Завершающая фаза выстрела

Момент завершения спускового усилия - наиболее ответственный и "хрупкий" участок работы стрелка. Это узел противоречий между необходимостью плавности спуска и желанием использовать кратковременный момент благоприятного положения оружия; между необходимостью сохранять внимание на рабочих процессах и опережающим чувством окончания работы, желанием видеть результат попадания; между подсознательным стремлением к разрядке напряженности и волевыми усилиями, чтобы не допустить этого. В этих условиях решающее значение для надежного обеспечения полноценного выстрела приобретает формирование установок на направленность и сохранение внимания.

Чем ближе выстрел, тем выше напряженность, испытываемая стрелком. Понаблюдаем за лицом стрелка, прицеливающегося в мишень. Легко различима напряженность как бы застывших лицевых мускулов. Выстрел и напряженность, наподобие мимолетной тени, спадает. Если спад напряженности совпадает с выстрелом, или на долю секунды опережает его, то результат попадания, как правило, оказывается плохим. Прогнозирование результата попадания по указанному признаку, производимое руководителем занятий, позволит убедить стрелка в допускаемых ошибках, направит его усилия на их устранение.

В работе с начинающими стрелками первые результаты стрельбы говорят руководителю занятий очень мало. Однако все новички ожидают какой-то оценки и ее нужно давать. При разборе результатов тон руководителя должен быть дружелюбным, воодушевляющим на дальнейшие усилия и старательность. Необходимо полностью исключить выражения, акцентирующие внимание стрелка на неправильных действиях. Нередко можно слышать указание: "не дергай!". При этом руководитель поясняет свою мысль, показывая как именно "дергает" стрелок. Эти ошибочные действия и запечатляются в памяти новичка. В итоге они оказываются более освоенными и прочными. Если уж нужно обратить внимание ученика на допускаемые ошибки в этом элементе работы, то следует говорить: "У тебя пока не получается, развивать усилие следует постепенно, плавно, завершать усилие мягче".

Процесс выполнения прицельного выстрела можно условно разделить на две части: внешнюю - изготовка, прицеливание, выжим спуска, и внутреннюю - психомышечные механизмы, управляющие этими процессами. Первая - видимая, вторая - невидимая. Внешне видимые действия осваиваются довольно легко и быстро. После освоения изготовки работа начинающего стрелка внешне не отличается от работы Олимпийского чемпиона. Их различие в управлении психомышечными механизмами, протекающими в зоне "невидимого спектра". На уровне начальной подготовки активное участие в работе над выстрелом принимают мышление, память, внимание.

Мышление

Не следует понятие "мышление" отождествлять с понятием "сознание". Большое количество осознанных действий, ставших привычными, проводится без привлечения мыслительных процессов. Мышление имеет место только в случае возникновения проблемной ситуации, когда решение задачи требует использования памяти и ранее приобретенных знаний. В случаях, когда хорошо разученное действие протекает гладко, не возникает необходимости новых решений, говорить о мышлении нет оснований.

Начальный этап обучения стрельбе из пистолета проходит в условиях активных мыслительных процессов. Необходимо представлять содержание разучиваемых действий, составляющие их узловые элементы, предъявляемые требования к их выполнению.

Организм человека в высокой степени саморегулирующаяся и самосовершенствующаяся система. Наше сознание отражает лишь небольшую часть психической деятельности. Оно оказывает управляющее и регулирующее влияние на жизненные процессы, но в значительной степени они обусловлены деятельностью бессознательного Вообразим, что нам дают какой-то предмет и говорят: "осторожно, не урони". В другом случае - "осторожно, не раздави". В каждом из этих случаев наши действия несколько различны. Но ведь нужно отобрать соответствующие мышечные группы, определить величину их усилий, создать согласованность действий. Наша нервная система, исходя из осознания поставленной задачи, самостоятельно организует эти процессы.

Принцип действия психомышечных механизмов управления движениями раскрывается в концепции академика П.К.Анохина. Существо ее сводится к следующему, возникновение в сознании человека двигательной задачи формирует в соответствующих отделах нервной системы программу ее выполнения. Результат выполнения оценивается, и в программу вносятся изменения, приближающие повторное исполнение к заданной модели. Это очень схематичное понятие дает достаточные ориентиры для практической работы. По этому пути идет и наука кибернетика, введя понятие "черный ящик". Предполагается, что при работе с неким устройством известно задание "на входе" и требования к качеству исполнения "на выходе". При этом механизм устройства неизвестен, но поскольку оно работает безотказно, никого это не волнует. Нервная система сама, по заданному конечному результату, находит лучший путь решения поставленной задачи.

Любой двигательный акт организуется и корректируется "черным ящиком" в строгом соответствии со смысловым значением задачи, возникшей в сознании стрелка. Тот факт, что решения, выдаваемые "черным ящиком", не всегда отвечают нашим требованиям, связано не с недостатками его конструкции, а с недостатком смысловых формулировок "на входе" и отсутствием или недостаточной жесткостью требований "на выходе". Важной стороной работы стрелка и является четкое мысленное представление модели предстоящих действий и жесткие требования к себе по их выполнению.

Память

Память - запечатление, хранение, воспроизводство. Из всех многочисленных видов памяти непосредственное участие в работе стрелка над выстрелом принимают зрительная и мышечная память.

Зрительная память. Нередко роль зрения сводят к контролю точности совмещения мушки с точкой прицеливания, хотя эта сторона работы не требует подготовки и в развитии не нуждается. Но зрение на подсознательном уровне оказывает влияние на двигательные процессы.

Наш глаз - это вынесенный на периферию орган центральной нервной системы. Под его контролем и организующим воздействием проходит вся сложно согласованная мышечная деятельность, обеспечивающая выполнение прицельного выстрела. Для успеха разучивания необходимо, чтобы в зрительной памяти стрелка сформировалась модель правильных действий, которая может быть вызвана на поверхность сознания.

Мышечная память. В выполнении прицельного выстрела принимает участие большое количество различных мышечных групп, обеспечивающих изготовку, прицеливание, выжим спуска. На начальном этапе подготовки их работа нуждается в контроле, иногда в принуждении. Чем ближе выстрел, тем все больше внимание стрелка переключается на уточнение прицеливания, согласованность спусковых усилий. Работа мышц, обеспечивающих неподвижность стояния, удерживание оружия, вытесняется из сознания. Организация и согласованность их работы должны осуществляться за счет мышечной памяти, запрограммированной на эту деятельность в процессе разучивания. Это достигается путем периодической концентрации внимания на восприятии мышечных процессов в начале тренировки, перед отдельными сериями, после перерывов в стрельбе. Стрелок довольно легко формирует навыки, позволяющие контролировать двигательные процессы за счет мышечной памяти, позволяя тем самым переключать внимание на другие, более важные в данный момент участки работы.

Мышечная память не подменяет зрительную, а существенно дополняет и облегчает ее работу.

Внимание

В сложном, постоянно меняющемся мире, на нас воздействует громадное количество различных раздражителей. Механизмом, позволяющим нам не утонуть в этом море информации, выбрать то, что нужно на данный момент, и служит внимание.

Внимание - способность сосредоточения на выделяемых объектах, с одновременным отключением от всего остального.

Внимание может быть направлено как на внешние предметы и явления, так и на восприятие внутренних ощущений. Внутрь направленное внимание имеет важное значение в работе стрелка над выстрелом. Управление направленностью и переключением внимания является одной из задач подготовки стрелка.

Объем внимания ограничен. Человек способен сосредоточить внимание на одном-двух новых элементах, с одновременным поверхностным контролем еще двух-трех хорошо разученных действий.

В начальной подготовке стрелка из пистолета следует руководствоваться следующим.

Разучивание техники стрельбы проводится по составляющим элементам с постепенным объединением их в группы и последующим переходом к комплексному выполнению.

В работе над выстрелом важное значение имеет внутрь направленное внимание, отражающее в сознании работу мышц, неподвижность стояния, готовность к правильному выполнению действий.

Внимание оказывает активное организующее влияние на деятельность, но для этого оно должно быть направлено на ее выполнение до начала работы.

Управление вниманием нуждается в самостоятельном разучивании и тренировке.

Рассмотрим примерную схему переключения внимания при стрельбе из пистолета. Основные элементы техники прицельного выстрела, которые следует контролировать вниманием, довольно постоянны. В зависимости от подготовленности стрелка могут возникать некоторые различия в продолжительности сосредоточения внимания на тех или иных элементах целостного действия.

Фаза работы над выстрелом

Время

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Элементы работы

    Чувство привычности изготовки Тонус мышц ног Тонус мышц плеча. Установка длительность его сохранения Установка на неподвижность мушки в прорези Установка на устойчивость оружия Управление спуском, работа указательного пальца Установка на работу взавершающей фазе выстрела Отметка выстрела Оценка работы, установка на улучшение              
Перед началом тренировки. 10-12 мин.       +   + +                  
Подготовка к стрельбе. Рука с заряженным пистолетом лежит на столике. 3-4 сек.   + + +     +                  
Принятие изготовки к стрельбе. Оружие направляется на мишень. 3-4 сек + + +                          
Грубая наводка, совмещение мушки с районом прицеливания. 4-5 сек.     + + +                      
Затухание колебаний оружия в районе прицеливания 4-5 сек.       + + +                    
Уточнение прицеливания, завершение спуска. Выстрел. 1-1,5 сек.               + +              

Важной стороной подготовки является осознанное представление каждого элемента работы над выстрелом, способность проанализировать правильность его выполнения Хорошее влияние на развитие этих качеств оказывает следующее упражнение.

Предложим стрелку выбить сто очков! В зачет идут только те выстрелы, которые сам стрелок до осмотра мишени в трубу определит как десятки. При этом он может отказаться от любого произведенного выстрела, если считает, что это не десятка. Задание представляется очень простым. Но простота задачи усугубляет значение допускаемых ошибок, они воспринимаются как удар по самолюбию.

Произведенные выстрелы могут быть безукоризненными и решительно приниматься в зачет. Могут быть и явно плохими, от которых стрелок немедленно отказывается. Но есть и сомнительные - десятка может быть, но может и не быть. Отказываться или принять? Здесь и начинается осмысливание проделанной работы.

Стрелок не уверен в качестве выстрела и отказался от него. Однако пуля в десятке. Тогда следующий, примерно такой же по отметке выстрел он принимает в зачет и ошибается. Это уже обескураживает. Стрелок начинает очень старательно выполнять выстрел, внимательно контролировать свои действия. Иногда после выстрела подолгу анализирует свои впечатления, прежде чем решить, принять или отклонить выстрел. Отказ от десятки воспринимается наблюдателями как проявление трусости и перестраховки. Стрелок меняет установку на более решительную, считая, что отмечаемые им мелкие недостатки не влияют на качество попадания. Поэтому следующий выстрел с подобными погрешностями он принимает в зачет и снова ошибается. Возникает значительный эмоциональный накал. Каждая неправильно оцененная пробоина заставляет стрелка анализировать свои действия, выяснять причины, вызвавшие ошибку. На поверхность сознания "всплывают" те стороны работы, которые обычно не замечаются. Постепенно работа начинает улучшаться, стрелок начинает безошибочно отличать "десяточ-ные" выстрелы от выстрелов, проведенных с ошибками. Стрелок начинает лучше различать свои ошибки и старается не допускать их. Возрастает количество безукоризненно производимых выстрелов, укрепляется чувство уверенности в своих действиях.

Руководителю занятий следует вести запись результатов стрельбы по следующей форме:

№ выстрела 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ...
Принял     10 10 9 9                      
Отказался 9 10         10                    

После занятия подсчитывается количество выстрелов, потребовавшихся для выполнения задания, а также количество правильно и ошибочно определенных выстрелов. Могут быть сделаны выводы: частый отказ от десятки - явный признак неуверенности в себе, недостаточно четкое представление модели требуемых действий, неумение сопоставить ее с практически выполненной работой. Прием девятки после отказа от десятки позволяет говорить о недостаточной твердости, внушаемости под воздействием ситуации.

Некоторые выводы

Нельзя переходить к практической работе с оружием, пока не осознано содержание предстоящих действий.

Нельзя приступать к тренировке без хорошо осознаваемой учебной или тренировочной задачи и путей ее решения.

Нельзя отрабатывать комплексное выполнение прицельного выстрела, пока физически трудно удерживать наведенное в цель оружие.

Нельзя стрелять по мишени, пока недостаточна устойчивость руки, не обеспечивается неподвижность мушки в прорези прицела.

Нельзя стрелять "на результат", на оценку попадания в очках, пока в сознании стрелка не сформируется программа работы в завершающей фазе выстрела.

В работе с новичками бывает трудно убедить стрелка в том, что причины отрывов содержатся в работе мышц, а не в недостатках прицеливания. При появлении отрывов новичок чаще всего стремится к еще большему уточнению прицеливания, пренебрегая контролем мышечной деятельности.

Предложим стрелку произвести выстрел так, чтобы пробоина оказалась в восьмерке справа. Оказывается, для этого необходимо вынести точку прицеливания на половину яблока мишени вправо. Не заметить такую большую ошибку при нормальном прицеливании невозможно. Это поможет убедить стрелка в необходимости сосредоточивать внимание на мышцах, а не на уточнении прицеливания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: