Теория литературы и поэтика
I. ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ и практических занятий
Тема 1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин. -Литература как объект изучения теории литературы. Обобщения и материал.
-Эстетическое. Прекрасное и возвышенное.
-Задачи филологии. Теория литературы как способ увидеть тенденции развития искусства слова.
Литература.
· Аверинцев С.С. Филология // КЛЭ. Т.7. М., 1972.
Анализируем: учебники по ТЛ (Тимофеев, Томашевский, Хализев, Тамарченко)
Тема 2. Семиотическая природа литературы.
Значение и многозначность.
-Слово как объект теории литературы.
-Знаковая природа художественного текста.
-Знак и символ
-Многозначность знака в культуре
-Смысл и смыслы.
Литература.
· Пирс Ч.С. Что такое знак.
· Знак и символ: Сборник научных трудов. Тверь, 2009.
· Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения. М.: РГГУ, 1997.
· Фуксон М. Чтение.
Анализируем: античная литература и ее хронотопы, икон, индекс и символ в литературе. «Метель» Пушкин
Тема 3. Понятие художественного мира автора.
Мир и герой. Хронотоп.
- Как реализуются в художественном тексте категории пространства и времени?
- Что такое хронотоп?
- Каково пространство и время в эпосе?
- Как зависит время от жанра, а пространство от времени?
- В чем проявляется своеобразие разновидностей хронотопа?
- Как вписан герой в хронотоп?
Литература
· Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296.
· Лихачев Д.С.. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, № 8, 1968.
· Фоменко И.В. Художественный мир и мир, в котором живет автор.
Анализируем: примеры из русской литературы на разницу ХМ и мира автора. В.Сорокин «Отпуск» http://ru-sorokin.livejournal.com/242825.html
Тема 4. Понятие текста.
Текст автора и текст культуры. Текст и произведение.
Литература.
· Лотман Ю.М. Понятие текста. // Ю.М. Лотман. Структура художественного текста. М., 1970. С. 65-75.
· Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса. Тверь, 2000.
Анализируем: стихи Б.Л. Пастернака. «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова
Тема 5. Автор и авторство.
Автор и формы выражения его присутствия в тексте: речевые маски.
- В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики?
- В чем разница «речи изображающей» и «речи изображенной»?
- В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора - «повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»?
Литература.
· Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
· Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения // Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.
· Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84. (приложение к методичке в электронном виде)
Анализируем: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Песня последней встречи» А.А. Ахматова
Тема 6. Автор и формы выражения его присутствия в романе:
точки зрения. Композиция
- Основные положения теории Б. Успенского
- Какие точки зрения характерны для романного повествования?
- Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смену точек зрения.
- Соотношение понятий «автор», «повествователь», «скриптор».
Литература.
· Барт. Р. Смерть автора.
· Компаньон А. Автор // Компаньон А. Демон теории. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. С. 55-112.
· Успенский Б.А. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200.
· Фуко М. Что такое автор // http://lib.ru/COPYRIGHT/fuko.txt
Анализируем: «Ужас» В.В. Набокова
Тема 7. Автор и формы выражения его позиции
-Тема, проблема, идея.
-Мотив в литературоведении.
-Архетипические мотивы.
Литература.
· Силантьев И.В. Мотив (в эл.виде)
· Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки»
· Доманский Ю.В. СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ АРХЕТИПИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТЕКСТЕ Тверь, 2001. В эл.виде: http://www.k2x2.info/jazykoznanie/literaturnyi_tekst_problemy_i_metody_issledovanija_iv_sbornik_nauchnyh_trudov/p3.php
Анализируем: С.Козлов «Ежик в тумане»
Тема 8. Теоретические концепции поэтического слова
- слово как «кирпичик» текста
- «поэтическое» и «прозаическое» слово
- «образное» слово. Слово и образ
Литература.
· Бахтин М. Слово в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1976.
· Потебня А.А. Мысль и язык. // В его кн.: Эстетика и поэтика. М., 1976.
Анализируем: стихи Маяковского и Н.Некрасова
Тема 9. Теория литературных родов. Род и жанр. Стиль
- родовая природа литературного текста.
- род как способ подражания жизни(Аристотель)
- род как раздел изображения (Гегель)
- другие концепции родовой природы
- что такое жанр?
- Что такое стиль?
Литература.
· Аристотель. Поэтика.
· Кожевникова Н.А. Стиль Чехова. М., 2011.
· Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968.
· Теория литературных жанров / Учеб.пособие под ред. Дарвина, Магомедовой, Тамарченко. М.: 2011.
· Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр? М.: Едиториал УРСС, 2010.
Анализируем: концепции Платона, Аристотеля, гегеля, Белинского, Ф.Шеллинга, Бюлара.
Тема 10. Авторское сознание в эпосе. Жанры эпоса
-Родовое своеобразие эпоса.
- Как вы понимание эпическое миросозерцание?
- Что такое эпическая дистанция и объективность?
- Каково соотношение «герой и мир» в классическом эпосе, “романе - эпосе нового времени”, рассказе и «монтажном» романе?
- Что такое «говорящий человек» как романная категория?
Литература.
· Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. / М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
· Бахтин М.М. Слово у Достоевского. / Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
· Бахтин М.М. Слово в романе. / Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
· Теория литературных жанров / Учеб.пособие под ред. Дарвина, Магомедовой, Тамарченко. М.: 2011.
Анализируем: А.Толстой «Прожорливый башмак»
Тема 11. Авторское сознание в драме. Жанры драмы
-Что такое паратекст?
- Каково соотношение понятий «паратекст» и «дидаскалии»?
- Как исторически изменяется функция ремарки?
- Как соотносится ремарка с жанром?
- Проанализируйте ремарки у Чехова и Бродского в их соотнесенности с жанром.
Литература.
· Ищук-Фадеева Н.И. Ремарка как знак театральной системы. К постановке проблемы. // Драма и театр. II. Тверь, 2001. С. 5 – 16.
· Кургинян М. Драма. / Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.
· Носов С.О. Паратекст как средство конструирования художественного пространства в драме: автореф. дис.... канд. филол. наук / С. О. Носов. – Тверь, 2010. 18 с.