1. Какие два утверждения верны для характеристики как фосфора, так и хлора?
1) Электроны в атоме расположены на трёх электронных слоях;
2) Простое вещество, образуемое химическим элементом, при н. у. является газом;
3) Химический элемент образует высший оксид вида Э2О5;
4) Электроотрицательность химического элемента выше электроотрицательности серы;
5) Химический элемент является p-элементом.
2. Какие два утверждения верны для характеристики как магния, так и кремния?
1) Наличие трёх электронных слоёв в их атомах;
2) Существование соответствующих им простых веществ в виде двухатомных молекул;
3) То, что они относятся к металлам;
4) То, что значение их электроотрицательности меньше, чем у фосфора;
5) Образование ими высших оксидов с общей формулой ЭО2.
3. Какие два утверждения верны для характеристики как хлора, так и брома?
1) В ядре атома химического элемента содержится 17 протонов;
2) Электроны в атоме расположены на трёх электронных слоях;
3) Химический элемент является неметаллом;
4) Соответствующее простое вещество существует в виде двухатомных молекул;
5) Соответствующее простое вещество при н. у. является жидкостью.
4. Какие два утверждения верны для характеристики как серы, так и селена?
1) В ядре атома химического элемента содержится 34 протона;
2) Элемент расположен в VIA группе Периодической системы Д. И. Менделеева;
3) Электроны в атоме расположены на четырёх электронных слоях;
4) В основном состоянии на d-орбитали атома химического элемента есть электроны;
5) Химический элемент образует высший оксид вида ЭО3.
5. Какие два утверждения верны для характеристики как азота, так и кислорода?
1) Атом химического элемента имеет 5 валентных электронов;
2) Низшая степень окисления химического элемента равна -3;
3) Соответствующее простое вещество при н. у. является газом;
4) Число протонов в ядре атома химического элемента равно 7;
5) Электроотрицательность химического элемента выше, чем у углерода.
6. Какие два утверждения верны для характеристики как натрия, так и калия?
1) Электроны в атоме расположены на четырёх электронных слоях;
2) Соответствующее простое вещество — металл;
3) Является s-элементом;
4) Число протонов в ядре атома химического элемента равно 11;
5) Число нейтронов в ядре атома (наиболее распространённого изотопа) химического элемента равно 12.
7. Какие два утверждения верны для характеристики как фосфора, так и кремния?
1) Имеет 4 валентных электрона;
2) Электроны в атоме расположены на трёх электронных слоях;
3) Химический элемент образует высший оксид вида ЭО2;
4) Является p-элементом;
5) Число протонов в ядре атома химического элемента равно 14.
8. Какие два утверждения верны для характеристики как магния, так и кальция?
1) Число нейтронов в ядре атома (наиболее распространённого изотопа) химического элемента равно 12;
2) Электроны в атоме расположены на трёх электронных слоях;
3) Химический элемент имеет 2 валентных электрона;
4) Число протонов в ядре атома химического элемента равно 12;
5) Химический элемент является металлом.
9. Какие два утверждения верны для характеристики как алюминия, так и индия?
1) Химический элемент имеет 3 валентных электрона;
2) Электроны в атоме расположены на трёх электронных слоях;
3) Металлические свойства химического элемента сильнее, чем металлические свойства галлия;
4) Химический элемент является металлом;
5) Число протонов в ядре атома химического элемента равно 49.
10. Какие два утверждения верны для характеристики как углерода, так и кремния?
1) Химический элемент образует летучее водородное соединение вида ЭН4;
2) Простое вещество, образуемое химическим элементом, имеет несколько аллотропных модификаций;
3) Электроны в атоме расположены на трёх электронных слоях;
4) Число нейтронов в ядре атома (наиболее распространённого изотопа) химического элемента равно 12;
5) Число протонов в ядре атома химического элемента равно 14.
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
15 | 14 | 34 | 25 | 35 | 23 | 24 | 35 | 14 | 12 |
Задание 7. Основные классы неорганических веществ.
Задание № 7 рассчитано на проверку навыков в области классификации неорганических соединений по всем известным классификационным признакам, знаний номенклатуры неорганических веществ.
Перед выполнением предложенных заданий повторите:
Простые вещества образованы атомами одного химического элемента (водород Н2, азот N2, железо Fe и т.д.), сложные вещества - атомами двух и более химических элементов (вода H2O – состоит из 2 элементов (водород, кислород), серная кислота H2SO4 – образована атомами 3 химических элементов (водород, сера, кислород)).
Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2. Если оксид образован химическим элементом с переменной валентностью, то после названия элемента, нужно указать его валентность.
Точно установить характер оксида можно, только изучая его химические свойства. Например, кислотные оксиды реагируют с основаниями и не реагируют с кислотами. Основные оксиды реагируют с кислотами и не реагируют с основаниями. Амфотерные оксиды могут реагировать и с кислотами, и с основаниями, причём, реагируя с кислотами, они проявляют свойства основных оксидов, а реагируя с основаниями, — кислотных.
Основания — сложные вещества, которые состоят из иона металла (или иона аммония) и гидроксогруппы (-OH). Основания делят на растворимые в воде (щёлочи) и нерастворимые в воде.
Кислоты — это сложные вещества, в состав молекул которых входит активный атом водорода и кислотный остаток. Этот активный атом водорода в химических реакциях способен замещаться на атом металла, в результате чего всегда получается соль. В химических формулах органических кислот атом водорода стоит в конце, например, СН3СООН – уксусная кислота.
Соли – сложные вещества, образованные атомами металлов, соединёнными с кислотными остатками. В состав некоторых солей входят атомы водорода или группы ОН. Такое различие подсказывает, что соли могут быть разных типов.
Задание
1. Изпредложенногоперечня выберите амфотерный гидроксид и соль.
1) Al2O3 2) Al(OH)3 3) H3PO4 4) PH3 5)(NH4)3PO4
Запишите в поле ответа сначала номер амфотерного гидроксида, а затем номер соли. Ответ: 25
Тренировочные задания:
1. Изпредложенногоперечня выберите кислотный оксид и кислоту.
1) NaNO3 2) NaOH 3) SiO2 4) HNO3 5) SiH4
Запишите в поле ответа сначала номер кислотного оксида, а затем - кислоты.
2. Изпредложенногоперечня выберите кислотный оксид и щелочь.
1) СaO 2) Cu(OH)2 3) CO2 4) NO 5) Ba(OH)2
Запишите в поле ответа сначала номер кислотного оксида, а затем - щелочи.
3. Изпредложенногоперечня выберите соль и основный оксид.
1) СaCO3 2) KOH 3) CO2 4) K2O 5) Fe2O3
Запишите в поле ответа сначала номер соли, а затем номер основного оксида.
4. Изпредложенногоперечня выберите соль и щелочь.
1) H2SO4 2) FeCl2 3) KOH 4) CaO 5) NH3
Запишите в поле ответа сначала номер соли, а затем номер щелочи.
5. Изпредложенногоперечня выберите кислоту и соль.
1) HCl 2) KOH 3) NH4Cl 4) CO2 5) N2O5
Запишите в поле ответа сначала номер кислоты, а затем номер соли.
6. Изпредложенногоперечня выберите кислоту и нерастворимое основание.
1) KOH 2) HCl 3) NaCl 4) P2O5 5) Cu(OH)2
Запишите в поле ответа сначала номер кислоты, а затем номер нерастворимого основания.
7. Изпредложенногоперечня выберите основный оксид и кислоту.
1) CO2 2) Ca(OH)2 3) Na3PO4 4) H3PO4 5) CaO
Запишите в поле ответа сначала номер основного оксида, а затем номер кислоты.
8. Изпредложенногоперечня выберите кислотный оксид и основный оксид.
1) K2CO3 2) BaO 3) Ba(OH)2 4) HNO3 5) N2O5
Запишите в поле ответа сначала номер кислотного оксида, а затем номер основного оксида.
9. Изпредложенногоперечня выберите амфотерный оксид и кислоту.
1) Al2O3 2) HBr 3) K2O 4) NaOH 5) CaF2
Запишите в поле ответа сначала номер амфотерного оксида, а затем номер кислоты.
10. Изпредложенногоперечня выберите соль и кислоту.
1) СO2 2) PH3 3) NH4Br 4) H2SO4 5) Ca(OH)2
Запишите в поле ответа сначала номер соли, а затем номер кислоты.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
34 | 35 | 14 | 23 | 13 | 25 | 54 | 52 | 12 | 34 |
Задание 8. Химические свойства простых веществ.
Задание № 8 рассчитано на проверку знаний о химических свойствах простых веществ: металлов и неметаллов.
Перед выполнением предложенных заданий повторите:
· Металлы – сильные восстановители;
· В ряду напряжений восстановительная активность металлов уменьшается;
· Металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода восстанавливают кислоты – неокислители до водорода;
· При взаимодействии HNO3 любой концентрации и H2SO4 (конц.) с металлами водород не выделяется;
· Активные металлы образуют с водой растворимое основание и водород;
· Более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей;
· Щелочные металлы химически очень активны, легко реагируют с простыми и сложными веществами, в своих соединениях проявляют степень окисления +1;
· Щёлочноземельные металлы химически активны; они легко реагируют с простыми и сложными веществами, в своих соединениях проявляют степень окисления +2;
· Свойства бериллия и магния несколько отличаются от свойств, характерных для щёлочноземельных металлов. Бериллий по многим свойствам близок к алюминию, а магний — к цинку;
· Алюминий пассивируется в воде, концентрированной азотной кислоте из-за образования устойчивой оксидной пленки. Сильный восстановитель;
· Неметаллы могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства;
· Неметаллы взаимодействуют с металлами;
· Неметаллы взаимодействуют между собой, более электроотрицательный играет роль окислителя, менее электроотрицательный – роль восстановителя.
Задание
1. С медью не реагирует
1) хлорид железа (II) (р-р) 2) серная кислота (конц.)
3) кислород 4) хлор
Ответ: 1
2. Не реагируют друг с другом
1) хлор и водород 2) кислород и кальций
3) азот и вода 4) железо и сера
Ответ: 3