На прошлых лекциях мы узнали, что физическая культура является совокупностью ценностей, к которым мы приобщаемся для физического и интеллектуального развития способностей, совершенствования нашей двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации.
У студентов может возникнуть вопрос: для чего нам развиваться …, совершенствоваться …, формировать …, адаптироваться…?
Для начала можно дать краткий ответ: для того, чтобы не только приспособиться к окружающей внешней среде (адаптироваться), но на основе высокой двигательной активности создавать, сохранять и потреблять материальные и духовные ценности физической культуры в целях достижения «потребного будущего». Цель, как модель «потребного будущего» (по Н.А. Бернштейну), определяет поведение системы в настоящем [].
Как человек адаптируется во внешней среде для достижения «потребного будущего» средствами физической культуры?
Здесь стоит задача оптимального разрешения диалектического противоречия между объективным отсутствием больших физических нагрузок в повседневной учебной деятельности студентов и требованием к высокой двигательной активности в целях поддерживания здорового образа жизни. Отсутствие больших физических нагрузок в повседневной учебной деятельности студентов приводит к недооценке значимости физического воспитания в учебном процессе студентов. Однако высокая двигательная активность является необходимым условием устойчивой работоспособности функциональных систем организма человека.
|
|
Влияние уровня физической подготовленности студентов на качество их обучения основано на понимании механизмов осуществления этого влияния. Многочисленными исследованиями доказано, что в основе этого механизма лежит явление переноса навыков и умений, сформированных в одной области человеческой деятельности, на результат овладения навыками и умениями в других областях. Содержанием этого механизма является перенос материальных и духовных ценностей, созданных в одной области человеческой деятельности, в другие области его деятельности.
В учебной деятельности студентов, в которой значителен компонент интеллектуальных действий и невысокие величины физических усилий, можно выделить два пути переноса. С одной стороны, высокий уровень физической подготовленности обеспечивает необходимую физиологическую основу высокой умственной работоспособности. С другой стороны, в ходе занятий физическими упражнениями формируются механизмы обеспечения функции вегетативных систем организма в напряженном режиме, который в учебной деятельности возникает в моменты принятия важных решений, связанных также с психологической напряженностью (зачеты, экзамены и т.п.).
|
|
В начальный период обучения в вузе большое значение приобретает ускорение процесса адаптации студентов к новой учебной нагрузке, к новым условиям быта. По наблюдениям физиологов, медицинских работников и педагогов, период адаптации к учебной деятельности у студентов длится 5-6 месяцев (1-й семестр) в условиях отсутствия специальных педагогических воздействий. Одним из путей сокращения сроков адаптации является целенаправленная организация физического воспитания в начальный период обучения в вузе. Исследования показали, что у студентов с более высоким уровнем физической подготовленности адаптация завершается к концу второго месяца обучения. Такой эффект объясняется тем, что более высокий уровень физических качеств обеспечивает меньшие функциональные сдвиги в организме студентов в ходе адаптации к новым условиям учебы и быта []. В начале периода обучения целесообразно применять физические упражнения, направленные на повышение уровня общей физической выносливости (бег на длинные дистанции), быстроты (бег на 100 м), силы (упражнения на гимнастических снарядах).
С целью сокращения сроков адаптации дополнительно решаются воспитательные и развивающие задачи:
§ воспитание и совершенствование необходимых для учебной деятельности физических и психомоторных качеств и прикладных навыков (соблюдать личную и общественную гигиену, режим дня, питания, труда и отдыха и т.п.);
§ создание готовности функциональных систем к перенесению воздействия специфических факторов внешней среды и условий учебной деятельности;
§ повышение физиологических резервов организма за счет высокой физической тренированности;
§ выработка способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятие психической напряженности;
§ обеспечение быстрого восстановления работоспособности, снимать излишнее мышечное напряжение;
§ воспитание уверенности в своих силах в различных ситуациях.