Техники нейролингвистического программирования (НЛП)

Следует отметить, что регулирующая сила образов (зрительных, слуховых и пр.) намного мощнее и действеннее словесных, речевых внушений, на основе которых строится обычный гипноз. Эта особенность сложилась в процессе филогенетического развития человека, получившего в наследство от животного мира высокоорганизованную первую сигнальную систему высшей нервной деятельности, регулируемую и саморегулируемую посредством образов, комплексов чувственных раздражителей.

Было установлено, что образы локализуются во внутреннем психологическом пространстве личности и определенным образом кодируются в соответствующей системе информации, то есть модальности: зрительной, слуховой, тактильной и пр. Часто некоторые образы пережитых нами событий и ситуаций отличаются необычной яркостью, большими размерами, мрачностью, становятся «застойными», навязчивыми. Кроме того, на степень эмоциональной вовлеченности человека в воспоминаемое событие влияет способ, которым реализуется данное воспоминание. Человек может «видеть» ранее пережитую ситуацию «со стороны», как в кино, и в этом случае сопровождающие эти события эмоции будут отсутствовать. Если же субъект будет мысленно воспроизводить стрессогенную ситуацию с точки зрения ее участника, он переживет то же эмоциональное потрясение. Можно, например, эмоциогенные ранее образы превратить в безразличные, или, более того, полностью лишить их информационной значимости, представив их тем или иным образом разрушенными.

Борьба с нежелательными психическими состояниями, влечениями и реакциями есть не что иное, как борьба с теми конкретными образами и присущими им субмодальностями, которые вызывают эти явления. Поэтому каждой психокоррекции предшествует важный этап выявления той особой «субъективной картинки», того зрительного или иного образа, который вызывает отрицательное состояние. Сама же непосредственная практика психо-коррекции, как уже говорилось, состоит в том, чтобы модифицировать или разрушить тот образ, который индуцирует отрицательные состояния. Прежде чем изложить практические приемы психокоррекции, следует предупредить, что их кажущаяся простота не умаляет их эффективности. Более того, действенность приемов существенно возрастет, если они применяются, что называется, «по горячим следам» стрессогенных событий, то есть в качестве именно неотложной помощи. Необходимость в такого рода самопомощи возникает при развитии доминантных состояний, когда, например, человека одолевают навязчивые мысли, образующие бесконечную «умственную жвачку», мешающую сосредоточиться на работе днем и уснуть ночью.

Практические приемы, которые могут использоваться самостоятельно, описываются ниже в порядке их возрастающей сложности. Следует лишь напомнить, что устранить ту или иную навязчивость или отрицательное состояние — это значит выявить, а затем разрушить или существенно видоизменить тот чувственный образ, который их провоцирует.

Изложенные техники самокоррекции психических состояний человека, несомненно, представляют собой новый этап в развитии психотерапии, обогащающей свои методы за счет интенсивно формирующейся новой научной дисциплины — информациологии. Несомненно, что в начале нашего столетия и само психическое развитие человека оказалось готовым к эффективному использованию тех преимуществ психорегуляции, которыми обладает мозг как суперинформационная система. Известный исследователь программного управления психикой Джон Лили указывал достаточно определенно на те возможности человеческого мозга, которые имеют прямое отношение к методам аутопсихотерапии, изложенным выше. Исследователь отмечал: «В процессе извлечения программ из памяти в определенных пределах могут быть осуществлены желаемые подавления, поправки, добавки и новые построения… Их можно перевести в сознательное состояние и уже отсюда ослабить, модифицировать или изменить по желанию» [9]. Таким образом, есть основание полагать, что в ближайшее время, в связи с впечатляющим развитием информациологии, человек полностью овладеет новым, уже достаточно определившимся видом информационного лечения — системой неотложной аутопсихотерапии.

1. Разрушение образа. Образ личности, предмета или события, эмоциональную интенсивность воспоминания которого человек хочет нейтрализовать, следует представить в виде цветного стеклянного витража. Даже необходимо мысленно «стукнуть» по нему хорошенько молотком и посмотреть, как он разбился на тысячи мелких осколков и распадается. Может понадобиться повторить этот прием несколько раз, чтобы сделать это полностью и навсегда. Необходимо помнить, что подобная разрушительная акция может создать амнезию на объект или событие, закодированные в образе. Но бывает, что «картинка» не исчезает полностью, а изменяется таким образом, что она перестает быть эмоционально значимой.

2. Уничтожение фильма. В отличие от предыдущего, настоящий способ предполагает, что «ключевой образ» представляется не одной «картиной», а множеством «кадров фильма», запечатлевших последовательные фазы события. Следовательно, в данном случае существенно снижается вероятность того, что в памяти сохранится какой-то эпизод события, сохраняющий стрессогенные свойства. Данный пример разрушения заключается в том, чтобы «смотреть фильм», когда он останавливается и проекционная лампа прожигает дырку в каждом кадре. Можно и просто сжечь такой фильм дотла на костре.

3. «Взрыв» образа. Действенность данного метода основывается на очень быстром усилении (интенсификации) ведущей субмодальности образа, так что она превышает благоразумный предел и «лопается» вместе с образом, который восстановлению не подлежит. Методически это делается так. Субъект заставляет себя увидеть соответствующую «картинку», а затем быстро увеличивает ее яркость (или размер, цветность, контрастность и т.п.). Этот прием быстро повторяется раз за разом до тех пор, пока что-то не «лопается», — и образ уходит из актуального психологического пространства личности, теряя свое стрессогенное свойство.

4. Смена точки зрения на воспоминаемое событие. В НЛП была открыта важная закономерность, заключающаяся в том, что сила эмоциональной реакции на воспоминаемое событие зависит от того, каким «способом» субъект его представляет в настоящий момент. Он может вообразить его так, как оно реально воспринималось своими глазами (ассоциированно), а может представить себя и в качестве отстраненного наблюдателя, рассматривающего себя же в воспоминаемой ситуации со стороны, как в кино (диссоциированно). Во всех случаях, когда представляемая ситуация воспринимается отстраненно, диссоциированно, эмоциональная реакция на нее отсутствует. Этот прием настолько действенен, что он снимает даже физическую боль, если его применить, к примеру, в зубоврачебном кресле и постараться посмотреть на себя в это время «со стороны».

Заключение

Оказание психологической помощи становится все более популярным; возникает необходимость овладения методами самопомощи в трудных жизненных ситуациях. В отношении профессий, связанных с длительным психическим напряжением, переживанием угрозы, опасности, хроническими эмоциональными перегрузками существует необходимость в овладении методами экспресс-самопомощи, связанной с умением за короткое время снять эмоциональное напряжением, нивелировать психологические перегрузки, расслабиться, восстановить работоспособность и продуктивность психической деятельности.

С этой целью наиболее эффективны методы контроля дыхания и методы мышечной релаксации, которые часто применяются вместе, что обеспечивает более выраженный эффект релаксации. В пособии описаны в качестве основных техник: метод контроля дыхания, метод расслабления мышц лица, метод расслабления мышц тела (аутогенная тренировка и метол прогрессивной мышечной релаксации), а также дополнительные методики, показавшие свою эффективность для краткосрочного воздействия.

Важным способом формирования стрессоустойчивости как устойчивой личностной характеристики является умение перестраивать внутреннюю субъективную психическую реальность путем манипулирования внутренними образами. С этой целью применяются техники медитации, визуализации, приемы йоги и нейролингвистического программирования. Изложены наиболее эффективные приемы нивелирования патогенных, негативно окрашенных образов, спонтанно всплывающих в воображении и отражающих пережитый травматический опыт.

 

Литература

1. Алексеев А.В. Об адекватности формул самовнушения // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции / под ред. Н.М. Пейсахова. – Казань: Казан. гос. университет, 1976.

2. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. – СПб.: Ювента, 1994. – С. 144.

3. Гримак Л.П., Звоников В.М., Скрыпников А.И. Психическая саморегуляция в деятель-ности человека-оператора // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности / под ред. Ю.М. Забродина. – М: Акад. наук СССР, 1983.

4. Гримак Л., Кордобовский О. Психическая саморегуляция личности – важный элемент современной культуры // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. – М.: ИФРАН, 2008. – С. 139–152.

5. Гриндер Д., Бэндлер Р. Формирование транса. – М.: Каас, 1994. – 272 с.

6. Дикая Л.Г., Семикин В.В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал. – 1991. – Т. 12, № 1. – С. 55–65.

7. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М.: Наука, 1980.

8. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. – М: Смысл, 2009. – 311 с.

9. Лили Дж. Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера. – Киев, 1994. – С. 44.

10. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Психическая саморегуляция // Большой психоло-гический словарь. – СПб., 2003. – С. 433.

11. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. – М.: Наука, 2001.

12. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М.: Наука, 2010. – 519 с.

13. Обознов А.А. Психическая регуляция операторской деятельности (в особых условиях рабочей среды). – М.: ИП РАН, 2003. – 182 с.

14. О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП / пер. с англ. – Челябинск: Версия, 1997. – С. 78.

15. Подросток и депрессия: межличностная психотерапия / Л. Мафсон, Д. Моро, М. Вейссман [и др.] / пер. с англ. – М.: Эксмо, 2003. – С. 87–88.

16. Психология состояний: хрестоматия / сост. Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / под ред. А.О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – 608 с.

17. Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / ред.-сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2002. – 480 с.

18. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 1999. – 753 с.

19. Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. – М.: Институт консультиро-вания и системных решений, 2005. – 308 с.

20. Холл М., Боденхеймер Б.Г. Как оказывать влияние на людей: как управлять сознанием. – М.: АСТ; Астрель, 2004. – С. 381.

21. Цицерон. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 271.

22. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка / пер. с нем. – М.: Медицина, 1985. – 32 с.

23. Эванс-Вентц У. Тибетская йога и тайные доктрины: в 2 т. – Киев: Пресса Украины, 1993.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: