей.
Механизм действия морали выражается через нравственные категории: честь, совесть, долг, чувство собственного достоинства, свобода воли. Честь – это нравственная основа личности человека. Для настоящего Человека утрата чести означает утрату всего самого важного, при этом даже собственная жизнь теряет прежнюю ценность. Совесть – это моральное осознание и самосознание человека, выполняющее функцию оценки его поступков с точки зрения их общественной значимости. Долг – это обязанности человека перед другими людьми или всем обществом. Чувство собственного достоинства – это осознание личностью своего значения и права на уважение окружающими. Свобода воли – это возможность сознательного выбора человеком линии своего поведения и ответственность за него. Область нравственного выбора не абсолютна, потому что на человека влияют объективные условия его общественного бытия. Эти условия менялись по мере изменения общества.
|
|
Мораль развивается исторически. Происходят коренные изменения в нравственных принципах жизни общества, связанные с появлением новых социальных сил. В первобытном обществе вековые обычаи и традиции поддерживались силой общественного мнения. В античности происходит резкая поляризация морали раба и господина. Например, свободнорожденный должен не заниматься физическим трудом, а не способный испытывать эстетического наслаждения, не выполняет своего нравственного долга. В средние века возникает учение о «подобающем месте каждого», предназначенном ему происхождением. Это нравственное оправдание социального неравенства. В то время нравственность выражалась в религиозной форме. Религия воплощала в себе универсальные принципы нравственности. Главной нравственной категорией была честь как моральный критерий для осознания личностью своего места в обществе, нравственный императив, принуждавший человека к бездумному исполнению своих сословных обязанностей. В новое время преобладает понимание собственной значимости личности, предприимчивость, жёсткость, инициативность, творчество, идеал активной, настойчивой личности. Принцип купли-продажи переносится на мораль: «ты – мне, я – тебе» – высшее выражение справедливости. Смысл жизни – богатство. Утрата богатства равносильна утрате достоинства личности. Сущность честности – сохранение деловой репутации. Понятие долга – исполнение обязанностей перед обществом. Преобладает отношение к человеку как к средству. Тем не менее, в нравственном сознании человечества всегда оставались общечеловеческие принципы, имеющие значение для любого этапа развития общества в любой точке Земли.
|
|
Общечеловеческое в морали воплощено в единой тенденции становления и развития общества. Общество движется в направлении создания таких социальных структур, которые всё в более полной степени способствуют воплощению человеческого в человеке. Общий прогресс сознания человечества неотделим от прогресса нравственности.
Помимо морали есть ещё две, тесно связанные между собой сферы духовной культуры, которые регулируют социальные отношения, но другим способом. Это политика и право. Они регулируют человеческие отношения со стороны институтов власти. Разумеется, они возникают только тогда, когда формируются властные структуры, прежде всего государство. Государство возникает в том обществе, где есть деление на социальные группы с различными, а порой даже противоположными интересами. Для урегулирования этих интересов и возникает политика и право как законодательная система. Но эти сферы духовной культуры, хоть и необходимы в современном обществе, существовали не всегда. Они не могут быть всеобщим регулятором человеческих отношений, которым остаётся именно мораль.