Электронная лекция 1.1 Предмет, задачи, подходы и области применения психодиагностики
Цель лекции: раскрыть предмет, задачи, области применения психодиагностики
Задачи:
1. Дать определение предмета психодиагностики и раскрыть историю его становления
2. Обозначить задачи психодиагностики
3. Описать основные психодиагностические подходы
4. Раскрыть области применения психодиагностики
Трудоемкость – 2 ч.
План лекции:
1. Предмет и задачи психодиагностики
2. Области применения психодиагностики
3. Основные подходы в психодиагностике
Термин психодиагностика (ПД) распространился после появления книги Г.Роршаха «Психодиагностика» в 1921г. Диагностика (от гр. Diagnosis) означает «распознавание».
Подходы к определению ПД и ее предмета (множество):
- ПД – отрасль психологического знания, предназначенная для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека (К.М.Гуревич и М.К.Акимова).
- ПД – наука о конструировании методов измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в постановке психологического диагноза (Бодалев А.А., Столин В.В.).
|
|
В данном курсе будем базироваться на таком определении ПД:
ПД - раздел психологии, изучающий принципы и методы, приемы и средства построения и применения диагностических процедур (Л.Ф.Бурлачук)
ПД рассматривается и как теоретическая дисциплина, и как экспериментально-практическая.
Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. – начале ХХв.
Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики.
Вторым - дифференциальная психология, целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые являются предметом дифференциальной психологии, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.
Третья причина - воздействие запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а тем и индустриальной.
Взаимосвязь с другими дисциплинами. Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.
|
|
Задачи ПД:
1) установление наличия определенных свойств или особенностей поведения у того или иного человека
2) определение уровня развития определенного свойства, его выражение в определенных количественных и качественных показателях
3) описание психологических и поведенческих особенностей человека
4) сравнение степени развитости изучаемых свойств у отдельных людей
В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Номотетический (от лат. norma - образец) подход - измерение индивидуально-психологических особенностей, требующее соотнесения с нормой. Идеографический (от греч. - образ, идея) подход - распознавание индивидуально-психологических особенностей и их описание Эти подходы отличаются по следующим основаниям:
Подход | Номотетический | Идеографический |
понимание объекта измерения; | Понимание личности как набора свойств | Понимание личности как целостной системы |
направленность измерения | Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности | Распознавание индивидуальных особенностей личности |
характер методов измерения. | Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой | Проективные методики и идеографические техники |
Области применения ПД:
1) в целях оптимизации обучения и воспитания
– диагностика психологической готовности к школе
- контроль за личностным и интеллектуальным развитием ребенка
- выявление учащихся, с которыми необходимо проводить психокоррекцию интеллектуальной сферы
- отбор в специальные классы и школы
- профориентация
- диагностика стиля деятельности учителя,
- решение разнообразных проблем межличностного общения – конфликты, социальный статус и др.
2) в медицинских учреждениях
– изучение индивидуально-психологических особенностей больного, оказывающих влияние на возникновение, течение и исход психического или соматического заболевания,
- уточнение диагноза,
- Оценка эффективности терапии
3) использование ПД для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности
- профотбор, профконсультирование, организация профобучения, определение профпригодности (соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии)
4) в судебно-психологической экспертизе
- психологические особенности личности преступника (возможности адекватно воспринимать, сохранять
мается широкий класс методик, объединённых родством технологических приёмов и процедур. Частная методика привязывается к решению узкогов памяти информацию, рассуждать)
- психологические предпосылки преступления
- достоверность показаний свидетелей
- психологические условия и факторы деятельности судьи и др. участников судебного процесса,
5) консультирование и психотерапевтическая помощь
.
ЛЕКЦИЯ 2. СИТУАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики
Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными пользователями, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования. Психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для конкретной цели, с которой он проводит обследование, так и для конкретного человека, которого он обследует. Например, психолог, занимающийся диагностикой нарушений развития, должен не только владеть методиками, но и знать особенности детей, относящихся к разным категориям нарушенного развития, а также уметь общаться с ними таким образом, чтобы, не выходя за рамки инструкций и правил применения методик, полностью раскрыть возможности ребенка в выполнении предъявляемых заданий.
|
|
Психолог также должен знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способным оценить технические параметры таких ее характеристик, как репрезентативность норм, надежность, валидность, достоверность. Известно, что результаты диагностики чувствительны ко множеству условий ее проведения. Психодиагност в подписываемом им заключении должен зафиксировать, что все необходимые методические условия были соблюдены. Психодиагност делает выводы или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической информации в свете другой касающейся индивида информации. В тех случаях, когда результаты стандартизированных методик явно противоречат другим источникам информации о человеке, психолог должен взять на себя ответственность за то, чтобы признать результаты проведенного обследования недостоверными, но обосновать это свое заключение указанием на объективные факты, свидетельствующие о недостоверности этих результатов.
Психолог должен знать границы своей компетентности и ограниченность используемых методов и не предлагать своих услуг, а также не использовать методик, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в отдельных областях практики и для определенных категорий методик.