Перспективное планирование

Рабочая программа

Кружка по интересам

«Юный финансист»

Для детей подготовительной к школе группы

Руководитель:

Мельник М.А.

 

 

Многие детские игры -

подражание серьезной

деятельности взрослых.

Я. Корчак

Пояснительная записка

Актуальность темы. Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. Наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей старшего дошкольного возраста посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности. По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется иным. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая потом начинает определять личностную природу в системе отношений. Конкретно в этот период происходит скачок в становлении личности, её базовых психических оснований. Именно поэтому экономическое воспитание детей можно считать актуальным для данной возрастной группы.

Данная программа является модифицированной с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки «Как Миша стал бизнесменом», разработанной Поповой Т.П., Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И.

Алгоритм курса: от финансовой грамотности к экономической культуре, далее к общей культуре личности

Цель - формирование доступных финансово-экономических понятий, представлений и компетенций.

Задачи. -развитие готовности принимать рациональные экономические решения;

- формирование грамотного финансового поведения дошкольников

- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики: трудолюбие, ответственность, бережливость, смекалка, инициативность.

Организация работы кружка. 1 занятие в неделю продолжительностью 25 минут

Срок реализации. 1 год.

Предполагаемые результаты.

1. Операция понятиями «хочу», «могу», «надо».

2. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.

3. Знания о новых профессиях, инструментах и трудовых действиях.

4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.

5. Умение совершать выгодные финансовые операции (покупка, сбережение. экономия)

Итоговый продукт кружковой работы. Картотека методических материалов.

Перспективное планирование.

  Тема и содержание работы Задачи

Сентябрь –Товары и услуги

Что такое Экономика? Профессия продавца. Мультфильм. Уроки тётушки Совы. Об экономике   Показать, что такое экономика. Познакомить с видам товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам.
Как Миша из покупателя превратился в продавца. Откуда берутся товары и услуги Конкретизировать понятия «товар», «услуга»; учить отличать товары от услуг. Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес
Какие бывают товары? Слова «хочу» и «надо».  «Хочу» - «надо» - делаю выбор Практическое занятие Учить детей решать проблемную ситуацию. Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам. Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо». Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека 
Почему не все можно купить и продать – экономическая минутка. Сюжетно-ролевая игра Магазин «Катюша» Формировать умение анализировать и умозаключать. Развивать умение производить операции купли – продажи  

Октябрь- Кто назначает цену?

Как Миша на собственных ошибках учился цену назначать Мультфильм. Уроки тётушки Совы. Работа и зарплата Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы
 «Как у Миши появился помощник» Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата
Профессия-бизнесмен Уточнить знания о профессии, связанной с руководством в бизнесе.
«Выгодно-невыгодно» Игра в магазин «1000 мелочей» Практическое занятие Учить детей решать проблемную ситуацию. Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам. Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо». Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека 

Ноябрь – Производство товара и его цена

 О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазине Дать понятие зависимости процесса производства от времени; - прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом
Заводы нашего города. - «Задай вопрос» - игровая ситуация; - «Внимательно посмотри» - игровое задание Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров. Сформировать у детей первичное представление о заводах и фабриках города: местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков  
Как Гном Эконом помогает Мише сделать «Подарок ко дню рождения» Мультфильм. Уроки тётушки Совы. Умение экономить Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга
Маленькие покупки   Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися в наличными деньгами Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков

Декабрь- Реклама

1. «Как можно узнать о товаре» - экономические минутки Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность
2. Как Галчонок товар Матроскина хвалила Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать.
3. Угадай, какая это профессия Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве
4. Рекламное агентство Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность

Январь- Семья и экономика

Экономика, как наука о домашнем хозяйстве Мультфильм. Уроки тётушки Совы. Семейный бюджет Выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности
Что мы знаем о наших семьях?   Повторить изученные понятия: отдых, работа, профессия, экономика, потребности. Формировать представление об обязательном выполнении домашних обязанностей каждым членом семьи, необходимость взаимопомощи.
Слова «хочу» и «надо» для всех членов семьи Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо» с учетом потребностей каждого члена семьи. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы

Февраль – Труд и профессии

Кому что нужно для работы Закрепить знания об орудиях труда повара, плотника, художника-оформителя, кассира, закройщика; выделить их роль в изготовлении товара, сформировать умение рационально использовать материал
Труд, его виды. Профессии людей Рассмотреть виды труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. Учить выделять цепочку трудовых действий. Уточнить и расширить представления детей о профессиях; показать значимость профессий для общества.
Продукты труда и его результат. Необходимость оплаты за труд Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса. Воспитывать уважение к результату труда
Как сделать быстрее Чего один не сделает – сделаем вместе Показать детям, что результат работы зависит от выбранного способа действий Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее пользы для человека

Март-Сбережения и накопления

Домик - копилка Мультфильм. Уроки тётушки Совы. Что такое деньги? Учить детей считать, производить действия сложения и вычитания над числами, дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения
Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать Раскрыть детям сущность понятия «функции денег как средства накопления»
 «Как три поросенка хотели стать экономистами» Учить детей решать проблемные задачи, используя арифметические действия сложения и вычитания, обозначать результат цифрами и знаками (больше, меньше, равно). Развивать элементарное умение планировать расходы
Миша – банкир Путешествие в сказку Закрепить понятия накопление, выгода Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку поступкам героев

Апрель – Количество и качество

Мебельная мастерская Раскрыть детям значение качественной продукции и ее пользы для человека. Учить конструировать на примере изготовления мебели для Миши, используя шаблон и дополнительные детали, изгибая их с помощью линейки
Фирма «Строитель» Показать значимость экономичного отношения к природным ресурсам, познакомить со строительными профессиям
В кафе «Лакомка» Раскрыть детям зависимость цены товара от количества вложенного в него труда. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь
 «Королевство Мудрецов» Закреплять у детей навыки количественного счета, использования арифметических действий в решении задач; развивать смекалку, стимулировать проявление творчества и изобретательности

Май- Мировая экономика

Волшебное превращение денежки. Познакомить с валютой как денежной единицей страны, других стран.  
Путешествие рубля; Игра «Турагентство» Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. Совершенствовать навыки счета, умение производить арифметические действия, развивать самостоятельность мышления
Игра "МУЗЕЙ средств". Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах
Бартер Путешествие товара в разные страны Расширить представление детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товара между людьми

Литература.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: