Анализируем: А.Толстой «Прожорливый башмак»

Теория литературы и поэтика

I. ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ и практических занятий

 

 

Тема 1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин. -Литература как объект изучения теории литературы. Обобщения и материал.

-Эстетическое. Прекрасное и возвышенное.

-Задачи филологии. Теория литературы как способ увидеть тенденции развития искусства слова.

Литература.

· Аверинцев С.С. Филология // КЛЭ. Т.7. М., 1972.

 

  Анализируем: учебники по ТЛ (Тимофеев, Томашевский, Хализев, Тамарченко)

 

Тема 2. Семиотическая природа литературы.

Значение и многозначность.

-Слово как объект теории литературы.

-Знаковая природа художественного текста.

-Знак и символ

-Многозначность знака в культуре

-Смысл и смыслы.

 

Литература.

· Пирс Ч.С. Что такое знак.

· Знак и символ: Сборник научных трудов. Тверь, 2009.

· Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения. М.: РГГУ, 1997.

· Фуксон М. Чтение.

 

Анализируем: античная литература и ее хронотопы, икон, индекс и символ в литературе. «Метель» Пушкин

 

Тема 3. Понятие художественного мира автора.

Мир и герой. Хронотоп.

- Как реализуются в художественном тексте категории пространства и времени?

- Что такое хронотоп?

- Каково пространство и время в эпосе?

- Как зависит время от жанра, а пространство от времени?

- В чем проявляется своеобразие разновидностей хронотопа?

- Как вписан герой в хронотоп?

 

Литература

· Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296.

· Лихачев Д.С.. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, № 8, 1968.

· Фоменко И.В. Художественный мир и мир, в котором живет автор.

 

Анализируем: примеры из русской литературы на разницу ХМ и мира автора. В.Сорокин «Отпуск» http://ru-sorokin.livejournal.com/242825.html

 

Тема 4. Понятие текста.

Текст автора и текст культуры. Текст и произведение.

Литература.

· Лотман Ю.М. Понятие текста. // Ю.М. Лотман. Структура художественного текста. М., 1970. С. 65-75.

· Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса. Тверь, 2000.

 

Анализируем: стихи Б.Л. Пастернака. «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова

Тема 5. Автор и авторство.

Автор и формы выражения его присутствия в тексте: речевые маски.

- В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики?

- В чем разница «речи изображающей» и «речи изображенной»?

- В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора - «повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»?

 

Литература.

· Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

· Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения // Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.

· Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84. (приложение к методичке в электронном виде)

 

Анализируем: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Песня последней встречи» А.А. Ахматова

Тема 6. Автор и формы выражения его присутствия в романе:

точки зрения. Композиция

         - Основные положения теории Б. Успенского

         - Какие точки зрения характерны для романного повествования?

- Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смену точек зрения.

- Соотношение понятий «автор», «повествователь», «скриптор».

Литература.

· Барт. Р. Смерть автора.

· Компаньон А. Автор // Компаньон А. Демон теории. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. С. 55-112.

· Успенский Б.А. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200. 

· Фуко М. Что такое автор // http://lib.ru/COPYRIGHT/fuko.txt

 

Анализируем: «Ужас» В.В. Набокова

Тема 7. Автор и формы выражения его позиции

-Тема, проблема, идея.

-Мотив в литературоведении.

-Архетипические мотивы.

Литература.

· Силантьев И.В. Мотив (в эл.виде)

· Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки»

· Доманский Ю.В. СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ АРХЕТИПИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТЕКСТЕ Тверь, 2001.  В эл.виде: http://www.k2x2.info/jazykoznanie/literaturnyi_tekst_problemy_i_metody_issledovanija_iv_sbornik_nauchnyh_trudov/p3.php

 

Анализируем: С.Козлов «Ежик в тумане»

 

Тема 8. Теоретические концепции поэтического слова

- слово как «кирпичик» текста

- «поэтическое» и «прозаическое» слово

- «образное» слово. Слово и образ

Литература.

· Бахтин М. Слово в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1976.

· Потебня А.А. Мысль и язык. // В его кн.: Эстетика и поэтика. М., 1976.

 

Анализируем: стихи Маяковского и Н.Некрасова

 

Тема 9. Теория литературных родов. Род и жанр. Стиль

- родовая природа литературного текста.

- род как способ подражания жизни(Аристотель)

- род как раздел изображения (Гегель)

- другие концепции родовой природы

- что такое жанр?

- Что такое стиль?

 

Литература.

· Аристотель. Поэтика.

· Кожевникова Н.А. Стиль Чехова. М., 2011.

· Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968.

· Теория литературных жанров / Учеб.пособие под ред. Дарвина, Магомедовой, Тамарченко. М.: 2011.

· Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр? М.: Едиториал УРСС, 2010.

 

Анализируем: концепции Платона, Аристотеля, гегеля, Белинского, Ф.Шеллинга, Бюлара.

 

Тема 10. Авторское сознание в эпосе. Жанры эпоса

    -Родовое своеобразие эпоса.

- Как вы понимание эпическое миросозерцание?

- Что такое эпическая дистанция и объективность?

- Каково соотношение «герой и мир» в классическом эпосе, “романе - эпосе нового времени”, рассказе и «монтажном» романе?

- Что такое «говорящий человек» как романная категория?

 

Литература.

· Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. / М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

· Бахтин М.М. Слово у Достоевского. / Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

· Бахтин М.М. Слово в романе. / Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

· Теория литературных жанров / Учеб.пособие под ред. Дарвина, Магомедовой, Тамарченко. М.: 2011.

 

Анализируем: А.Толстой «Прожорливый башмак»

 

Тема 11. Авторское сознание в драме. Жанры драмы

-Что такое паратекст?

- Каково соотношение понятий «паратекст» и «дидаскалии»?

    - Как исторически изменяется функция ремарки?

    - Как соотносится ремарка с жанром?

    - Проанализируйте ремарки у Чехова и Бродского в их соотнесенности с жанром.

 

Литература.

· Ищук-Фадеева Н.И. Ремарка как знак театральной системы. К постановке проблемы. // Драма и театр. II. Тверь, 2001. С. 5 – 16.

· Кургинян М. Драма. / Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.

· Носов С.О. Паратекст как средство конструирования художественного пространства в драме: автореф. дис.... канд. филол. наук / С. О. Носов. – Тверь, 2010. 18 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: