Система источников информационного права

Многообразие информационно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников.

К их числу относятся следующие.

1. Конституция Российской Федерации, ряд норм которой связан с информацией. Так, согласно ч. 1 ст. 24 сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Часть 4 ст. 29 гласит, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Этой же статьей гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Согласно ст. 71 Конституции РФ информация и связь находятся в ведении Российской Федерации.

2. Информационным вопросам посвящен ряд международно-правовых актов. Одним из основных таких актов является Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г.[13] Данная Хартия призывает всех субъектов как государственного, так и частного секторов, ликвидировать международный разрыв в области информации знаний. Политика в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИТ) может изменить методы взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудничество, также является ключевым элементом рационального развития информационного общества.

Согласно названной Хартии ИТ являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики.

Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы.

Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество позволяет его членам шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого необходимо сделать так, чтобы ИТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, международного мира и стабильности.

Достижение этих целей и решение возникающих проблем потребуют разработки эффективных национальных и международных стратегий.

Необходимо стремиться к тому, чтобы все люди без исключения имели возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.

Правительства должны проводить работу по укреплению соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство, обеспечению экономической и финансовой стабильности, содействующей сотрудничеству по оптимизации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях, инвестированию в людей и обеспечению их глобального доступа и участия в этом процессе.

Потенциальные преимущества ИТ, стимулирующие конкуренцию, способствующие расширению производства, создающие и поддерживающие экономический рост, и занятость, имеют значительные перспективы. Задача заключается не только в стимулировании и содействии переходу к информационному обществу, но и в реализации его полных экономических, социальных и культурных преимуществ. Для достижения этих целей важно строить работу на следующих ключевых направлениях:

- проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия;

- рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;

- разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;

- развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области ИТ во многих секторах экономики;

- активное использование ИТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

В Хартии закреплено положение об учреждении Группы по возможностям информационной технологии с целью объединить усилия партнеров для формирования широкого международного подхода.

Эта группа призвана выполнять следующие функции:

- активно содействовать диалогу с развивающимися странами, международными организациями и другими участниками для продвижения международного сотрудничества в целях формирования политического, нормативного и сетевого обеспечения, улучшения технической совместимости, расширения доступа, снижения затрат, укрепления человеческого потенциала, а также поощрения участия в глобальных сетях электронной торговли;

- поощрять собственные усилия «восьмерки» в целях сотрудничества в осуществлении экспериментальных программ и проектов в области ИТ;

- содействовать более тесному политическому диалогу между партнерами и работать над тем, чтобы мировая общественность больше знала о стоящих перед ней вызовах и имеющихся возможностях;

- изучить вопрос о том, какой вклад вносит частный сектор и другие заинтересованные группы, например, Глобальная инициатива по ликвидации электронно-цифрового разрыва.

В сфере информации действуют также такие международно-правовые акты, как Европейская конвенция о получении за рубежом информации и свидетельств по административным вопросам ETS № 100 (Страсбург, 15 марта 1978 г.), Конвенция о международном обмене изданиями (Париж, 5 декабря 1958 г.), Конвенция об обмене официальными изданиями и правительственными документами между государствами (Париж, 5 декабря 1958 г.), Дополнительный протокол к Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства ETS № 097 (Страсбург, 15 марта 1978 г.), а также ряд других.

Акты в информационной сфере приняты в рамках СНГ и Евразийского экономического сообщества. Так, решением Совета глав правительств СНГ 18 октября 1996 г. была утверждена Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств. В Концепции были определены цели, задачи, принципы, нормативно-правовые механизмы формирования и развития информационного пространства СНГ, способы формирования, поддержки и использования информационных ресурсов, обеспечения информационной безопасности в информационном пространстве СНГ и ряд других вопросов.

Концепция базируется на принятых ранее соглашениях государств — участников СНГ по сотрудничеству в различных сферах деятельности и прежде всего в сфере обмена информацией.

В Концепции были использованы также предложения по выработке и реализации информационной политики, подготовленные в Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза, Межпарламентской Ассамблее СНГ, Межгосударственной телерадиокомпании «Мир», Совете руководителей государственных информационных агентств СНГ, информационных службах других органов Содружества, материалы ИТАР-ТАСС, Информационного агентства «Интерфакс», Международной неправительственной организации «Интервидение», Международного центра научной и технической информации, документы ООН, Европейского Союза, национальных и международных научных организаций и объединений, других организаций.

Концепция носит рекомендательный характер, основана на констатации имеющего место информационного сближения государств Содружества и представляет собой систему согласованных взглядов на цели и приоритеты в сферах сотрудничества государств — участников СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов.

Основные положения Концепции отражают:

- приоритетные цели и интересы проведения согласованной на межгосударственном уровне политики формирования информационного пространства СНГ;

- принципы и организационные основы сотрудничества государств — участников СНГ в сфере развития информационных и телекоммуникационных услуг;

- механизмы и условия реализации, согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и программ по развитию межгосударственных информационных обменов.

Концепция составлена с учетом основных положений национальных программ информатизации и развития систем связи, подготовленных в государствах Содружества.

Межгосударственные обмены информацией в новых политических и экономических условиях трансформировались для государств СНГ в широкомасштабную задачу формирования информационного пространства. Для решения этой задачи на основе современных информационных технологий требуются выработка и проведение согласованной политики по формированию информационного пространства государств Содружества.

Концепция предполагает определение необходимых условий для реализации комплекса мероприятий по дальнейшему развитию межгосударственных информационных обменов на принципах независимости и взаимовыгодности, использования международных стандартов при создании и развитии информационных систем, широкого применения техники и технологий государств — участников СНГ.

Концепция ориентирована на решение следующих важнейших задач:

- определение приоритетных направлений сотрудничества государств — участников СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов;

- предложение механизма реализации согласованной деятельности посредством политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества со всеми готовыми к этому государствами и с учетом их национальных интересов и приоритетов.

В Концепции было отмечено, что возникновение транснациональных экономических структур, информационных и телекоммуникационных систем свидетельствует о переходе от индустриальной к информационной ориентации развития экономики и общества. Глобальные информационные системы связывают мир в единое целое и делают все государства информационно взаимозависимыми, заставляя проявлять максимум внимания к качеству информационного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества.

11 сентября 1998 г. в г. Москве подписано Соглашение о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств — участников СНГ.

Согласно данному Соглашению пользователям информации — гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти, органам регионального и местного самоуправления, общественным объединениям государств — участников Соглашения предоставляется право на открытую информацию, которое предусматривает возможность свободного ее получения, хранения, использования и распространения при осуществлении научной, научно-технической, производственной, общественной и иной деятельности, не запрещенной действующим национальным законодательством.

Каждая Сторона принимает меры по осуществлению согласованных действий информационных структур по обеспечению наиболее полного формирования и эффективного использования ресурсов научно-технической информации совместного пользования; создает условия для практической реализации принципа свободного доступа к научно-технической информации совместного пользования Сторон; организует учет и регистрацию информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных систем и публикацию сведений о них, а также обеспечивает формирование электронных каталогов и адресно-справочных баз данных научно-технической информации.

Порядок и условия получения научно-технической информации пользователем определяет собственник или владелец на договорной основе. Предоставление научно-технической информации может осуществляться как на безвозмездной основе, так и путем ее коммерческой реализации с соблюдением требований, установленных Соглашением. Перечни информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно, устанавливаются каждой из Сторон.

В информационной сфере СНГ действуют и другие акты, например, Концепция межгосударственной подсистемы информационного обмена между органами внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств (Минск, 4 июня 1999 г.), Соглашение об обмене информацией в сфере образования государств — участников Содружества Независимых Государств (Минск, 31 мая 2001 г.). В рамках Евразийского экономического сообщества 20 сентября 2002. г. было подписано Соглашении о сотрудничестве в распространении массовой информации.

3. К источникам информационного права относятся федеральные законы.

Среди данных источников прежде всего следует назвать Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Этот Закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации. Его положения не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности.

Закон определяет принципы регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, информацию как объект правовых отношений, а также обладателя информации. Он также регулирует вопросы доступа к информации. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон также определяет вопросы распространения, предоставления, документирования информации, государственного регулирования в сфере применения информационных технологий, использования информационных систем и сетей, защиты информации, а также ответственности за нарушения информационного законодательства.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»[14] регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Действие этого Закона не распространяется на отношения, возникающие при обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных; организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные архивных документов, а также возникающие при обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.

Целью данного Закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»[15] устанавливает условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Действие данного Закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Закон определяет понятия государственной тайны; носителей сведений, составляющих государственную тайну; системы защиты государственной тайны; средств защиты информации; и др.

Кроме того, Закон определяет такие вопросы, как перечень сведений, составляющих государственную тайну, отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание, рассекречивание сведений и их носителей, распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» регулирует вопросы поиска, получения, производства и распространения массовой информации; учреждения средств массовой информации, владения, пользования и распоряжения ими; изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

Законом определены такие основные понятия, как массовая информация, средство массовой информации, периодическое печатное издание и др.

Информационные вопросы регулируются также федеральными законами от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»[16], от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[17] и рядом других.

Кроме того, нормы, связанные с информацией, включены в Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие отраслевые законодательные акты.

4. Ключевую роль среди источников информационного права занимают указы Президента РФ.

Президентом РФ определена система и структура федеральных органов исполнительной власти, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в информационной сфере. Им утвержден ряд положений о данных органах, в частности о Федеральной службе безопасности, Федеральной службе по техническому и экспортному контролю.

Принципиальное значение имеют указы Президента РФ, непосредственно направленные на регулирование отношений в информационной сфере. Так, Указом от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» установлено, что основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются обеспечение единства государственных стандартов в этой сфере, их соответствие международным рекомендациям и требованиям.

Указ Президента РФ от 8 мая 1998 г. № 511 «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации» направлен на развитие общенационального информационного пространства и содержит ряд поручений Правительству РФ по созданию Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК).

Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

5. К числу источников информационного права относятся постановления Правительства РФ, которое утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти в информационной сфере (например, Положение о Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ).

6. В межотраслевом и отраслевом масштабе источниками информационного права служат нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Федерации.

7. К источникам информационного права можно отнести и акты внутриорганизационного характера — нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

 


[1] См., например: Рассолов М. М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М., 1996; Агапов А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М., 1997; Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права. М., 1991; Копылов В. А. Информационное право. М., 1997; Рассолов М. М. Проблемы управления и информации в области права. М., 1991; Элькин В. Д. Теоретические вопросы правовой информатики в учебном процессе // Информационные отношения и право. М., 2007. С. 243-252.

[2] См.: Информатика. М., 1986. С. 7—10.

[3] См.: Шеннон К.Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.

[4] См.: Винер Н.Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1958.

[5] См.: Адров В. М.Информация как свойство материи: Автореф. дис.... канд. философ, наук. М., 1968.

[6] См.: Правовая информатика и кибернетика. М., 1993. С. 23—26.

[7] См., например: Правовая информация. М., 1974; Венгеров Л. Б. Категория «информация» в понятийном аппарате юридической науки // Советское государство и право. 1977. № 10; Рассолов М. М. Теоретические проблемы управления и информации в сфере права: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 1990; Правовая информатика и кибернетика. М., 1993; Копылов В. А. Информация как объект правоотношений в системах частного и публичного права // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 1977. № 9.

[8] СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

 

[9] Копылов В. А. Указ. соч. С. 7—12.

[10] См.: Рассолов М. М. Информационное право. М., 1999. С. 5—8.

[11] Информационное право. М., 2001. С. 103—108

[12] Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 50. Ст. 1740.

[13] См.: Дипломатический вестник. 2000. № 8.

[14] СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3451.

[15] СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127.

[16] СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.

[17] СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. I). Ст. 5140.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: