Целью изучения темы «Культура и техники» является осмысление сущности техники, ее места и роли в системе культуры, выявление характеристик техники как культурного феномена. Для этого необходимо показать ее связь с другими элементами культуры, подчеркнуть ее роль в культуре настоящего, прошлого и будущего, вскрыть односторонность технократического мышления.
Подготовку к семинарскому занятию необходимо начать с определения сущности техники, специфики ее происхождения и функционирования. Необходимо найти ответ на вопрос о месте техники в жизни человека. Обратите внимание на широкую трактовку понятия «техника», на попытку осмыслить это явление не только в рамках технических наук, но и в рамках социологии, психологии, этики, философии, культурологии. Необходимо рассматривать эту проблему под особым, культурологическим углом зрения, как сложный феномен культуры. Сравните точку зрения на технику технических наук с пониманием техники естественными науками и гуманитарными. Для этого нужно рассмотреть влияние техники на природу (вспомнить о проблемах экологии), рассказать о защитной функции культуры и о дисфункции, о роли техники в научных исследованиях.
|
|
При рассмотрении второго и третьего вопросов необходимо отметить, что культурология изучает технику как явление человеческой культуры, как искусственный мир, созданный человеком. Именно поэтому необходимо осознавать роль техники не только для сегодняшнего дня, но и для будущего. Расскажите о кризисе современной техногенной цивилизации, которую многие исследователи связывают с особым рассмотрением техники как инструмента для достижения тех или иных целей. Обратите внимание на работы О.Шпенглера, М. Хайдеггера, Х.Ортеги-и-Гассета, помогающие понять не только смысл техники как явления, но и проследить взаимосвязь становления человека как личности и рассмотрения техники как ценности.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Дайте определение понятию «техника».
2. Расскажите о причинах появления техники, ее роли в жизни человека.
3. Выделите и охарактеризуйте этапы в развитии техники.
К вопросу 2
1. В чем состоит специфика культурологического подхода к пониманию техники?
2. Что такое технологическая культура?
3. В чем современные исследователи видят кризис инженерии?
4. Почему мы говорим об этических нормах современного инженера?
К вопросу 3
1. Какое место будет занимать техника в будущем?
2. Как инженер может помочь избежать глобальной катастрофы – гибели человечества в результате неразумного использования техники?
3. Как техника как ценность может повлиять на характер современной цивилизации?
|
|
Темы докладов и сообщений
1. Техника в системе культуры[1,2, 5,8]
2. Техника и человек в концепции Х. Ортеги-и-Гассета[9].
3. Роль техники в современном обществе[3,4,12,13].
4. Н.А.Бердяев о соотношении человека и техники[2].
5. Виртуальная реальность[4,10,11,14,].
6. Инженерная этика[6,7,10].
Семинар 7.
Типологии культуры
1. Этнические и национальные культуры.
2. Восточный и западный типы культур. Общие и отличительные признаки.
3. Восточная культура и ее разновидности. Особенности конфуцианско-даосисткой культуры. Индо-буддийская культура. Специфика мусульманской культуры.
Основные понятия: тип, типология, этнос, этноним, традиция, народ, нация, менталитет, антропоцентризм, теоцентризм, веды, брахманизм, буддизм, индуизм, даосизм, конфуцианство, Мекка, халифат.
Основная литература
К вопросу 1
1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.— С. 296-302
2. Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1998; М.: Высшая школа, 2005. (Тема 2 §5, тема 3)
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Любое издание. (Часть 2.)
К вопросу 2
1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.— С. 302-315
2. Культурология: Конспект лекций / Г.В. Драч [и др.]; отв. Ред. Г.В. Драч.– Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С. 81-89.
3. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. - М.: Наука, 1997. - С.88-114.
К вопросу 3
1. Культурология: Конспект лекций / Г.В. Драч [и др.]; отв. Ред. Г.В. Драч.– Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 292 - 344
2. Культурология / отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Раздел II, глава 2).
3. Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии / Л. И. Климович. – М.: Политиздат, 1986. – 270 с
4. Васильев Л. С. История религий Востока: учеб пособие для вузов / Л. С. Васильев. – 6-е изд. – М.: Университет, 2001. – 432 с.
5. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — С. 115-137
Дополнительная литература
1. Бабинов Ю. А., Колесов М. С. И. А. Ильин и национальное самосознание русского народа // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3.
2. Бердяев Н. А. Россия и мир Запада // Бердяев Н. А. Самопознание. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков, Изд-во «Фолио, 1997 – С. 494-544.
3. Булгаков С.Н. Размышления о национальности // Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т., Т. 2, М., Наука, 1993. – С. 435-457.
4. Булгаков С.Н. Нация и человечество // Там же. – С. 644-653.
5. Васильев Л. С. История религий Востока: учеб пособие для вузов / Л. С. Васильев. – 6-е изд. – М.: Университет, 2001. – 432 с.
6. Кармин А. С. Культурология. / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
7. Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии / Л. И. Климович. – М.: Политиздат, 1986. – 270 с.
8. Лашук Л. П. Преемственность и преобразование в историческом развитии этноса // Этнографическое обозрение. 2001. № 3.
9. Руткевич М. Н. Теория нации: философские вопросы // Вопросы философии. 1999. № 5.
10. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Лалетин Д. А., Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Отв. редактор Радугин А. А.- М.: Центр, 1998.- 592 с. (Индия С. 249-261; Китай С. 261-266).