Источники конституционного права

Тема 1. Конституционное право – ведущая отрасль права Республики Беларусь

1. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права.

2. Источники конституционного права.

3. Система конституционного права. Конституционно-правовые институты. Конституционно-правовые нормы и отношения, их структура, виды и особенности.

4. Конституционно-правовая ответственность: понятие, специфические особенности. Позитивная и негативная конституционно-правовая ответственность. Конституционное правонарушение: понятие, объекты, субъекты.

5. Конституционное право как юридическая наука:

- понятие и предмет науки конституционное право;

- основные задачи науки конституционное право;

- исторические этапы развития науки конституционное право.

6. Направления развития конституционного права на современном этапе.

Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права.

Конституционное право является одновременно отраслью права, наукой и учебной дисциплиной. Отрасль права – совокупность норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений. Отрасль лежит в основе науки и учебной дисциплины, составляет их предмет.

Конституционное право как отрасль права Республики Беларусь — это совокупность правовых норм, регулирующих основы правового положения личности, основы конституционного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством.

КП является ведущей отраслью в системе права Респ.Бел. Это объясняется следующими характеристиками КП:

1) специфический предмет правового регулирования (предмет правового регулирования – это то, на что направлено действие конст.-прав. норм и конст.-прав. институтов). Под предметом конституционного права понимают чаще всего общественные отношения, которые образуют главные устои общества и государства и непосредственно связаны с реализацией государственной власти. Конституционное право регулирует базовые, основополагающие отношения политической, экономической, социальной, духовной сфер жизнедеятельности общества.

Можно выделить 4 основных критерия отграничения предмета КП от предметов иных отраслей права:

⇒ Нормы КП регулируют все сферы жизнедеятельности общества.

⇒ К предмету КП относятся не все отношения прав. регулирования, а только их часть, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой их таких сфер. Указанные отношения являются системообразующими, оформляют целостность общества, его единство.

⇒ Конституционные отношения – это во многом властеотношения, но лишь те, которые связаны с осуществлением верховного государственного управления.

⇒ Наличие особого предмета правового регулирования, то есть общественных отношений, регулируемых исключительно или преимущественно КП (например, отношения, связанные с организацией и функционированием Парламента, законодательного процесса, статусом депутата и т.п.; осуществлением форм непосредственной демократии (выборы, референдум); реализацией основных прав и свобод человека и гражданина; и другие).

2) Специфические субъекты КПО – народ, государство, государственные органы и их должностные лица, АТЕ, политические партии, собрания граждан и др.

3) Для КП характерно использование диспозитивного и императивного методов, к-рые при этом являются равнозначными, в отличие от иных отраслей права, где один из них преобладает.

4) Высшая юридическая сила Конституции – основного источника КП;

5) Нормы конституционного права являются исходными, главными, основными для других отраслей права, закрепляют их ведущие принципы.

6) Основополагающий характер принципов конституционного строя.

7) Фиксирует основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, реализация которых порождает правоотношения в других отраслях права;

8) Устанавливает принципы административно-территориального устройства Респ.Бел.;

9) Учреждает систему органов государственной власти, определяет их компетенцию;

10) Регулирует сам процесс создания права (законодательный процесс, определяет виды правовых актов).

Главная задача конституционного права – создать правовое поле для организации и деятельности государственных органов и гражданского общества. Конституционное право своими нормами способствует построению в Республике Беларусь демократического социального правового государства. Благосостояние человека, гражданина Беларуси – важнейший показатель эффективности деятельности государственных органов в Республике Беларусь.

Основные цели конституционного права: 1) утвердить в Республике Беларусь конституционный строй, принцип верховенства права, т.е. подчинить государство Конституции, праву; 2) утвердить основные права и свободы человека и гражданина; 3) обеспечить незыблемые устои народовластия и правового государства; 4) создать правовую базу для развития всего текущего законодательства.

 

Источники конституционного права.

В юридическом смысле под источником права понимается внешняя форма выражения правовых норм. В соответствии с этим под источниками конституционного права понимаются нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.

К источникам конституционного права Республики Беларусь можно отнести:

- общепризнанные принципы международного права (некоторые из них названы в ст.18 Конституции);

- нормативные правовые акты, в том числе и законы, которыми придается обязательная юридическая сила международным договорам;

- в некотором смысле и судебные прецеденты, конституционные соглашения, правовые обычаи.

[Распространено мнение о том, что, как только высшие суды в отдельных странах получили право толкования норм Конституции и законов, они de facto перешли к постепенному признанию судебной практики в качестве источника права. Не вызывает сомнений то, что судебный прецедент в его классическом определении пока не является источником конституционного права в большинстве стран континентальной Европы. Вместе с тем движение по пути становления прецедентного права в «нетипичных» странах – выделение судебных решений в целом (Россия) или заключений Конституционного Суда (Беларусь), в частности, как источников права, оправданно и своевременно.]

 

Наиболее многочисленными и в юридическом смысле формализованными являются нормативные правовые акты.

Иерархия источников КП:

1. Конституция Республики Беларусь, в том числе и конституционные законы, например, закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Конституция является основным источником конституционного права. Эта её роль обусловлена следующими факторами:

а) Конституция устанавливает правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения;

б) Конституция характеризуется широтой содержания установленных в ней норм: она охватывает своим воздействием все сферы жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от всех иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений;

в) Конституция обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории Беларуси. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, т.е. не должны ей противоречить.

Что же касается конституционных законов, то, хотя на данный момент такой вид актов и не называется в конституции, но в ст. 140 речь по существу идет о подобных актах. К ним следует относить законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие Конституции, о её толковании. Особенностью этих законов является то, что закрепленные в них предписания являются базовыми для других актов, они являются наиболее устойчивыми и имеют долговременное действие.

2. Следующее место в иерархии источников конституционного права занимают решения референдумов. Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.

Закон, принятый народом, обладает более высокой силой, чем иной национальный акт (исключение касается международных договоров, для которых в международном праве установлена соответствующая процедура денонсации; народ путем референдума вправе делегировать другому субъекту полномочия по изменению принятого на референдуме закона).

 

3. Источником конституционного права могут являться также международные договоры и соглашения, заключенные Республикой Беларусь с другими государствами. Конституция Республики Беларусь (ст. 8) признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Это значит, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

4. К числу источников конституционного права относятся программные законы. Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным вопросам. В соответствии со ст. 104 Конституции к ним относятся: законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь.

5. Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Они имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. (Избирательный кодекс Республики Беларусь)

6. Самым распространенным источником конституционного права являются обычные законы. Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Однако, источником конституционного права являются те законы, которые содержат конституционно-правовые нормы (например, Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»).

7. В качестве источников конституционного права выступают и содержащие конституционно-правовые нормы, правовые акты, принимаемые Президентом Республики Беларусь – декреты, указы и директивы.

8. Постановления Парламента – Национального Собрания Республики Беларусь.

Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

9. Постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Министров Республики Беларусь Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут быть решены министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами самостоятельно или совместно с иными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены актами Президента Республики Беларусь.

10. Источниками отрасли конституционного права являются акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами. Заключением Конституционного Суда нормативный акт любого органа может быть признан неконституционным и в силу этого не подлежащим применению судами и иными органами.

 

11. Нормативные акты министерств и иных республиканских органов государственного управления.

Постановления республиканских органов государственного управления – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления могут приниматься (издаваться) только в случаях и пределах, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, положениями о соответствующих органах, а также нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления принимаются (издаются) в форме постановлений и приказов.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются министерствами, иными республиканскими органами государственного управления коллегиально в форме постановлений.

12. Решения органов местного управления и самоуправления.

Решения органов местного управления и самоуправления - нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений.

Иерархия нормативных правовых актов может быть также выстроена на основе анализа норм Конституции (см. ст.ст. 7, 77, 85, 104, часть четвертую ст.116, 137, 140 и др.).

 

Особая роль принадлежит регламентам (например, палат Парламента), международным договорам, которые не требовали ратификации парламентом и в силу этого законодательные акты обладают более высокой по отношению к ним юридической силой.

Выстраивая правовую пирамиду и решая вопрос о приоритете того или иного акта следует учитывать и другие нюансы. В частности, соотношение нового и «старого» акта, общего и специального, общей и особенной части закона (кодекса) и др.

!!!!! Источники КП - это НЕ все НПА, а только те, которые содержат нормы КП, т.е. регулируют КПОтн-ния. Основной источник КП – Конституция.

Специфические источники КП:

Конституционные обычаи: в КП Республики Беларусь закреплены правовые обычаи, связанные с вступлением в должность Главы государства, приведением к присяге судей Конституционного Суда.

Конституционные соглашения: например, активное участие Совета Республкии в рассмотрении законопроектов до передачи их в Совет Республики.

Доктринальные источники – к ним можно отнести Послания Конституционного Суда о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: