Тема 1.2. Законы перспективы

    Для грамотного построения предметов в глубину картинной плоскости служит линейная перспектива. Слово «перспектива» в переводе с латыни означает «смотреть сквозь, правильно видеть». Перспектива объясняет разницу размеров предметов в изображенном виде и натуре. При построении перспективы используются следующие понятия:

· линия горизонта – линия, определяющая высоту точки зрения;

· плоскость картины – поверхность листа бумагу или холста;

· точка схода – точка, в которой параллельные линии кажутся пересекающими.

Существуют разные схемы построения перспективы:

    - перспектива с одной точкой схода используется при изображении кубических объектов со сторонами, параллельными плоскости картины. Горизонтальные и вертикальные линии на поверхностях, параллельных плоскости картины, изображаются перпендикулярно друг другу. Все остальные продолжающиеся линии сторон будут сходиться в одной точке на линии горизонта;

    - перспектива с двумя точками схода применяется в случае, если только вертикальные ребра куба параллельны плоскости картины. Чем дальше друг от друга расположены точки схода, тем больше будет казаться расстояние между зрителем и объектом на картине.

    В основе воздушной перспективы лежит использование тонального контраста как средства передачи пространства: всё, что находится на переднем плане, моделируется четче, плотнее по тону, рисующим штрихом. Чем дальше изображаемая форма от рисующего, тем уже тональная градация, менее контрастные отношения света и тени, штриховка сводится к легкой тушевке.

 

    Одним из видов графического рисунка является светотеневой рисунок, в котором форма строится при помощи пятен, выполненных штрихом, с градацией от самых темных до самых светлых. Штрих наносится в различных направлениях, но желательно по форме предмета. Штриховые линии могут располагаться близко друг к другу и далеко.

    Понятие тон означает светосилу и включает в себя передачу в рисунке не только светотени, но и различий в окраске предметов по светлоте (например: желтый светлее синего и фиолетового).

    Распределение светотени по поверхности предмета передают при помощи тоновых переходов от светлого к темному:

· блик – самая светлое пятно или полоса на предмете, отражение источника света на поверхности;

· свет – освещенный участок предмета;

· тень – теневая сторона предмета.

Тень делится на собственную (на предмете) и падающую (ту, что отбрасывает предмет на плоскость стола, стены и т.п.). Размеры тени зависят от источника света и расстояние до него. Рефлексом называется отраженный свет от предметов на самой границе светлого и темного (посветление собственных и падающих теней отраженным светом).

 

Тема 1.3. Рисование драпировки

    Для успешного рисунка драпировки следует учитывать сразу несколько характеристик: фактура материала, пластика складок, варианты крепления. Складки могут иметь различную форму: быть равномерными по всей длине, расширяться к низу конически, перетекать от одной точки опоры к другой.

    Фактура ткани задает характер и количество складок. Легко драпирующиеся материалы (шифон, джерси…) ниспадают мелкими, мягкими складками. Плотные, фактурные ткани ложатся крупными блоками, иногда с заломами (тафта).

    Построение драпировок начинается с определения их общих параметров (высота, ширина). Выделяются главные складки и отбрасываются второстепенные. Выстраиваются соотношения частей драпировки, конструкция. Тональный рисунок выполняется по принципу выявления света и тени, как в геометрических телах. Любое изменение точки опоры или смещения ее в пространстве вызывает изменение формы драпировки.

 

Тема 1.4. Рисование натюрморта

    В натюрмортах чаще всего изображаются предметы быта, искусства, чучела животных, растения. При рисовании с натуры отдельных предметов усваиваются основные геометрические формы – шар, цилиндр, куб, конус, призма, пирамида, так как они лежат в основе форм всех предметов.

    Этапы выполнения натюрморта:

· определить линейные размеры (соотношение длины к ширине) и отметить их на листе;

· зафиксировать объекты натюрморта на рисунке в виде простых геометрических фигур;

· установить пространственные рамки (линии стола, горизонта, глубину пространства);

· построить конструкцию предметов и фона;

· выявить объем при помощи светотеневой моделировки;

· обобщить рисунок.

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

При оценке контрольной работы принимается во внимание качество ее выполнения: содержание работы, ее соответствие заданию. Работа считается зачтенной на повышенную оценку, если выполнена на 100% с учетом предъявленных требований. Работа не засчитывается, если выполнено менее 50% задания или не соответствует минимуму требований.

Критерии оценивания

Таблица 2

Оценка Критерии оценивания
«5» - отлично - грамотное нахождение композиции в листе; - использование законов перспективы; - выявление пластических особенностей предметов; - передачи объема и формы предметов; - хорошее владение графическими средствами и материалами; - общее художественное впечатление от работы
«4» - хорошо - композиция рисунка имеет некоторые неточности; - законы перспективы соблюдены, нарушения незначительные; - конструктивные особенности изображены с нарушениями пропорций; - объем и формы предметов постановки имеют искажения; - владение графическими средствами и материалами убедительно, помарки и погрешности незначительные; - общее художественное впечатление от работы нарушено неравномерной проработкой отдельных частей рисунка
«3» - удовлетворительно - композиция рисунка нарушена; - законы перспективы условны или не соблюдены; - объем плохо читается; - владение графическими средствами на начальном уровне, без учета особенностей материалов и фактур; - работа не завершена
«2» - неудовлетворительно - отсутствие понимания сути композиционной работы; - законы перспективы не используются; - пропорции нарушены и нет единого композиционного центра; - объем не читается; - владение графическими средствами не наблюдается; - работа не завершена, грязь, неаккуратность

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: