Предмет информационного права

Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно определить сферу общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права. Круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью, составляет ее предмет. Входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. В связи с этим разграничение между различными отраслями проводится прежде всего по предмету правового регулирования. Этот подход справедлив и для понимания природы информационного права. В общем виде предметом информационного права являются общественные отношения, связанные с информацией. Будучи сложным явлением, информация исследуется в рамках различных концептуальных схем. Проблемам информации посвящено множество научных работ в различных областях знаний, в том числе в юридической науке[1]. Вопрос о том, что представляет собой информация, в настоящее время является в известной мере дискуссионным, трактуется неоднозначно, его содержание может меняться и уточняться в зависимости от специфики предмета и метода конкретной науки.

Слово «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, изложение. Само понятие «информация» довольно широкое. В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение понятия «информация». Это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах и 2) сообщения, уведомляющие о понятии, состоянии чего-либо.

Как отмечается в исследованиях, посвященных информации, первоначальное представление о ней связывалось со сведениями, сообщениями, данными о чем-либо. Передать информацию подразумевало передать какие-либо новости, новые сведения, знания. В этот период информация была известна только на уровне обыденного сознания, научное понимание информации только начинало складываться.

Постепенно, по мере развития новых направлений исследований, явление информации стало раскрываться во всем своем многообразии. Накапливался фактический научный материал, определялись ранее неизвестные закономерности, присущие информации в том или ином ее проявлении. Понятие информации, в свою очередь, в качестве формы отражения информации как объективного явления наполнялось новым содержанием.

Его развитие, подчиняясь общим законам диалектики, определяло на каждом из этапов уровень научного познания человечеством явления информации как части бытия[2].

Один из важнейших подходов в определении понятия информации связывается с открытиями американского ученого К. Шеннона, который, обобщив накопленные до него знания об информации, создал в конце 40-х гг. XX столетия так называемую количественную, или статистическую, теорию информации[3].

Заслуга К. Шеннона, по признанию многих ученых, состоит в том, что он первым системно раскрыл количественную сторону информации, имеющую большое значение для технических аспектов передачи информации: ее машинной обработки, разработки и функционирования различных систем передачи сообщений и т. д. Для передачи какого-либо сообщения (или определенного количества информации) важное значение имеют такие характеристики, как скорость передачи информации, пропускная способность канала связи, кодирование и декодирование сообщения, энергетические затраты.

Первые работы К. Шеннона появились в 1948 г., в это же время впервые вышла и книга Н. Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине»[4], с которой обычно связывают возникновение науки кибернетики и, соответственно, следует связывать начало кибернетического этапа развития понятия «информация». Большой вклад в исследования природы информации на этом этапе внесли такие ученые, как У. Р. Эшби, С. Голдман, К. Черри, А. Н. Колмогоров, А. И. Берг и др.

Изучению философских проблем информации посвятили свои работы А. Д. Урсул, Б. В. Бирюков, В. М. Глушков и др. Во многих работах отмечается важность, фундаментальность понятия информации для мира живой и неживой природы, для теории познания. Характеризуя информационный подход как метод общенаучного исследования, В. М. Адров указывает, что последний подразумевает применение общих свойств информации в конкретной предметной области для выяснения частного проявления информации и через него самой предметной области.

Именно кибернетика впервые системно изложила существо информационного подхода, тем самым расширив возможности его применения на качественно новом уровне. С появлением кибернетики были созданы важные предпосылки и для применения информационного подхода в исследованиях правовой действительности[5].

Одним из самых существенных достижений кибернетики является факт установления тесной связи между информацией и управлением в системах любой природы. Оказалось, что для управления системой, независимо от качества и количества ее элементов и связей между ними, необходимо периодическое получение информации о ее внутреннем состоянии и об отношениях с окружающей средой. В этом случае представляется возможным определить характеристики тех воздействий на систему, которые могли бы привести к желаемому для целей управления результату.

В этой связи А. И. Берг и Ю. И. Черняк указывают, что процесс управления всегда и в любом случае сводится к передаче и обработке данных, т. е. информации. На сходной позиции стоит и А. Б. Венгеров, указывающий, что информация — ядро любого процесса управления, а операции с информацией — содержание всякой управленческой деятельности. Управление и информация тесно связаны друг с другом, и качество первого всегда является следствием второй. Без обмена информацией не может существовать ни одна система управления.

Касаясь вопроса взаимосвязи и взаимообусловленности управления и информации, следует отметить, что уже Н. Винер в 1947 г. показал: техника управления и техника связи (информации) неотделимы друг от друга и концентрируются вокруг понятия «сообщение». По существу, именно эта фундаментальная идея о неразрывной связи информации и управления положена в основу обобщения понятия управления в рамках кибернетики.

Тем самым был открыт принципиально новый аспект управленческой проблематики — информационный.

В настоящее время становится все более очевидным, что независимо от того, с какими объектами связаны процессы управления, все они характеризуются следующими признаками:

а) сохранением и переработкой информации;

б) получением информации о возможностях развития объектов управления;

в) получением информации о результатах прошлых управленческих воздействий на объект;

г) анализом полученной информации и принятием на его основе новых решений.

Информация играет важную роль в организации управленческой деятельности (менеджменте). Управленческую информацию необходимо рассматривать как совокупность сообщений, относящихся к управлению, т. е. вызывающих или могущих вызвать те или иные управленческие последствия. Информация в управлении может быть оперативной, экономической, научной, технической. Управленческий процесс всегда связан с использованием информации и вне информации осуществляться не может.

Кибернетикой также было выдвинуто положение о комплексном рассмотрении природы информации в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик, соответственно отображающих содержание, форму и ценность информации. Указанные три аспекта одинаково применимы при рассмотрении любой из разновидностей информации, поскольку носят общенаучный характер. Комплексное исследование информации в единстве названных характеристик, признаков и свойств отображает общепринятый на сегодняшний день подход к проблеме определения сущности информации.

Широкое распространение информации привело к формированию целого ряда специальных понятий информации, отражающих суть ее конкретных проявлений в окружающем мире.

Появились такие, например, специальные понятия, производные от понятия «информация», как «социальная информация», «документальная информация», «правовая информация», «научная информация» и т. д.

Итак, можно констатировать, что под информацией в общем виде необходимо понимать известия, сообщения, сведения, адекватно отражающие объективную действительность и позволяющие узнать что-то новое, ранее неизвестное, или подтвердить известное в целях принятия правильного решения. Информация — это снятая неопределенность[6].

Информация существует в ее основных операциях: сбора, передачи, регистрации, хранения, обработки и использования.

Именно они представляют собой структуру движения информации.

Сбор — процесс сосредоточения информации в системе, организация информационного потока.

Передача — процесс перемещения информации по определенным каналам связи.

Регистрация — процесс и результат закрепления (фиксации) информации на определенном носителе.

Хранение — процесс накопления и сбережения информации, ее содержание в целостности. (Иногда хранение определяют как процесс передачи информации во времени.)

Обработка — получение из первичной информации необходимой вторичной информации с требуемыми свойствами, представление ее в другой форме, анализ и преобразование информации в соответствии с задачами, стоящими перед той или иной системой.

Использование — применение информации в управленческой, научной, коммерческой и иных сферах деятельности.

Процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, а также способы осуществления таких процессов и методов представляют собой информационные технологии.

Предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

Распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Информация может подразделяться:

а) по степени организованности (упорядоченности) — документированная и иная информация; информационные ресурсы и свободная информация, не находящаяся в информационных системах; систематизированная (каталоги, энциклопедии, рубрикаторы и т.п.) и несистематизированная информация;

б) по виду носителя (форме закрепления) — на бумажном носителе, видео- и звуковая, компьютерная информация, в объемно-пространственной форме, устная, энергетическая (биологическая) при энергоинформационном обмене;

в) по функциональному предназначению (по сфере применения) — массовая информация, распространяемая через средства массовой информации, и отраслевая, профессиональная (по интересам);

г) по степени доступа — информация с ограниченным доступом, без права ограничения доступа, объекты интеллектуальной собственности, «вредная информация» с ограничением по распространению, иная общедоступная информация.

Ученые и практики выделяют более двадцати видов открытой информации по ее отраслевой принадлежности и востребованности в обществе (научная, техническая, правовая, медицинская, биржевая, финансовая, коммерческая, социальная и др.). Для определения правовых механизмов доступа к информации важно учитывать сложившуюся практику общественных отношений в этой сфере.

Первым информационным ресурсом, полностью зафиксированным на машинных носителях, является библиографическая информация. В развитых странах около 90% этой информации доступно в режиме теледоступа. Информация впервые введена в состав Гражданского кодекса РФ как вид объекта гражданских прав. Информация активно используется в системах гражданского и публичного права не только как объект самостоятельного оборота, но и как доказательственное средство в отношениях между субъектами.

Под нормативной правовой информацией подразумевают весь массив нормативных правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, создающихся в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Такая информация создается в процессе правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Она может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней (т. е. возможности ее получения и использования) подразделяется на общедоступную информацию (это общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен), а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется:

1) на информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных:

1) на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Обладатель информации вправе на основании закона или договора разрешать или ограничивать доступ к информации.

Конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. Запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или — в установленных законодательством Российской Федерации случаях — ее материальный носитель. Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации.

Электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети. Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью.

Следует отметить, что возникновение информационного права во многом связано с техническим прогрессом в информационной сфере, который выражается в том, что ряд операций с информацией выполняется с помощью компьютерной техники.

Перспективно оптимальной формой использования компьютера в деятельности государственных органов и учреждений является создание информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей.

Информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Информационные системы включают государственные, муниципальные и иные информационные системы.

Информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области связи.

В настоящее время в мире развиваются глобальные информационные сети. Так, глобальной компьютерной сетью является Интернет, который объединяет компьютерные сети абсолютного большинства стран мира. Любой желающий может подключиться к Интернету, если у него имеются компьютер, модем, линия связи и провайдер. Число пользователей Интернета во всем мире, в том числе в нашей стране, насчитывает миллионы человек, и ежедневно к нему подключаются новые пользователи. Эта компьютерная сеть не имеет государственных границ.

Все изложенное свидетельствует, что использование компьютерных технологий порождает новый вид информации — компьютерную информацию. Под компьютерной понимается информация, которая обрабатывается, хранится, выводится на терминал ЭВМ либо находится в удобном для автоматизированной обработки виде. Другими словами, компьютерная информация является результатом производственной деятельности человека, непосредственным продуктом его труда. К категории компьютерной информации относятся информационные фонды в виде баз данных и программные средства.

С возникновением компьютерных технологий мы получили возможность информатизации, под которой понимается процесс создания, широкомасштабного внедрения и применения в государственной деятельности и общественной жизни методов, систем и средств сбора, передачи, обработки, хранения и использования информации с помощью компьютерной техники[7].

Информатизация базируется на таких принципах, как:

- вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых информационно-правовых систем;

- использование общероссийских стандартов;

- строгое разделение на открытые и закрытые системы и базы данных;

- ведение эталонных баз данных в организациях, ответственных за создание нормативных правовых документов;

- организация зашиты информации;

- исключение дублирования процедур сбора и обработки информации в государственных органах;

- использование модульного подхода при проектировании автоматизированных систем, коммуникационных систем, абонентских пунктов и рабочих мест пользователей;

- общность лингвистических средств, используемых в различных автоматизированных системах;

- ведение актуального перечня правовых документов и состава баз данных и их тиражирование для всех пользователей системы.

Целями информатизации являются информационно-правовое обеспечение деятельности государственных органов, организаций и граждан, а также создание, поддержание в рабочем состоянии и развитие баз данных различных видов информации.

Результатом информатизации в перспективе станет новая информационная стадия развития общества, которое может быть названо информационным обществом, где основным предметом труда большей части людей являются информация и знания, а орудием труда — информационные технологии. Экономика такого общества ориентирована на производство прежде всего продуктов информационной и интеллектуальной деятельности, связанных с получением новой информации и новых знаний, и реализацией этих продуктов.

Целями государства в сфере информатизации являются: информационное обеспечение деятельности органов государства; информационное обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц; сохранение и структурирование информационного пространства.

С точки зрения этих целей основные задачи государства в сфере информатизации состоят в качественном обеспечении информацией органов государственной власти и местного самоуправления; в обеспечении реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации; в совершенствовании и защите отечественной информационной инфраструктуры, интеграции России в мировое информационное пространство.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим отношения в данной области, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[8]. Этот Закон определяет понятийный аппарат, связанный с информационной сферой, правовой статус различных категорий информации, закрепляет положения о регулировании создания и эксплуатации информационных систем, общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных сетей, устанавливает принципы регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации.

С учетом положений этого Закона можно выделить следующие группы отношений, которые включают в себя предмет информационного права. Это отношения, связанные:

1) с производством, передачей, распространением, поиском и получением информации;

2) обеспечение прав граждан на получение и использование информации;

3) реализация прав на производство и распространение информации;

4) порядок создания и оборота документированной информации;

5) разработка и использование информационных технологий, информационных систем и телекоммуникационных сетей;

6) сохранение конфиденциальности информации в случаях, предусмотренных законодательством;

7) обеспечение органами государственной власти информационной безопасности.

Эти отношения представляют собой информационную сферу как предмет информационного права. С учетом изложенного предметом информационного права являются общественные отношения, связанные с производством, передачей, распространением, поиском и получением информации, применением информационных технологий, а также с защитой информации.

Эти отношения можно назвать информационными.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: