Соната № 11, Ля мажор

 

Моцарт - первый в истории музыки пианист-виртуоз (лишь в раннем возрасте выступал как клавесинист). Фортепиано - его любимый инструмент. Жанры: сонаты (19), концерты (27), фантазии (3), вариации, рондо, танцы и другие пьесы.

Соната Ля мажор (№ 11) написана в 1778г. в Париже. Состоит из трех частей, как и большинство сонат того времени, но имеет ряд особенностей:

1) все части в Ля мажоре,

2) 1ч. анданте, 2 ч. темп немного быстрее, 3 часть - аллегретто,

3) отсутствует сонатная форма.

1 часть - вариации. Тема песенно-танцевального склада, светлая, лиричная:

 Размер 6/8. Форма простая двухчастная репризная. Вариации строгие (фигурационные, орнаментальные: меняется мелодия, фактура, ритм, но сохраняется тональность, форма, опорные точки мелодии). 1 вар. - усложняется мелодия; 2 вар. — появляются триоли; 3 вар. - минор, движение ровными длительностями:

 4 вар. - перекличка регистров; 5 вар.  напоминает арию, 6 вар. аллегро, размер 4/4, жизнерадостная.

2 часть — менуэт. Сложная 3х-частная форма. Спокойный характер:

 Трио (2й раздел) напоминает 4-ю вариацию из 1й части.

3 часть - знаменитое «рондо в турецком стиле». Форма сложная Зх-частная с припевом (рефреном, который придает части черты рондо):

 

В            А       С           А           В         А       КОДА

основная  припев трио  припев   реприза  припев

тема        рефрен (сред.ч.) рефрен 1й темы рефрен

ля минор   Ля мажор фа-диез Ля мажор ля минор.Ля мажор   Ля мажор

                                 минор

 

Основная тема финала (В):

 

Тема трио (С):

Тема припева (А):

Реквием.

Заупокойная месса, ре минор. Текст латинский. Исполнительский состав: 4 солиста (сопрано, меццо-сопрано или альт, тенор, бас), хор, оркестр (струнные, фаготы, бассетгорны - разновидность кларнета, их обычно заменяют валторнами, трубы. тромбоны. литавры). орган. Написан по заказу графа Вальзегга, который хотел выдать это произведение за свое. Работа над Реквиемом прервана смертью, заканчивал произведение его ученик Зюсмайер. Реквием - самое трагическое произведение Моцарта. Состоит из 12-ти частей. 1 часть - два раздела: 1й - «Вечный покой», скорбь, медленный темп; 2й -двойная фуга, в которой первая тема - символ «креста», а вторая - вращательное движение («Чаша страданий») 3 часть «Труба предвечного», ансамбль солистов, соло тромбона. 7 часть - Лакримоза («Слезный день»). мольба, ариозные интонации, секунды - мотивы вздоха у скрипок. Эта часть - последнее, что создал в своей жизни Моцарт.

Вывод по творчеству. Основное направление в творчестве Моцарта - классицизм (гармоничность, обращение к жанрам симфонии, сонаты, квартета. концерта: совершенство форм), но в ранних произведениях - черты рококо (изящество, мелизмы). в поздних - предвосхищение романтизма (повышение внимания к чувствам, неразрешимость проблем - например, симфония № 40).

В своих произведениях Моцарт раскрывал жизнь со всеми ее контрастами, но при этом музыка его всегда прекрасна и гармонична. Она соединяет в себе пылкость юности, сдержанность зрелости и мудрую умиротворенность старости.

Истоки творчества Моцарта разнообразны: ранний классицизм (например, музыка сыновей Баха), итальянская опера, венская бытовая музыка, творчество Гайдна, Генделя и Баха. Эти традиции он претворил индивидуально, отбирая то, что было близко ему самому. «Мастер познается в ограничении», - эта мысль Гёте определяет творчество Моцарта: не разрушая традиций, а лишь по-новому прочитывая их, он стал великим новатором. Музыка Моцарта вызывала восхищение во все времена. Она - совершенство, она - высшее проявление человеческого духа, она - вдохновение и красота.

                  ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

              1770 (Бонн) - 1827 (Вена)

Великий немецкий композитор, пианист, дирижер, с творчеством Бетховена музыка вступила в новую фазу своего развития. Младший современник Гайдна и Моцарта, он воспитывался в другой обстановке, чем они — под влиянием идей Великой Французской революции (1789). Его творчество отразило героику и трагизм этой эпохи.

Жизнь композитора сложилась трагически: уже в молодости он почувствовал первые признаки ухудшения слуха, что привело к полной глухоте. Лишь огромная сила воли и любовь к искусству помогли Бетховену победить тяжелую судьбу.

Бетховен родился в семье придворного музыканта, однако условий для раннего развития гениальной одаренности (как у Моцарта) не было. Причины: трудный характер отца, ранняя смерть матери, тяжелое материальное положение. Систематические занятия музыкой начались только в 10 лет, учитель - Нефе. В 12 лет издано первое сочинение Бетховена - «Девять вариаций на тему марша Дресслера». В 14 лет он был назначен придворным органистом. В 1787 году произошла встреча с Моцартом, в 1790 - с Гайдном, у которого Бетховен начал заниматься после переезда в Вену в 1782г.

Первые годы в Вене — самые счастливые в жизни композитора: успешные концертные выступления, педагогическая деятельность, создание множества прекрасных произведений (в том числе - 1-я симфония, 1-15 сонат, 1-3 фортепианных концертов и др.) 1802 год - трагический для композитора: первые признаки глухоты, продолжительное лечение не дало результатов, в письме к братьям («Гейлигенштадтское завещание») он писал о желании умереть.

С 1802г. по 1812г. созданы наиболее известные сочинения: 2-8 симфонии, 16-23 сонаты, опера «Фиделио», 4 и 5 фортепианные концерты, «Крейцерова» соната для скрипки и фортепиано.

Последние годы жизни композитора были очень тяжелыми: одиночество, болезни, нищета. Однако, в это время им написаны подлинные шедевры: последние сонаты (24-32), квартеты (12-16), Торжественная месса, 9-я симфония.

 

Симфония № 5, до минор, 1808 год

 

Симфония - главный жанр в творчестве Бетховена, раскрывает наиболее важные вопросы человеческой жизни. Бетховен - создатель симфонии-драмы (новая разновидность жанра) - №№ 3, 5, 9. Но им написаны и произведения иного характера (симфония № 6 «Пасторальная»).

Симфония № 5 - героико-драматического характера, о борьбе личности с судьбой о могуществе человеческой воли. 1 часть - сонатная форма. Экспозиция начинается «мотивом судьбы» (по определению автора), который встречается (изменяясь) во всех частях. Тема ГП - драматическая, активная - «мотив судьбы и его развитие:

Последний этап ГП выполняет роль Св.ч.. Перед ПП - короткая связка-фанфара валторн. Тема ПП - Ми-бемоль мажор, лирическая, но сопровождается ритмом судьбы:

 

 ЗП - Ми-бемоль мажор: новая героическая тема, объединяюшая черты т.ГП и т.ПП. Разработка сжатая, энергичная, в основном развивает т.ГП. Реприза содержит изменения: начинается с кульминации, в т.ГП - горестный речитатив гобоя, т.ПП и т.ЗП в До мажоре. Кода - как бы вторая разработка.

2 частъ Ля бемоль мажор. Двойные вариации. 1 тема - лирико-философская, плавная, без украшений, у низких струнных:

 

 2 тема - поначалу напоминает 1, но после модуляции в До мажор приобретает героические черты. Темы развиваются последовательно, но появляется «мотив судьбы», 1 тема приобретает героические черты 2й темы.

3 часть - до минор. Сложная 3-хчастная форма. Скерцо вместо менуэта) Первый раздел содержит 2 темы: 1- диалогическая:

 2 - грозная, маршевая, с ритмом судьбы:

 

 Трио - До мажор, фугато. Реприза - зловещее, приглушенное звучание, пиццикато струнных. Финал вступает без перерыва, длительно подготавливается: выдерживается тихая звучность у низких струнных, ритм судьбы, затем - стремительное крещендо.

Форма 4 части - сонатная, тональность До мажор. Состав оркестра усилен (тромбоны, флейта пикколо, контрфагот). Все темы (т.ГП, Св.ч., т.ПП, т.ЗП) связаны с музыкой Французской революции (ритм марша, интонации песен и гимнов).

 

 

Тема главной партии:

Ритм судьбы из грозного преобразуется в победный. Разработка - развивается т.ПП, становится все более торжественной. Но неожиданно вторгается 2-я тема («судьбы» из 3-й части - как напоминание о былом (реминисценция). Реприза - все темы в До мажоре. Кода - вывод и кульминация произведения: победа воли и человеческого разума. Тема судьбы становится темой триумфального шествия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: