План лабораторных занятий для студентов 1 курса факультета лесного хозяйства

ХИМИЯ

 

 

Методическое пособие

для студентов факультета лесного хозяйства

 

Н. Новгород

2018 г.

Составитель:   доц. Лелеков В.Е.

 

 

УДК 541.1:541.10 (075)

 

ХИМИЯ: Учебное пособие для студентов факультета лесного хозяйства/Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. - Н. Новгород, 2018. 71 с.

   

 

Пособие является учебным комплексом для проведения лабораторно-практических занятий по курсу химии и организации самостоятельной работы студентов и содержит:

- описание лабораторных работ;

- вопросы для самоподготовки к занятиям и зачетные вопросы для оформления отчетов по лабораторным работам;

- программы ИРС (индивидуальной заботы студентов);

- программы коллоквиумов;

- методические рекомендации по написанию реферата.

Пособие предназначено для студентов факультета лесного хозяйства.

Печатается по решению редакционно-издательского совета НГСХА.

 

 

Рецензент: зав. кафедрой таксации НГСХА                           Логунов Д.В.

 

Ó Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

 

                  Лелеков В.Е.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В учебном плане подготовки бакалавров по направлению «Лесное дело» дисциплина «Химия» является базовой и входит в состав математического и естественнонаучного цикла. Она является предшествующей и необходимой для освоения других базовых и вариативных дисциплин естественнонаучного цикла (почвоведение, физиология растений, экология), а также многих дисциплин профессионального цикла (лесное товароведение, древесиноведение, недревесная продукция леса, технология подсочки леса и др.)

Место дисциплины «Химия» в структуре ОПП ВО определяет содержание читаемого курса: он является интегрированным и включает в себя разделы общей, неорганической, органической, аналитической и физической химии. Целью и задачей читаемого курса является освоение системных знаний о свойствах, превращениях, анализе химических соединений, необходимых для формирования элементов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ООП ВО по направлению подготовки бакалавров 35.03.03. «Лесное дело», утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2015г № 1082.

При разработке содержания лабораторных работ, зачетных вопросов и программ ИРС авторы руководствовались следующими принципами:

- содержание опытов, вопросов и заданий должно быть по возможности профессионально ориентированным и иллюстрировать студенту значение изучения химии в его образовательном процессе;

- максимальная индивидуализация процесса обучения, выполнение лабораторных работ малыми группами и вариативность контрольных заданий;

- содержание заданий должно стимулировать способности к обобщению и анализу материала;

- типы заданий должны развивать навыки работы с учебной и научной литературой, обработки результатов исследования, оформления отчетов и рефератов по выполненной работе.

 

Пособие предназначено для студентов факультета лесного хозяйства при подготовке бакалавров по направлению «Лесное дело».

 

                             

 

 

                          

 

2. Принципы организации и проведения
лабораторного практикума

 


Домашняя подготовка

 

Осмысленное выполнение эксперимента требует тщательной домашней подготовки. Она включает:

- ознакомление с методикой эксперимента, беседу с преподавателем для определения цели лабораторной работы;

- обязательное письменное представление методики в тетради;

- письменные ответы на вопросы, заданные перед опытом.

 

Выполнение эксперимента

После допуска к лабораторной работе студент проводит опыты согласно описанной методике и варианту. Химический эксперимент служит углублению и закреплению теоретических знаний, способствует приобретению практических навыков выполнения эксперимента. Результаты выполненных опытов предъявляются преподавателю.

 

Составление отчета: требования к оформлению

 

Представление отчета строго контролируется преподавателем. Обязательно аккуратное оформление. Отчет подписывается преподавателем.

Порядок оформления отчета:

- формулирование цели работы;

- представление методики эксперимента;

- таблицы результатов опытов;

- уравнения протекающих реакций;

- выводы.

 

Выполнение контрольных работ

 

В систему контроля знаний студентов по курсу входит выполнение контрольных программ (ИРС), которые включают в себя комплексные задания по той или иной теме. Они могут содержать задания теоретического, практического и расчетного характера. Выполняются студентами в отдельной тетради по варианту, выданному преподавателем, в домашних условиях. Более мобильным видом контроля является выполнения программ ПК, также по вариантам в условиях аудиторного занятия по той или иной теме.

Каждый вопрос программы и программа в целом оценивается определенным числом баллов. Рубежным видом контроля предлагается коллоквиум по центральным темам курса.

Выполнение ИРС и ПК является обязательным для допуска к экзамену и формирует текущую успеваемость студента.

 

Общие правила работы в лаборатории

 

- Перед лабораторной работой изучить методику эксперимента.

- Все опыты выполнять индивидуально или малыми группами по указанию преподавателя.

- Не расходовать реактивы больше требуемого количества.

- Не загромождать рабочее место. Запрещается класть на стол портфели, свертки, книги.

- Не уносить приборы и реактивы общего пользования на свое рабочее место.

- Концентрированные кислоты и щелочи не выливать в раковину, а только в специальные склянки под тягой.

- Все работы с вредными веществами проводить только под тягой.

- Не путать пробки от склянок и пипетки для взятия реактивов.

- По окончании работы вымыть посуду, убрать рабочее место.

 

План лабораторных занятий для студентов 1 курса факультета лесного хозяйства

 

№ зан. Содержание занятий Уровень требований к знаниям и умениям студента после изучения темы Литература
1 Сем.: Концентрация растворов.  
2 Лаб. работа: Приготовление растворов заданной концентрации методом разбавления. МПК, стр. 8
3  Лаб. работа: Стан- тизация раствора кислоты по буре. Выдача ИРС №1. МПК, стр. 11
  После изучения темы студент должен: - знать способы выражения концентрации растворов: массовая доля, молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента, титр; сущность титриметрии на примере метода нейтрализации и расчет результатов титрования; - уметь: приготовить раствор и провести стандартизацию раствора кислоты; - владеть: навыками работы с мерной посудой и титрования.  
4                    Сем.: Коллигативные свойства растворов неэлектролитов и электролитов.  
5            Лаб. работа: Равновесия в растворах электролитов.   МПК, стр. 21
6             Сем.: Расчет рН в растворах электролитов. Буферные растворы.  
7         Лаб. работа: Буферные растворы. МПК, стр. 24
8 Лаб. работа: Гидролиз солей. МПК, стр. 25
9 Коллоквиум: Растворы.  
  После изучения темы студент должен: - знать: основные закономерности поведения веществ в растворе (электролитов и неэлектролитов). Законы Оствальда, Рауля, ВантГоффа, теорию  электролитической диссоциации Аррениуса, механизм действия буферных рсстворов. - уметь: рассчитать и измерить рН среды водного раствора;  - владеть: навыками приложения химических понятий (осмос, буферность, гидролиз) к биологическим системам «почва- растение».  
10 Сем. и лаб. работа: Окислительно-восстановительные реакции. МПК, стр. 34
11 Сем.: Строение атома и химическая связь.  
12 Сем. и лаб. работа: Углеводороды. Терпены.  
13 Лаб. работа: Спирты. Фенолы. Выдача ИРС №2. МПК, стр. 38
14 Лаб. работа: Смоляные кислоты. МПК, стр. 41
15 Лаб. работа: Моносахариды. МПК, стр. 44
16 Лаб. работа: Сложные сахара МПК, стр. 46
17 Коллоквиум: Биологически важные органические соединения. Живица. Жиры. Углеводы.  

 

После изучения раздела органической химии студент должен

- знать: строение и свойства изучаемых классов органических соединений, в том числе специфических для лесных культур, и биологически важных соединений (углеводов, жиров и белков); химический состав древесины различных пород;

- уметь: прогнозировать поведение органических соединений в процессах метаболизма и производства товарных продуктов лесохимии;

- владеть: навыками лабораторной работы и распознавания органических веществ.

 

 

Лабораторная работа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: