1. Суждения В. В. Маяковского о поэтическом языке (по статье «Как делать стихи»).
2. Охарактеризуйте лексический состав стихотворения. Определите характер и эстетическую функцию просторечий, неологизмов, вульгаризмов.
3. Какова роль специальных выразительных средств языка (гипербол, метафор, эпитетов) в передаче отношений между лирическим героем и Солнцем?
4. Выделите и охарактеризуйте черты поэтического синтаксиса в стихотворении.
5. Сделайте вывод об отношении между поэтическим языком стихотворения и заключенной в нем концепцией поэтического творчества.
Литература
Маяковский В. Как делать стихи // Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 12. – М., 1959. С. 81-115.
Паперный 3. О мастерстве Маяковского. 2-е изд. – М., 1957. Гл. 2.
Харджиев Я., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. – М., 1970. Гл. Маяковский о языке. С. 244-255.
Петросов К. Г. Творчество В. В. Маяковского. – М., 1985. Гл. 3. Маяковский о назначении поэта и поэзии.
Лейдерман Н. Л. Фрагмент из очерка «Энергия и инерция бунта: воля и судьба лирического героя В. Маяковского» // Лейдерман Н. Л. Русская литературная классика ХХ века. – Екатеринбург, 1996. С. 33-53.
|
|
Михайлов Ал. Точка пули в конце: Жизнь Маяковского. – М., 1993.
Карпов А. С. Маяковский-лирик: Кн. для учителя. – М., 1988.
Задание № 5.
Стиховая форма
1. В чем состоит отличие стиховой речи от прозаической?
2. Подберите и проанализируйте образцы стихотворений, выдержанных в системе устного народного стиха, силлабической, силлабо-тонической и тонической системах (1-2 образца).
3. Подобрать и проанализировать по 1-2 образца всех размеров силлабо-тоники.
4. На тех же образцах показать различные виды рифмовки.
5. Понятие о строфе. Сделать анализ структуры одного из сонетов Петрарки и «онегинской строфы».
Литература
Эткинд Е. Г. Разговор о стихах. – Л., 1970. Гл. I. Слово в стихе. Гл. 2. Ритм.
Тимофеев Л. И. Слово в стихе. – М., 1987. Гл. 3. Стих и звук.
Кожинов В. В. Стихи и поэзия. – М., 1980. Гл. 2. Что такое стих; Гл. 3. Строение стиха.
Дрыжакова Е. Н. В волшебном мире поэзии. – М., 1978. Гл. «Из истории русских ритмических систем».
Задание № 6.
Ритмико-мелодическая организация стихотворения
А. А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»
1. Сделайте графическую запись стихотворения, отметьте ударные и безударные слоги. Проведите анализ ритмического рисунка стихотворения:
а) определите размер (метр);
б) установите расположение пиррихиев и определите их роль в создании определенной интонации;
в) подсчитайте число стоп в стихах, какой эстетический смысл в разностопности стихов?
г) проанализируйте внутренние паузы, концевые паузы и переносы, определитеих значение в создании поэтической интонации;
|
|
д) из наблюдений над рифмами сделайте вывод об их интонационной направленности.
2. Исследуйте звуковую организацию стихотворения:
а) проанализируйте состав сильных звуков;
б) выделите характерные для стихотворения звуковые сочетания и повторы (аллитерации и ассонансы);
в) сделайте вывод о мелодике стихотворения.
3. Какова связь между ритмико-мелодической организацией стихотворения и предметно-образным миром, отображенным в стихотворении?
4. Сделайте вывод о значении ритмико-мелодической структуры в выражении идейно-эстетической концепции стихотворения.
Литература
Колобаева Л. А. Встреча времен (художественное время в цикле «Родина» А. Блока) // Филол. науки. 1975. № 4.
Исупов К. Г. Русская эстетика истории. – СПб., 1992. С. 68-77.
Пайман А. История русского символизма. – М., 1998. С. 286-291.
Дополнительная литература
Крук И. T. Поэзия Александра Блока. – М., 1970. С. 149-151, 156-166.
Соловьев Б. Поэт и его подвиг. 4-е изд. – М., 1980. Гл. «Роковая, родная страна». С. 448-461.
Горелов А. Гроза над соловьиным садом. – М., 1977. Гл. «Это все — о России». С. 363-373.
Задание № 7.
Субъектная организация рассказа А. П. Чехова «Душечка»
1. Основные типы субъектной организации литературного произведения, их эстетические возможности.
2. Проанализируйте речь Кукина, Пустовалова, Смирнина: как она характеризует каждого из них? Как авторское отношение к этим персонажам проявляется в формах речи самих персонажей?
3. Проанализируйте речь Оленьки, как она характеризует героиню рассказа?
4. Проанализируйте речь безличного повествователя, как соотносятся в ней «зона автора» с «зонами героев»?
5. Сделайте общий вывод об эстетической концепции рассказа.
Литература
Паперный 3. Записные книжки Чехова. – М., 1976. Гл. «Душа и душечка». С. 290-312.
Мелкова А. С. Творческая судьба рассказа «Душечка» // В творческой лаборатории Чехова. – М., 1974. С. 87-96.
Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. – Екатеринбург, 1998. С. 109-121.
Фортунатов Н. Н. Архитектоника чеховской новеллы. – Горький, 1975. С. 89-95.
Задание № 8.
Пространство и время в рассказе А. П. Чехова «Крыжовник»
1. Охарактеризуйте субъектную организацию рассказа, определите ее художественную функцию.
2. В чем состоит идейно-эстетический смысл обрамления: пейзажа, интерьера, образов Алехина и Буркина?
3. Проанализируйте сюжет истории, рассказанной Иваном Ивановичем:
а) основной конфликт;
б) элементы сюжета, их взаимосвязь;
в) внесюжетные элементы (лирические отступления, вводные эпизоды), их эстетическая функция.
4. Соотнесите обрамление с рассказом Ивана Ивановича и сделайте общий вывод: какая концепция действительности воплощена в рассказе «Крыжовник»?
Литература
Паперный 3. А. П. Чехов. 2-е изд. – М., I960. С. 234-238.
Семанова М. Л. Чехов-художник. – М., 1976. Гл. 7. Автор — рассказчик — слушатели. С. 144-152.
Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. – М., 1986. Гл. 3. Внешний мир. С. 141-158.
Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. – Л., 1987.
Кубасов А. В. Рассказы А. П. Чехова: поэтика жанра. – Свердловск, 1990. Гл. 3. Мир и время.
Полоцкая Э. А. А. П. Чехов // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). Кн. 1. – М., 2000. Гл. Расчет на читателя. С. 46-425.
[1] В современном отечественном литературоведении идет дискуссия относительно понятия «творческий метод». Главный аргумент тех, кто отрицает это понятие, состоит в том, что оно было введено в научный обиход в 1930-е годы вместе с понятием «социалистический реализм» при энергичном участии партийного руководства страной, а значит, несет на себе печать «тоталитарного дискурса». Однако, при этом в современных научных исследованиях продолжают по-прежнему продуктивно использоваться понятия «классицизм», «романтизм», «реализм», и к понятию «соцреализм» тоже постепенно исчезает идиосинкразия. Значит, та закономерность, которая была обозначена в свое время термином «творческий метод» — не фикция, а объективное качество художественного творчества. Новые термины («парадигма художественности», «тип художественного сознания», «художественная онтология»), которые предлагают взамен старого «метода», мало что проясняют в обозначаемом ими художественном законе. Поэтому в ряде работ, опубликованных тоже в 1990-е годы (С. Т. Ваймана, А. В. Михайлова, М. С. Кагана) отстаивается продуктивность понятия «творческий метод».
|
|