Валидность (от англ. valid – «действительный, пригодный, имеющий силу») –– это «понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает»
Классификация типов валидности:
1) конструктная;
2) дифференциальная;
3) конвергентная;
4) дискриминативная (дискриминантная);
5) факторная;
6) валидность по возрастной дифференциации;
7) критериальная;
8) диагностическая (конкурентная);
9) текущая;
10) прогностическая;
11) инкрементная;
12) синтетическая;
13) ретроспективная;
14) эмпирическая;
15) содержательная;
16) лицевая (очевидная).
Основное психометрическое неравенство
В психометрике принято следующее основное психометрическое неравенство:
Валидность ≤ Надежность,
что означает, что валидность не может превышать надежность теста.
Но в отличие от надежности, помимо случайных факторов, на валидность теста влияют систематические факторы. Они привносят систематические искажения в результаты. Эти факторы есть другие психические свойства, которые мешают проявиться в результатах теста тому свойству, на измерение которого направлен тест.
|
|
Например, мы хотим измерить потенциал обучаемости (важнейший компонент общих интеллектуальных способностей человека). Если мы даем испытуемому тест с жестким ограничением времени исполнения и отсутствием возможности вернуться и исправить допущенную ошибку, то очевидно, что искомое психическое свойство оказывается смешанным в тесте с ложным психическим свойством – стрессоустойчивостью: испытуемые с высокими показателями стрессоустойчивости будут лучше выполнять тест. В этом проявится эффект систематического искажения.
Валидность и надежность. Тест может быть надежен, но не валиден. Это означает, что он измеряет какое-то свойство очень точно, но какое именно - остается под вопросом. В такой ситуации необходима более точная валидизация теста, как содержательная, так и практическая.
ЛЕКЦИЯ 10. СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:
1) единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;
2) единообразие оценки выполнения теста;
3) определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования (см. здесь "третий этап стандартизации").
Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.
.
Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:
|
|
1) условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.
2) Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте "10 слов" каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.
3) Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные - с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.
4) Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.
5) Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.
6) Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.
7) Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка "правильного ответа" и др.
8) Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.
Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).
Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста.
Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования. Например, в тестах интеллекта получаемый первичный показатель IQ соотносится с нормативным IQ (43, 44, 45 баллов в тесте Равена). Если полученный IQ респондента выше нормативного, равен 60 баллам (в тесте Равена), можно говорить об уровне развития интеллекта этого респондента как высоком. Если полученный IQ ниже, то низком; если полученный IQ равен 43, 44 или 45 баллам, то среднем.