Историческая эпоха и цивилизация

Мы установили важные закономерности общественного развития и с точки зрения его этнической истории и с точки зрения способа производства. Для представления общей картины развития общества необходимо совместить эти два подхода. Рассматривая реальную историю каждого периода необходимо учитывать и параметры этнической истории, и исторически сложившийся способ производства. При этом надо иметь в виду, что этносы, соседствующие друг с другом в определённый исторический момент времени, могут находиться на разных этапах этногенеза. В то же время, на одном отрезке истории могут существовать совершенно различные типы общества по способу производства: от первобытного до капиталистического. Для их обозначения вводят понятие «историческая эпоха».

Историческая эпоха представляет собой соответствующий период развития человечества, характеризующийся наиболее типичными для того времени явлениями. Так в истории выделяют: каменный век, бронзовый век и железный век по наиболее распространённому в то время производственному материалу. Далее классификация идёт уже по культурно-историческому времени: древний мир, средние века, новое время, которое подразделяется на эпоху Возрождения, Реформацию, эпоху Просвещения, эпоху Промышленного переворота; новейшее время, которое тоже уже пытаются разделить на различные эпохи, в частности, весьма распространенное наименование – «современная эпоха».

В настоящее время в науке преобладает цивилизационный подход в освещении человеческой истории. Он обобщает все названные подходы, уделяя необходимое внимание способу производства, параметрам этнической истории, истории культуры, политики и права, а также психологическим особенностям конкретных народов в контексте мировой истории. Исходя из этого, мировую историю делят на доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную цивилизацию. Каждая из них может делиться на локальные цивилизации, соответствующие конкретному этапу истории определённого региона.

Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но, и соответствующей ей культурой. Ей присущи определённая философия, общественно значимые ценности, обобщённый образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляет дух народа, его мораль, убеждённость, обусловливающие и определённое отношение человека к самому себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в народ определённой цивилизации, обеспечивает его единство на протяжении всей собственной истории. Таким образом, цивилизационный подход к историческому процессу предполагает учёт и изучение в первую очередь того своеобразного, самобытного, что было в истории конкретной цивилизации.

Рассматривая конкретные цивилизации, мы должны акцентировать внимание на непрерывности мирового исторического развития, на взаимовлиянии различных цивилизаций друг на друга. Мы должны понимать преемственность развития цивилизаций, учитывать наследование их исторического прошлого, многих элементов экономического, культурного, психологического характера, целых социально-экономических укладов, формирующих традиции и особенности данной цивилизации.

 

Глава 10. История цивилизаций.

 

Древние цивилизации.

 

Предшественником древних цивилизаций было первобытное общество. Хронологические рамки первобытного общества от 40 до 5 тысяч лет до н. э. Первобытное стадо – самая начальная форма организации. Оно представляло собой очень ограниченные коллективы людей (10-30 человек). Они были изолированы и вели бродячую жизнь, но могли долго жить на одном месте. Коллектив брал на себя заботу о людях, которые не могли приносить пользу обществу. Средняя продолжительность жизни людей в то время составляла от 18 до 24 лет. Первобытные люди занимались охотой и собирательством. Постепенно социальные отношения побеждают биологические. Происходит специализация в изготовлении орудий труда для охоты: ножи, копья, лук, стрелы. Оформляются родовые отношения, и возникает родовая община. Первобытное стадо стало базой для возникновения родового строя.

При родовом строе род был основой организации. Земля находилась в общинной собственности, также как и жилища. Личная собственность распространялась на орудия труда. Делёж добычи был не уравнительным, а равнообеспечивающим. Учитывались пол, возраст и интересы коллектива. В родовой общине не знали форм разделения труда, было естественное половозрастное разделение труда. При этом не было привилегированной группы и геронтократии. В родовой общине все люди были родственниками. Но такой тип отношений уже не отвечал потребностям развития общества. Возникает новый тип семейных отношений.

Предпосылкой разложения родового строя является появление прибавочного продукта, что происходит вследствие роста производительных сил. В V – IV тысячелетии до н.э. изготавливаются металлические орудия труда, вследствие чего всё более неравномерно развиваются отдельные племена и народности. Зарождаются первые цивилизации. Это произошло в результате перехода от присваивающих форм хозяйства – охоты и собирательства, к производящему хозяйству – земледелию и скотоводству. Как следствие резко возросла численность и плотность населения, стали накапливаться и развиваться прочные культурные традиции. Растёт производительность труда. В IV – III тысячелетии до н.э. распространяется пашенное земледелие. Происходит переход к полукочевому скотоводческо-земледельческому хозяйству. Постепенно скотоводы отделились от земледельцев, и перешли на круглогодовое содержание скота. Из земледельческих выделяются скотоводческие племена. Происходит первое общественное разделение труда. Появляется прибавочный продукт. Община пыталась сохранить родовую организацию, а семья – освободиться от влияния общины. Происходит переход от родовых связей к территориальным. Появляется территориальная община. Применение более совершенных орудий труда привело к повышению производительности труда, и, естественно, к повышению уровня жизни, неравномерности благосостояния, имущественному и социальному неравенству. В IV – III тысячелетии до н.э. возникает государство и первые города, ставшие средоточием формирующейся политической и духовной власти.

Территориальная община строится уже по совершенно другому принципу. Формируются ранние надобщинные политические образования, в которых власть принадлежит вождю. Вождь и его дружина приобретали большое значение для общины, потому что велись постоянные войны между племенами. Появляется строй военной демократии. Владение и распоряжение ресурсами общины становится функцией вождя и его окружения. Коллективная собственность общины переходит в государственную собственность как функцию власти. Появляются первые государства и деление на сословия. Власть и собственность объединены. Взаимообмен принимает форму обмена деятельностью. Коллективы общин заняты производством, а вожди, жрецы, воины и чиновники заняты в сфере управления. Несмотря на некоторое развитие ремёсел и товарно-торговых связей, хозяйство этой структуры в целом ещё очень долго остаётся натуральным. Производители выплачивают в казну часть произведённого ими продукта, за счёт централизованного распределения которого существует власть. Государство в этой структуре в лице аппарата власти само выполняет функции и играет роль господствующего класса. Оно является важным элементом производственных отношений. Политически – это система поголовного рабства, население которой делится по правовым и имущественным признакам на сословия. Вырабатывается система правовых норм. Эти нормы закрепляют существующее положение. Это и есть восточная формация или азиатский способ производства.

Данная структура устойчиво консервативна и способна к саморегулированию в меняющихся обстоятельствах. Она устроена таким образом, что появление новых элементов и связей, таких как частная собственность, городское ремесло, торговля, рынок и деньги, не разрушает её изнутри, а приводит к выходу на передний план её регулирующей функции. В задачу этой функции входит найти каждому из новых элементов такое место, где они не ослабляли бы основы самой структуры. Сама структура была озабочена ограничением активности частнособственнической инициативы и созданием системы строгого контроля над ней. В результате частнособственнический уклад не стал ведущим способом производства. Оказалось, что изменить структуру изнутри почти невозможно. Динамика эволюции азиатского общества сводилась к цикличному развитию с медленным наращиванием количественных изменений. Структура традиционного восточного общества в таком виде сохранилась до нашего времени.

Исторически первые цивилизации появились на Востоке в долинах рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Их возникновению предшествовало освоение земледельцами речных долин и, прежде всего, создание систем ирригации. Поливное земледелие оказалось исключительно продуктивным. Но для сооружения и поддержания в рабочем состоянии сложных оросительных систем требовалась жёсткая организация для управления большими массами людей, что создавало предпосылки для зарождения здесь государственности в форме централизованных деспотий с неограниченной властью правителя.

Этногенез для народов, населявших эти страны достаточно трудно рассчитать, потому что сохранилось небольшое количество памятников, на основании которых можно было бы вывести бесспорные суждения. Но попробуем.

Самым древним народом, по-видимому, был народ, населявший долину Нила. По данным Л. Н. Гумилёва пассионарный толчок XVIII века до н.э. затронул район Ближнего Востока, образовав этносы египтян, гиксосов и хеттов. По-видимому, до этого существовал другой этнос в древнем Египте в рамках Древнего и Среднего царства. История Египта периода Нового царства выпадает на период подъёма и далее до инерционной фазы, за которой следует упадок, власть ливийских династий в Позднем царстве.

Чуть позже этнический подъём испытывают индо-арийские племена, заселившие полуостров Индостан. Они создают оригинальную культуру, известную нам по религиозным текстам и довольно устойчивую социальную систему варн. К моменту появления буддизма, древние индийцы находились в стадии гомеостаза, потеряв всякую способность к сопротивлению. Но уже в это время происходит очередной пассионарный толчок, результатом чего в конечном итоге была империя Маурьев. Затем во II веке до н.э. наступает дезинтеграция, образование Кушанского царства, которое тоже было разрушено ко II веку н.э. С начала IV века долина Ганга становится центром нового крупного политического образования – государства Гуптов.

С IV тысячелетия до н.э. в Месопотамии существовали древние локальные цивилизации, имеющие разную этническую основу. К ним относятся протогосударства древнего Шумера. Затем с XXIV века до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата проникают семитские племена, которые образуют крупное централизованное государство. Оно тоже приходит, в конце концов, в упадок, и на рубеже XIX – XVIII веков до н.э. образуется Вавилонское царство, прошедшее все этапы этногенеза. Нововавилонское царство Навуходоносора к VII веку до н.э. уже находится в инерционной фазе. В конечном итоге и оно было разгромлено персами, расширившими своё влияние к VI веку до н.э. на всю Центральную, Переднюю Азию и Египет. Держава Ахеменидов – это уже инерционный этап этногенеза для древних персов. В конечном итоге и Персидская держава была завоёвана войсками Александра Македонского.

В XIII – XII веках до н.э. в Китае существовало политическое образование Инь, политическим преемником которых стали чжоусцы, испытавшие пассионарный подъём к XI веку до н.э. В V – III веках до н.э. в Китае начинается акматическая фаза, переросшая затем в фазу надлома. Это период «Борющихся царств». В это время возникает конфуцианство и даосизм, происходит общий культурный подъём. Хунны, жившие на просторах Великой степи, образовали мощную державу в IV веке до н.э. На юге, в Китае в III веке до н.э. была образована китайская империя Цинь, завоевавшая хуннов. Но восстание всей страны против циньских захватчиков завершило этап надлома. Утвердилась новая династия – Хань, и началась инерционная фаза. Это был период объединения хуннов в рамках империи Хань. Но как только Китай перешёл от деликатного обращения с хуннами к попытке вмешаться в их внутренние дела, хунны восстали, отложились от Китая, что и было началом конца империи. После восстаний «краснобровых» и «жёлтых повязок» окончательно была уничтожена и империя, и древнекитайская цивилизация. Это произошло в конце II века. В то же время последовал разгром державы Хунну её соседями, не сумевшими установить с ними дружеские отношения. Часть хуннов переселилась в Китай, а наиболее пассионарные из остальных ушли на запад, где, участвуя в Великом переселении народов под именем гуннов, потрясли Римскую империю.

Древние цивилизации Востока внесли большой вклад в культуру народов. Там возникают первые системы письменности, культовая и светская архитектура. В тесной связи с хозяйственными и культовыми нуждами появляется наука, а также известные вам философские системы. Здесь впервые были выработаны и сформулированы многие религиозно-этические принципы, пережившие тысячелетия и известные сейчас как общечеловеческие ценности.

В X – IX веках до н.э. происходит пассионарный толчок в районе Балканского полуострова, давший начало эллинской цивилизации. В этом районе цивилизации возникали не менее трёх раз. Во второй половине III тысячелетия до н.э. существовала цивилизация, уничтоженная ахейцами, которая, в свою очередь была уничтожена дорийцами, и, в конечном итоге возникает эллинская цивилизация, качественно отличающаяся от всех других. Здесь сложилась принципиально другая структура с общепризнанным господством частной собственности на средства производства. На основе развитых торговых связей в дифференцированной географической среде возникло индивидуальное товарное хозяйство. Господство товарно-денежных отношений, имущественное неравенство внутри коллектива общины привело к возникновению частной собственности. Основой производственных отношений стало ориентированное на рынок частное товарное производство с эксплуатацией в хозяйстве труда рабов. Произошло классовое расслоение общества на рабов и рабовладельцев. Оформилась рабовладельческая формация. Община с её самоуправлением превратилась в коллектив равноправных, но в имущественном отношении неодинаковых граждан. Складывается государство на основе традиций общинного самоуправления: гражданское общество с демократическими институтами. Это означало, что принимать участие в управлении коллективом имел каждый гражданин. Фактически государство являлось орудием власти класса частных собственников. Основной производящей силой общества были рабы. Они находились в полной собственности рабовладельцев.

Эллинские полисы имели несколько другую сельскохозяйственную основу, чем на Востоке – выращивание без искусственного орошения зерновых, винограда и маслин. За счёт этого эллины оказались в исключительно выгодной экономической ситуации. Происходит, так называемое «греческое чудо» - небывалый экономический и культурный подъём. Достижения эллинской цивилизации в результате Великой греческой колонизации распространяются по всему Средиземноморью и Причерноморью.

В середине VIII века до н.э. начинается этнический подъём в древнем Риме. Латинская культура достаточно быстро распространилась по всему Средиземноморью в результате римского завоевания. При этом латинская цивилизация составила конкуренцию эллинской. Конечно же, их отождествлять нельзя, но многие достижения эллинской цивилизации были восприняты как составная часть латинской. Действительно, реформы Солона в Афинах, заложившие экономико-правовые основы жизни демократического эллинского полиса, происходили примерно в то же время, когда в Риме была установлена республика с её демократической политической основой. Но латинский этнос оказался более молодым, так что к концу инерционной фазы эллины оказались под властью Рима, испытывавшего в то время период надлома.

Постоянные гражданские войны в Риме в I веке до н. э. не помешали ему установить свою гегемонию в Средиземноморье, потому что сопротивление было исключительно слабым. После падения Карфагена у Рима уже не было конкурентов, которые могли бы претендовать на роль лидера в этом регионе. Исключение составляла Парфянская держава, выступившая преемником Персидского царства в Центральной и Передней Азии и претендовавшая на роль лидера в Восточном Средиземноморье. К моменту столкновения с Римом парфяне находились в акматической фазе, а Рим – в инерционной. Это уже I век н. э. Чуть позже этнический подъём начинается у даков, с которыми римляне были вынуждены вести продолжительные войны. Но Рим к этому времени вступает в фазу обскурации. Понятие «римлянин» меняет своё содержание. Если раньше это были потомки патрициев и плебеев, основавших Рим и завоевавших Средиземноморье, то теперь оказалось, что это жители того самого завоёванного Средиземноморья. В это время происходят многочисленные солдатские мятежи, в ходе которых легионеры меняют императоров по своему усмотрению. Каждое проявление независимости и высоты духа вызывало осуждение вплоть до уничтожения. При такой обстановке любая пассионарная система рассыпается. Так было и в Риме, где наступила депопуляция. В экономическом плане сложилась такая ситуация, когда рабы не были заинтересованы в производстве большего и лучшего продукта, в совершенствовании орудий труда. Наступает момент, когда нужно менять производственные отношения, а, значит, и формы собственности. Рабовладельческая система входит в состояние кризиса и упадка. Происходит переход к другим формам производственных отношений. Появляются колоны, которые находятся в экономической зависимости, но уже имеют некоторую личную свободу.

Время существования античной цивилизации было сочтено. Тем не менее, она дала миру непревзойдённые образцы философских систем, правовых норм и военно-административного управления. Античность выработала свою шкалу ценностей, в которой преобладал принцип меры, «золотой середины», означавший порядок и гармонию. Многие достижения античной цивилизации сохранились и влились в современную мировую цивилизацию. Из всех древних цивилизаций античность внесла в неё наибольший вклад.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: