В работе предлагается провести ряд окислительно-восстановительных реакций и объяснить, почему они происходят и какие продукты в результате образуются. О полученных продуктах реакции следует делать заключение на основании собственных наблюдений.
Объяснить реакцию – значит сделать следующее:
а) Определить окислитель и восстановитель.
б) Найти продукты окисления и восстановления.
в) На основании таблицы восстановительных потенциалов доказать, что реакция возможна, или, если реакция протекает в нестандартных условиях, что изменение потенциала таково, что реакция становится возможной.
Внимание! Реакции 1 - 4 Для обнаружения выделяющихся в ходе реакций галогенов, следует приливать ~ 1мл раствора четырехлористого углерода – CCl4. Путем экстрагирования (интенсивное перемешивание, встряхивание) перевести галоген в органический слой - CCl4. Окраска I2 в слое CCl4 - от розовой до фиолетовой. Окраска Br2 в слое CCl4 - от желто-оранжевой до коричневой. |
1. Налить в пробирку 1-2 мл раствора KСlO3 и затем добавить раствор KI, прилить раствор CCl4. Подождать 2 мин. Осторожно добавить в пробирку несколько капель концентрированной серной кислоты. Отметить изменение окраски раствора. Объяснить происходящее и написать уравнение реакции. Опыт проводить в вытяжном шкафу!
|
|
2. Налить в пробирку около 1 мл раствора KI, затем добавить 2-3 капли хлорной воды. Отметить цвет раствора, прилить CCl4. К образовавшемуся темному раствору добавить избыток хлорной воды. Что происходит? Напишите уравнения реакций. Опыт проводить в вытяжном шкафу!
3. Налить в пробирку примерно 1 мл раствора KI, затем добавить 2-3 капли бромной воды, прилить CCl4. Отметить изменение цвета раствора. К полученному раствору добавить примерно 1 мл раствора NaOH. Объяснить происходящее, написать уравнения реакций. Опыт проводить в вытяжном шкафу!
4. К 1-2 мл раствора KBrO3 добавить 1 мл раствора KI. Подождать несколько минут. Происходят ли какие-либо изменения с раствором? Повторить опыт, предварительно подкислив раствор несколькими каплями азотной кислоты. Докажите выделение брома, прилив в пробирку CCl4. Объясните происходящее и напишите уравнения реакций. Опыт проводить в вытяжном шкафу!
5. К 1 мл раствора нитрата свинца добавить немного раствора сульфида натрия – Na2S. Образовавшийся осадок PbS обработать раствором пероксида водорода. Что происходит и почему? Продукты реакции сливать в вытяжном шкафу!
6. К 2-3 мл раствора пероксида водорода добавить такое же количество разбавленного (до розового цвета) раствора перманганата калия. Наблюдать происходящее. Написать уравнение реакции, учитывая, что готовая H2O2 содержит следы H3PO4 . Что будет происходить при добавлении избытка перманганата калия?
|
|
7. К 1 мл раствора хлорида сурьмы(III) добавить 3-4 мл раствора сульфида натрия– Na2S. К выпавшему осадку добавить несколько миллилитров концентрированной азотной кислоты и слегка подогреть. Объяснить происходящее и написать уравнения реакций. Опыт проводить в вытяжном шкафу!
8. К 1-2 мл подкисленного раствора FeSO4 добавить несколько капель раствора KMnO4. Доказать образование в растворе ионов трехвалентного железа. Написать уравнения реакций.
9. К 1 мл раствора KMnO4 добавить 1 мл раствора NaOH, а затем раствор Na2SO3. Отметить происходящее и, учитывая пункты 9-11, сделать вывод о влиянии кислотности среды на протекание реакции восстановления KMnO4.
10. К 1-2 мл раствора сульфата марганца(II) добавлять по каплям раствор перманганата калия. Что наблюдается? Написать уравнение реакции.
11.К 1 мл раствора K2Cr2O7 добавить 2-3 мл концентрированной HCl, раствор подогреть. Докажите выделение Cl2. К 1 мл раствора K2Cr2O7 добавить 1-2 мл раствора Na2SO3 и затем HCl. Выделяется ли хлор в этом случае? Объясните происходящее с использованием восстановительных потенциалов. Опыт проводить в вытяжном шкафу!
12. К 1 мл раствора K2Cr2O7 добавить 1-2 мл раствора Na2S. Наблюдать появление серы. Объяснить, почему окисление сульфид-иона идет в данном случае только до свободной серы. Написать уравнение реакции.
Работа №7. Химия элементов.