Взгляды на истинну в истории философии

ПОЗНАНИe

Можно ли познать истину?

Понятие познания – процесс получения знаний об окружающем мире

Структура познания

а Субъект-ЧЕЛОВЕК,КОЛЛЕКТИВ УЧЕНЫХ

б Объект

в Цель

г Методы

д Средства

е результат

-субьект

Человек

Или

Коллектив ученых

-обьЪкт

Природа – естественные науки -ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ(…БИЛОГИЯ ХИМИЯ…………………)

Человек – гуманитарные науки (……………ЛИТЕРАТУРА ЯЗЫКИ………………………….)

Общество – социальные науки

(……………ПРАВО ЭКОНОМИКА…………….)

Цель

Достичь истину

Методы Эмпирические(чувственные) Наблюдение – чарльз Дарвин эксперимент-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ВМЕШИВАЕТСЯ В ПРОЦЕСС атомная и водородная бомба наблюдение – исследователь просто наблюдает описание Теоретические Анализ –разложение целого на части Синтез-соединение Гипотеза- большой взрыв

 

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

 

1. Чувственное   Эмпиризм – ПРИЗНАНИЕ ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ЗНАНИЙ – ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА 1Ощущение (отражение отдельных свойств) (горячий. Острый)-зеленое пятно (автобус)     2. Восприятие (целостный образ предмета, осмысленность, константность) кружка, стол НО в непосредственной взаимосвязи!     3. Представление (обобщенный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании при отсутствии связи с предметом) – включается память и воображение    
2. Рациональное     РАЦИОНАЛИЗМ – ПРИЗНАНИЕ ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ - РАЗУМА 1. Понятие – мысль, УТВЕРЖДАЮЩАЯ – «кружка» автобус   2. Суждение– мысль утверждающая или отрицающая   Например «кружка тяжелая» 3. Умозаключение (вывод – связь нескольких суждений)  
ИНДУКТИВНОЕ ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ Упало красное яблоко – значит остальные красные ДЕДУКТИВНОЕ   ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ ПО АНАЛОГИИ  

 

 

Теории познания

Эмпиризм – истина может быть получена только опытным путем

Рационализм- истина может быть получена только путем рациональных умозаключений

 

С7. В 1667 году, анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение. Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле. Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения.

Назовите методы научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем?

 

Свой ответ аргументируйте.

 

Ответ

 

 

С7. Как-то А.Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», - сказала супруга ученого.

Назовите два метода

научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

 

Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.

Ответ

 

С7. Ученые одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанный с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении?

Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

 

!!!

Важно

Метод-эксперимент или гипотеза

УРОВЕНЬ-эмпирический или теоретический

Форма познания

 

1. ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ – ПОЛНОЕ СООТВЕТСТВИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ(соответствие полученого знания действительности)

2. Виды истины: (ЛЮБАЯ ИСТИНА ОБЪЕКТИВНА

 

•   абсолютная-полное точное знание которое никогда не может быть опровергнуто

 

•   относительная-неполное знание которое зависит от определенных условий (в невесомости тела падают с одинаковой скоростью)

 

3.Критерии истины:

•   Логика

•   Практика

+соответствие научным достижениям

 

4.Формы практики:

•   Эксперимент

•   Социальное действие(реформа и революция)

•   Труд

 

 

Концепции истины

Сенсуализм-истина то что я чувствую

Прагматизм-истина то что полезно

Марксизм- главное это производственные отноешния

Взгляды на истинну в истории философии

А античная философия

Б средневековая

В возрождение

Г новое время

Д новейшее время

 

 

51. Несомненно, раз и навсегда установленное знание - это

1) научное понятие,

2) относительная истина,

3) народная мудрость,

4) абсолютная истина.

 

 

52. И абсолютная, и относительная истина

1) всегда находят свое подтверждение в практике,

2) имеют объективный характер,

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете,

4) могут быть опровергнуты со временем.

 

 

53. И абсолютная, и относительная истина

1) содержит объективное знание о предмете,

2) добывается только научным путем,

3) никогда не может быть опровергнута,

4) является исчерпывающим знанием о предмете.

 

 

54. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется

1) критерием истины,

2) объективной истиной,

3) относительной истиной,

4) абсолютной истиной.

 

 

55. Относительная истина, в отличие от абсолютной

1) содержит объективное знание о предмете,

2) всегда опирается на здравый смысл,

3) может быть со временем опровергнута,

4) является результатом чувственного и рационального познания.

 

 

56. Абсолютная истина, в отличие от относительной

1) добывается только научным путем,

2) является исчерпывающим знанием о предмете,

3) требует усилия для своего понимания,

4) содержит объективное знание о предмете.

 

 

57. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно

1) опирается на здравый смысл,

2) использует понятия и суждения,

3) создается в результате познавательной деятельности,

4) соответствует предмету познания.

 

Ложь-это преднамеренное искажение фактов

Заблуждение-не преднамеренное искажение фактов

 

 

58. Практика как критерий истины включает

1) научный эксперимент,

2) научные понятия,

3) теоретические обобщения,

4) статистические методы.

 

 

59. Под истиной понимается

1) обязательный результат познавательной деятельности человека,

2) объективное отражение действительности в сознании человека,

3) знание, разделяемое большинством людей,

4) знание, не противоречащее предыдущим знаниям.

 

60. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

 

61. Верны ли следующие суждения об истинном знании?

А. Под истиной понимается достоверное, правильное знание.

Б. Под истиной понимается знание, которое не вызывает расхождений с убеждениями предыдущих поколений людей.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

 

 

62. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

 

 

63. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения.

Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

 

 

64. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.+

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

 

 

65. Верны ли следующие суждения о критериях истины?

А. Одним из критериев истины является практика.

Б. Не все истины могут быть проверены на практике.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

 

ВИДЫ ЗНАНИЯ

 

Житейское Оно же обыденное Носит эмпирический характер. Базируется на обыденном сознании Ориентир повседневного поведения людей Примеры: Птицы летят низко – быть дождю Закат красный – к похолоданию
Научное Представляет реальность в форме отвлеченных понятий и категорий, принципов и законов Примеры: Угол падения равен углу отражения Паралельные прямые не пересекаются
Практическое Преобразование мира
Художественное Отображение в образе   -из кино-фильм о войне - сталинград -из картины-воззвание минина и пожарского-история смуты -из музыки-опера иван сусанин  
Рациональное Отражение в логических понятиях и категориях
Иррациональное Предмет – эмоции, страсти, кот. Не подчиняются законам логики
Личностное Зависимость от человека
    Ненаучное ФОРМЫ   Несистематическое, противоречит существующей картине мира
Донаучное Прототип научного знания
Паранаучное Околонаучное но гороскопы
Лженаучное Сознательные предрассудки
Антинаучное Сознательно искажающее представление о действительности

 

Задание: выбрать характеристики обыденного знания

1. Назидание+

2. личный опыт+

3. образ-художественное

4. традиция+

5. эксперимент

6. формализация

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: