ХИМИЯ
Методическое пособие
для студентов факультета лесного хозяйства
Н. Новгород
2018 г.
Составитель: доц. Лелеков В.Е.
УДК 541.1:541.10 (075)
ХИМИЯ: Учебное пособие для студентов факультета лесного хозяйства/Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. - Н. Новгород, 2018. 71 с.
Пособие является учебным комплексом для проведения лабораторно-практических занятий по курсу химии и организации самостоятельной работы студентов и содержит:
- описание лабораторных работ;
- вопросы для самоподготовки к занятиям и зачетные вопросы для оформления отчетов по лабораторным работам;
- программы ИРС (индивидуальной заботы студентов);
- программы коллоквиумов;
- методические рекомендации по написанию реферата.
Пособие предназначено для студентов факультета лесного хозяйства.
Печатается по решению редакционно-издательского совета НГСХА.
Рецензент: зав. кафедрой таксации НГСХА Логунов Д.В.
|
|
Ó Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия
Лелеков В.Е.
ВВЕДЕНИЕ
В учебном плане подготовки бакалавров по направлению «Лесное дело» дисциплина «Химия» является базовой и входит в состав математического и естественнонаучного цикла. Она является предшествующей и необходимой для освоения других базовых и вариативных дисциплин естественнонаучного цикла (почвоведение, физиология растений, экология), а также многих дисциплин профессионального цикла (лесное товароведение, древесиноведение, недревесная продукция леса, технология подсочки леса и др.)
Место дисциплины «Химия» в структуре ОПП ВО определяет содержание читаемого курса: он является интегрированным и включает в себя разделы общей, неорганической, органической, аналитической и физической химии. Целью и задачей читаемого курса является освоение системных знаний о свойствах, превращениях, анализе химических соединений, необходимых для формирования элементов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ООП ВО по направлению подготовки бакалавров 35.03.03. «Лесное дело», утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2015г № 1082.
При разработке содержания лабораторных работ, зачетных вопросов и программ ИРС авторы руководствовались следующими принципами:
- содержание опытов, вопросов и заданий должно быть по возможности профессионально ориентированным и иллюстрировать студенту значение изучения химии в его образовательном процессе;
|
|
- максимальная индивидуализация процесса обучения, выполнение лабораторных работ малыми группами и вариативность контрольных заданий;
- содержание заданий должно стимулировать способности к обобщению и анализу материала;
- типы заданий должны развивать навыки работы с учебной и научной литературой, обработки результатов исследования, оформления отчетов и рефератов по выполненной работе.
Пособие предназначено для студентов факультета лесного хозяйства при подготовке бакалавров по направлению «Лесное дело».
2. Принципы организации и проведения
лабораторного практикума
Домашняя подготовка
Осмысленное выполнение эксперимента требует тщательной домашней подготовки. Она включает:
- ознакомление с методикой эксперимента, беседу с преподавателем для определения цели лабораторной работы;
- обязательное письменное представление методики в тетради;
- письменные ответы на вопросы, заданные перед опытом.
Выполнение эксперимента
После допуска к лабораторной работе студент проводит опыты согласно описанной методике и варианту. Химический эксперимент служит углублению и закреплению теоретических знаний, способствует приобретению практических навыков выполнения эксперимента. Результаты выполненных опытов предъявляются преподавателю.
Составление отчета: требования к оформлению
Представление отчета строго контролируется преподавателем. Обязательно аккуратное оформление. Отчет подписывается преподавателем.
Порядок оформления отчета:
- формулирование цели работы;
- представление методики эксперимента;
- таблицы результатов опытов;
- уравнения протекающих реакций;
- выводы.
Выполнение контрольных работ
В систему контроля знаний студентов по курсу входит выполнение контрольных программ (ИРС), которые включают в себя комплексные задания по той или иной теме. Они могут содержать задания теоретического, практического и расчетного характера. Выполняются студентами в отдельной тетради по варианту, выданному преподавателем, в домашних условиях. Более мобильным видом контроля является выполнения программ ПК, также по вариантам в условиях аудиторного занятия по той или иной теме.
Каждый вопрос программы и программа в целом оценивается определенным числом баллов. Рубежным видом контроля предлагается коллоквиум по центральным темам курса.
Выполнение ИРС и ПК является обязательным для допуска к экзамену и формирует текущую успеваемость студента.
Общие правила работы в лаборатории
- Перед лабораторной работой изучить методику эксперимента.
- Все опыты выполнять индивидуально или малыми группами по указанию преподавателя.
- Не расходовать реактивы больше требуемого количества.
- Не загромождать рабочее место. Запрещается класть на стол портфели, свертки, книги.
- Не уносить приборы и реактивы общего пользования на свое рабочее место.
- Концентрированные кислоты и щелочи не выливать в раковину, а только в специальные склянки под тягой.
- Все работы с вредными веществами проводить только под тягой.
- Не путать пробки от склянок и пипетки для взятия реактивов.
- По окончании работы вымыть посуду, убрать рабочее место.
План лабораторных занятий для студентов 1 курса факультета лесного хозяйства
№ зан. | Содержание занятий Уровень требований к знаниям и умениям студента после изучения темы | Литература |
1 | Сем.: Концентрация растворов. | |
2 | Лаб. работа: Приготовление растворов заданной концентрации методом разбавления. | МПК, стр. 8 |
3 | Лаб. работа: Стан- тизация раствора кислоты по буре. Выдача ИРС №1. | МПК, стр. 11 |
После изучения темы студент должен: - знать способы выражения концентрации растворов: массовая доля, молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента, титр; сущность титриметрии на примере метода нейтрализации и расчет результатов титрования; - уметь: приготовить раствор и провести стандартизацию раствора кислоты; - владеть: навыками работы с мерной посудой и титрования. | ||
4 | Сем.: Коллигативные свойства растворов неэлектролитов и электролитов. | |
5 | Лаб. работа: Равновесия в растворах электролитов. | МПК, стр. 21 |
6 | Сем.: Расчет рН в растворах электролитов. Буферные растворы. | |
7 | Лаб. работа: Буферные растворы. | МПК, стр. 24 |
8 | Лаб. работа: Гидролиз солей. | МПК, стр. 25 |
9 | Коллоквиум: Растворы. | |
После изучения темы студент должен: - знать: основные закономерности поведения веществ в растворе (электролитов и неэлектролитов). Законы Оствальда, Рауля, ВантГоффа, теорию электролитической диссоциации Аррениуса, механизм действия буферных рсстворов. - уметь: рассчитать и измерить рН среды водного раствора; - владеть: навыками приложения химических понятий (осмос, буферность, гидролиз) к биологическим системам «почва- растение». | ||
10 | Сем. и лаб. работа: Окислительно-восстановительные реакции. | МПК, стр. 34 |
11 | Сем.: Строение атома и химическая связь. | |
12 | Сем. и лаб. работа: Углеводороды. Терпены. | |
13 | Лаб. работа: Спирты. Фенолы. Выдача ИРС №2. | МПК, стр. 38 |
14 | Лаб. работа: Смоляные кислоты. | МПК, стр. 41 |
15 | Лаб. работа: Моносахариды. | МПК, стр. 44 |
16 | Лаб. работа: Сложные сахара | МПК, стр. 46 |
17 | Коллоквиум: Биологически важные органические соединения. Живица. Жиры. Углеводы. |
|
|
После изучения раздела органической химии студент должен
- знать: строение и свойства изучаемых классов органических соединений, в том числе специфических для лесных культур, и биологически важных соединений (углеводов, жиров и белков); химический состав древесины различных пород;
|
|
- уметь: прогнозировать поведение органических соединений в процессах метаболизма и производства товарных продуктов лесохимии;
- владеть: навыками лабораторной работы и распознавания органических веществ.
Лабораторная работа