Введение.
Человечество в начале XXI века выходит на совершенно новый уровень осмысления мира и самого человека, что требует несколько иного качественно подхода к пониманию места человека в мире. Философия имеет дело с предельными, вечными вопросами. Она задумывается над универсальными, «конечными» проблемами. Философия совсем иной, нежели наука, весьма эксцентричный способ мышления, погружения в тайны мира. Философия – это специфическая, глубоко личностная и уникальная форма постижения мира, которая пытается ответить на коренные вопросы человеческого существования, раскрыть общие принципы существования мира, общества и человека.
Методические рекомендации для самостоятельной работы.
В учебно-методическом пособии предлагаются тексты для самостоятельной работы студентов, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, а также проблемные задания, призванные помочь осмыслить учебный материал и подойти к нему с необычной, нестандартной стороны. Желательно ответы на вопросы, решения проблемных заданий и анализ текстов подготовить заранее, до начала семинарского занятия. В том случае, если у студентов возникнут какие-либо вопросы при подготовке к семинарскому занятию, их необходимо задать в начале занятия.
|
|
Работая с источником, сначала его надо полностью прочитать, отмечая для себя основные смысловые узлы текста. Затем, зная содержание источника, попытаться ответить на поставленные вопросы. При этом необходимо найти в тексте источника цитаты, подтверждающие ваш ответ. Может возникнуть необходимость в повторном чтении источника, чтобы найти отметить возникшие противоречия, отработать возможные вопросы со стороны слушателей и подтвердить свою точку зрения. Для сравнения источников друг с другом необходимо сопоставить основные смысловые моменты каждого текста, выделив своеобразие подходов в объяснении законов развития природы, сознания и общества. Для аргументации выдвинутых положений желательно приводить цитаты из имеющихся текстов.
В ходе семинарского занятия студенты должны сформулировать свою точку зрения и привести в её обоснование теоретические и практические аргументы. Они должны показать, почему другие точки зрения кажутся ошибочными, и продумать предложения о том, как сделать более продуктивными общественные дискуссии по соответствующей проблеме, и как в целях поисках оптимальных практических решений наладить сотрудничество людей, придерживающихся противоположных взглядов.
Тема 1.
Философия: её место в культуре и роль в жизни человека.
|
|
Цель занятия: Показать ценность философии как дисциплины; раскрыть роль философии в индивидуальной жизни человека и в истории всего человечества; указать на необходимость философии для социокультурной и индивидуальной жизни; активизировать интеллектуальную работу студентов; показать, как работать с заданиями и вопросами.
Методические указания для работы на семинаре.
При обсуждении вопросов на семинаре вы должны сформулировать и доказать позицию, с которой в большей степени согласны. Вы должны найти аргументы, опровергающие противоположную точку зрения, при этом возможна дискуссия с применением контраргументов противоположной стороны. В дискуссию могут быть вовлечены и другие студенты группы. При ведении дискуссии необходимо избегать повышенного тона, грубости и подмены понятий. Все позиции должны быть аргументированы. При подборе доказательств используйте весь свой арсенал знаний. Вспомните, что изучали в школе на уроках физики, химии, биологии, истории, астрономии. Совсем не обязательно ваша или противоположная точка зрения будут истинными. Истина рождается в процессе дискуссии.
Вопросы для обсуждения теоретического материала.
Основной вопрос философии.
1. В чём особенность философии как формы освоения мира?
2. Для чего необходимо изучать философию?
3. Что послужило материальными и духовными предпосылками возникновения философии?
4. Что выдвигалось в качестве основного вопроса философии в истории философской мысли?
5. Каким он представляется теперь?
6. Как он решается основными философскими направлениями?
Основные философские законы и категории.
1. Каковы основные принципы диалектики?
2. Что представляет собой философский закон?
3. Какие вы знаете философские законы?
4. В чём сущность закона единства и борьбы противоположностей?
5. Какова сущность закона перехода количественных изменений в качественные?
6. Каковы основные положения закона отрицания отрицания?
7. Какие вы знаете категории диалектики?
8. Какова диалектическая взаимосвязь категорий «единичное» и «общее»?
9. В чём проявляется диалектика содержания и формы как категорий философии?
10. Как связаны между собой категории «сущность» и «явление»?
11. Какова взаимосвязь категорий «причина» и «следствие»?
12. Какими характеристиками обладают категории «часть» и «целое»?
13. Каким образом связаны между собой категории «необходимость» и «случайность»?
14. Как связаны между собой категории «возможность» и «действительность»?
15. Каково содержание философского знания?
16. Проследите взаимосвязь в последовательности изложения этого знания.
Проблемные задания.
1. Покажите диалектическую взаимосвязь противоположностей на примере физиологических процессов: работы сердца – систолы и диастолы; теплорегуляции – теплопродукции и теплоотдачи; мышечного движения – участия антагонистов и синергистов.
2. Покажите механизм действия закона на примере: патологического процесса при радиоактивном облучении; применении разной дозы лекарственных препаратов; воспалительного процесса.
3. Покажите диалектическое отрицание на примере: построения белковой молекулы; формирования иммунитета; генетически передаваемые признаки человека.
4. Как проявляется категории «единичное» и «общее» в случае заболевания одного больного и в период эпидемии?
5. Покажите диалектическую взаимосвязь между категориями «содержание» и «форма» на примере заболевания «грипп».
6. Покажите диалектическую взаимосвязь категорий «сущность» и «явление» на примере гипертонической болезни.
7. Как проявляются причинно-следственные связи при переохлаждении, неблагоприятных условиях трудовой деятельности, нервно-психических перенапряжениях, табакокурении и злоупотреблении спиртными напитками?
|
|
8. На примере любой системы человеческого организма покажите взаимосвязь части и целого.
9. Как проявляются категории «необходимость» и «случайность» в генетических и инфекционных заболеваниях?
10. Какова диалектика возможности и действительности в профилактике заболеваний?
Тема 2.
История философии с древности до начала XIX века.
Цель занятия: Научить студентов производить анализ философских текстов, углубить их знания по истории философии, ознакомить со своеобразием концепций различных направлений философии. Студенты должны сформировать своё отношение к каждой теории, отражённой в конкретном тексте.