Муниципальное бюджетное учреждение
«Станция скорой медицинской помощи имени В.Ф.Капиноса»
ПРИМЕНЕНИЕ
ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИИ
В ДИАГНОСТИКЕ ОСТРОГО КОРОНАРНОГО
СИНДРОМА В УСЛОВИЯХ
ДОГОСПИТАЛЬНОГО ЭТАПА
СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ
Екатеринбург
2015
Учебно-методическое пособие составлено на кафедре скорой медицинской помощи (Зав. - профессор Л.А.Соколова), Уральского государственного медицинского университета (ректор профессор С.М. Кутепов). и в муниципальном бюджетном учреждении «Станция скорой медицинской помощи имени В. Ф. Капиноса», (Главный врач, к.м.н. – И.Б.Пушкарёв).
|
|
Автор – ассистент кафедры скорой медицинской помощи УГМУ, врач-методист муниципального бюджетного учреждения «Станция скорой медицинской помощи им. В.Ф. Капиноса», кандидат медицинских наук В.И. Белокриницкий,
Рецензент - доктор медицинских наук, профессор, зав кафедрой госпитальной терапии УГМУ, главный терапевт УрФО, А.Н. Андреев.
Компьютерные иллюстрации – к.м.н. Ф.Д. Ваисов.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АД – артериальное давление
АП - анамнез приступа
ВНОК – всероссийское научное общество кардиологов
ГИДУВ – государственный институт для усовершенствования врачей
ДЖ - джоуль, единица измерения напряжения.
ИБС - ишемическая болезнь сердца
ИВЛ - искусственная вентиляция лёгких
ККП - консультативно-кардиологический пост
ЛЭК - лечебно-экспертная комиссия
ОКП - острая коронарная патология
ОКС - острый коронарный синдром
ОНМК- острое нарушение мозгового кровообращения
СОМИВЦ – Свердловский Областной Медицинский Информационно-Вычислительный Центр
СМП - скорая медицинская помощь
ЧСС - число сердечных сокращений
ЭИТД - электроимпульсная терапия дефибриллятором
ЭКГ - электрокардиография, электрокардиограмма
ЭМП - экстренная медицинская помощь
Настоящая работа не претендует на роль самостоятельного пособия по электрокардиографии, которых в настоящее время издано достаточное количество. Автор ставил своей целью научить врача скорой помощи, фельдшера, студента применить на практике теоретические знания, полученные ими в учебных заведениях, из различных источников по ЭКГ, применительно к скорой помощи, условия работы которой существенно отличаются от таковых в стационаре, в кабинете функциональной диагностики или даже в поликлинике, где у медицинского работника есть постоянное рабочее место, а записью и анализом электрокардиограмм занимаются отдельные специалисты. Задача данного пособия на основе анализа, с помощью наглядных примеров, уберечь от возможных ошибок, могущих возникнуть в работе, особенно при недостатке опыта. А что такое ошибка в работе скорой помощи? Это неверно поставленный диагноз, это больной, который нуждается в госпитализации, оставлен дома, это неадекватная терапия и целый ряд других последствий, не всегда безопасных для больного.
|
|
В основу пособия положен материал ряда известных руководств по ЭКГ как отечественных, так и зарубежных, рекомендации ВНОК (2007), а также личный опыт автора, полученный им за время работы в кардиологической службе скорой помощи г. Екатеринбурга, начиная с 1960 года, (с момента ее основания). В работе приводится 22 примера дефектов тактики и диагностики из них 12 – в работе скорой помощи, 10 – в работе поликлиник. Работа содержит 42 иллюстрации в основном тексте и 13 – в приложении, 3 таблицы, 29 литературных источников
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ---------------------------------- ---6
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ------------------------------------ - 8
ВВЕДЕНИЕ_---------------------------------------------------------------------------- -10
I. РОЛЬ ЭКГ В ДИАГНОСТИКЕ ОСТРОЙ КОРОНАРНОЙ
ПАТОЛОГИИ------------------------------ - -11
КОГДА НЕОБХОДИМО ЗАПИСЫВАТЬ ЭКГ?------------------------- 22
ПРАВИЛА ЗАПИСИ ЭКГ ---------------------------------------------------- - -23-
СТАНДАРТНЫЕ ОТВЕДЕНИЯ----------------------------------------------- --- 32
УСИЛЕННЫЕ ОТВЕДЕНИЯ --------------------------------------------------- -- 33
ГРУДНЫЕ ОТВЕДЕНИЯ ------------------------------------------------------- -- 33
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕДЕНИЯ --------------------------------------- --- 35
АНАЛИЗ ДЕФЕКТОВ, ВОЗМОЖНЫХ ПРИ ЭКГ-ОБСЛЕДОВАНИИ --- 37
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ -------------------------------------------------------- ---- 48
ЭКГ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ОКП --------------------------- -----58
МЕТОДИКК РАСЧЕТА ЭКГ ------------------------------------------------ ------61
ЭКГ-ЗАКЛЮЧЕНИЕ ---------------------------------------------------------- -------66
II. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И Б С ------------------ 71
ПОЛНАЯ А-В БЛОКАДА --------------------------- --------------------- --- 72
СХЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО---- -- 74
Ж алобы--------------------------------------------------------------------------------- --74
АНАМНЕЗ ПРИСТУПА ---------------------------------------------------------- -75
Стенокардия ------------------------------------------------------------------ ------ ---77
ИНФАРКТ МИОКАРДА ---------------------------------------------------------- - --91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ -------------------------------------------------------- ----98
РЕКО ОМЕНДАЦИИ ВНОК--------------------------------------------------- - ----98
III. ЛИТЕРАТУРА ----------- ------------------------------------ ---108
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ 1------- ------------------------------- - -- 110
V ПРИЛОЖЕНИЕ 2----------------------------------------========= = --115
Область применения
Настоящая работа будет полезна студентам–медикам, врачам и самостоятельно работающим фельдшерам скорой помощи – всем тем, кому по роду работы приходится использовать ЭКГ для диагностики, при проведении диффдиагностики, особенно на начальных этапах самостоятельной работы.
|
|
Цель учебно-методического пособия
Автор ставил своей целью научить врача скорой помощи, фельдшера, студента, применить на практике теоретические знания, полученные ими в учебных заведениях, из различных источников по ЭКГ. Условия работы в скорой помощи существенно отличаются от таковых в кабинете функциональной диагностики стационара или даже в поликлинике. У медицинских работников этих учреждений есть постоянное рабочее место, а записью и анализом электрокардиограмм занимаются отдельные специалисты. Задача данного пособия на основе анализа, с помощью наглядных примеров, уберечь от возможных ошибок, могущих возникнуть, особенно, в начале самостоятельной работы.