Рабочая программа
Кружка по интересам
«Юный финансист»
Для детей подготовительной к школе группы
Руководитель:
Мельник М.А.
Многие детские игры -
подражание серьезной
деятельности взрослых.
Я. Корчак
Пояснительная записка
Актуальность темы. Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.
Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. Наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.
|
|
Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей старшего дошкольного возраста посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности. По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется иным. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая потом начинает определять личностную природу в системе отношений. Конкретно в этот период происходит скачок в становлении личности, её базовых психических оснований. Именно поэтому экономическое воспитание детей можно считать актуальным для данной возрастной группы.
Данная программа является модифицированной с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки «Как Миша стал бизнесменом», разработанной Поповой Т.П., Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И.
Алгоритм курса: от финансовой грамотности к экономической культуре, далее к общей культуре личности
|
|
Цель - формирование доступных финансово-экономических понятий, представлений и компетенций.
Задачи. -развитие готовности принимать рациональные экономические решения;
- формирование грамотного финансового поведения дошкольников
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики: трудолюбие, ответственность, бережливость, смекалка, инициативность.
Организация работы кружка. 1 занятие в неделю продолжительностью 25 минут
Срок реализации. 1 год.
Предполагаемые результаты.
1. Операция понятиями «хочу», «могу», «надо».
2. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.
3. Знания о новых профессиях, инструментах и трудовых действиях.
4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
5. Умение совершать выгодные финансовые операции (покупка, сбережение. экономия)
Итоговый продукт кружковой работы. Картотека методических материалов.
Перспективное планирование.
Тема и содержание работы | Задачи | |||
Сентябрь –Товары и услуги | Что такое Экономика? Профессия продавца. Мультфильм. Уроки тётушки Совы. Об экономике | Показать, что такое экономика. Познакомить с видам товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам. | ||
Как Миша из покупателя превратился в продавца. Откуда берутся товары и услуги | Конкретизировать понятия «товар», «услуга»; учить отличать товары от услуг. Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес | |||
Какие бывают товары? Слова «хочу» и «надо». «Хочу» - «надо» - делаю выбор Практическое занятие | Учить детей решать проблемную ситуацию. Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам. Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо». Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека | |||
Почему не все можно купить и продать – экономическая минутка. Сюжетно-ролевая игра Магазин «Катюша» | Формировать умение анализировать и умозаключать. Развивать умение производить операции купли – продажи | |||
Октябрь- Кто назначает цену? | Как Миша на собственных ошибках учился цену назначать Мультфильм. Уроки тётушки Совы. Работа и зарплата | Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы | ||
«Как у Миши появился помощник» | Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата | |||
Профессия-бизнесмен | Уточнить знания о профессии, связанной с руководством в бизнесе. | |||
«Выгодно-невыгодно» Игра в магазин «1000 мелочей» Практическое занятие | Учить детей решать проблемную ситуацию. Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам. Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо». Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека | |||
Ноябрь – Производство товара и его цена | О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазине | Дать понятие зависимости процесса производства от времени; - прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом | ||
Заводы нашего города. - «Задай вопрос» - игровая ситуация; - «Внимательно посмотри» - игровое задание | Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров. Сформировать у детей первичное представление о заводах и фабриках города: местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков | |||
Как Гном Эконом помогает Мише сделать «Подарок ко дню рождения» Мультфильм. Уроки тётушки Совы. Умение экономить | Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга | |||
Маленькие покупки | Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися в наличными деньгами Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков | |||
Декабрь- Реклама
| 1. «Как можно узнать о товаре» - экономические минутки | Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность | ||
2. Как Галчонок товар Матроскина хвалила | Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать. | |||
3. Угадай, какая это профессия | Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве | |||
4. Рекламное агентство | Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность | |||
Январь- Семья и экономика | Экономика, как наука о домашнем хозяйстве Мультфильм. Уроки тётушки Совы. Семейный бюджет | Выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности | ||
Что мы знаем о наших семьях? | Повторить изученные понятия: отдых, работа, профессия, экономика, потребности. Формировать представление об обязательном выполнении домашних обязанностей каждым членом семьи, необходимость взаимопомощи. | |||
Слова «хочу» и «надо» для всех членов семьи | Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо» с учетом потребностей каждого члена семьи. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы | |||
Февраль – Труд и профессии
| Кому что нужно для работы | Закрепить знания об орудиях труда повара, плотника, художника-оформителя, кассира, закройщика; выделить их роль в изготовлении товара, сформировать умение рационально использовать материал | ||
Труд, его виды. Профессии людей | Рассмотреть виды труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. Учить выделять цепочку трудовых действий. Уточнить и расширить представления детей о профессиях; показать значимость профессий для общества. | |||
Продукты труда и его результат. Необходимость оплаты за труд | Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса. Воспитывать уважение к результату труда | |||
Как сделать быстрее Чего один не сделает – сделаем вместе | Показать детям, что результат работы зависит от выбранного способа действий Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее пользы для человека | |||
Март-Сбережения и накопления | Домик - копилка Мультфильм. Уроки тётушки Совы. Что такое деньги? | Учить детей считать, производить действия сложения и вычитания над числами, дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения | ||
Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать | Раскрыть детям сущность понятия «функции денег как средства накопления» | |||
«Как три поросенка хотели стать экономистами» | Учить детей решать проблемные задачи, используя арифметические действия сложения и вычитания, обозначать результат цифрами и знаками (больше, меньше, равно). Развивать элементарное умение планировать расходы | |||
Миша – банкир Путешествие в сказку | Закрепить понятия накопление, выгода Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку поступкам героев | |||
Апрель – Количество и качество | Мебельная мастерская | Раскрыть детям значение качественной продукции и ее пользы для человека. Учить конструировать на примере изготовления мебели для Миши, используя шаблон и дополнительные детали, изгибая их с помощью линейки | ||
Фирма «Строитель» | Показать значимость экономичного отношения к природным ресурсам, познакомить со строительными профессиям | |||
В кафе «Лакомка» | Раскрыть детям зависимость цены товара от количества вложенного в него труда. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь | |||
«Королевство Мудрецов» | Закреплять у детей навыки количественного счета, использования арифметических действий в решении задач; развивать смекалку, стимулировать проявление творчества и изобретательности | |||
Май- Мировая экономика | Волшебное превращение денежки. | Познакомить с валютой как денежной единицей страны, других стран. | ||
Путешествие рубля; Игра «Турагентство» | Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. Совершенствовать навыки счета, умение производить арифметические действия, развивать самостоятельность мышления | |||
Игра "МУЗЕЙ средств". | Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах | |||
Бартер Путешествие товара в разные страны | Расширить представление детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товара между людьми |
Литература.