Становление и развитие таможенного дела в России

Пока будут государства друг от друга отдельными, с независимыми своими целями, средствами и правительствами – до тех пор будет надобность в таможнях.

Д.И. Менделеев

Тема 1.1  

Сущность и содержание таможенного дела

Лекция – 2 ч.

Практическое занятие – 2 ч.

 

Рассматриваемые вопросы:

- Становление и развитие таможенного дела в России
- Таможенная служба Российской Федерации
- Таможенное регулирование в Российской Федерации

 

Становление и развитие таможенного дела в России

По состоянию на 2019 год в мире насчитывается 251 страна, среди ко­торых только 195 суверенных государств. По существу, государство отличается от страны тем, что имеет свои органы власти, национальную символику, валюту, центр управления, законы. Государство всегда самостоятельно и суверенно. Одним из важнейших инструментов управления государством при этом являются таможенные органы.

Таможенное дело в России существует более 1000 лет. Возникнув в силу объектив­ного исторического процесса, таможенное дело развивалось вместе с экономикой и тор­говлей Древней Руси и затем Российского госу­дарства. История не сохранила для нас до­кументальных свидетельств о вре­мени возникновения таможенного обложения на терри­тории России. В дого­воре киевского князя Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоми­наются как издавна бытовавшие в жизни явления.

С развитием торговых путей и государственных связей Руси накапли­вался опыт таможенной обрядности (совокупности действий), формировались первичные принципы таможенного дела, скла­дывалось само понятие торговых пошлин и сопут­ст­вующих им сборов за право купли и продажи товаров, формировались обы­чаи, правила и процедуры их взимания.

Мон­гольское нашествие ускорило этот процесс и дало торговой пошлине тюрк­ское (тюрк­ско-татарское) имя и оболочку. Именно от тюр­кского слова «тамга» (знак, клеймо, тавро) произошел глагол «тамжить» – т.е. взыски­вать пошлину – «тамгу». Место на рынке или ярмарке, где тамжили товар, стали называть таможней. Служивый человек, бывший «мытником», становится «тамож­ником» или «таможенником»[1]. В обиход входят слово­сочетания «таможен­ный голова» (старший та­моженник), «таможен­ная грамота» (разрешение лицу, общине или монастырю органи­зовывать в своих владениях торговлю и брать с привозимого товара пошлину).

Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что в широком смысле речь идет о деятельности, осуществляемой таможенной и взаимодействующими с ней структу­рами по реализации таможенной политики государства, проведению контроля за соблю­дением таможенного законодательства и обеспечению своей дееспособности.

Таможенная политика – система государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите экономических интересов страны и решению фискальных задач, представляющая собой самостоятельную отрасль государственной политики, тесно связанную с ее внутренней и внешней составляющими, и охватывающая те сферы деятельности, которые не могут быть охвачены другими госу­дарственными структурами.

Как категория государственных отношений она является предметом пристального внимания институциональных структур и в плане определения ее функций и содержания, и в плане воздействия на экономику и финансы.

Используя разнообразные формы, методы тарифного и нетарифного регулирова­ния, в условиях рыночной экономики и наличия государственного сектора таможенная политика:

- осуществляет функции государственной защиты торговли, регулируя ввоз, обес­печивая конкурентоспособность национального товаропроизводства и стимулируя создание и развитие новых производств;

- обеспечивает регулирование взаимоотношений между предпринимательскими структурами и потребителями внутреннего рынка;

- предполагает государственное регулирование экономики и, в частности, внешне­экономической деятельности (ВЭД) путем властной регламентации отношений го­сударства с участниками ВЭД и создания организационных, материально-технических и других условий для контроля за соблюдением установленных правил и процедур;

- строится на сочетании групп инструментов – экономических и административ­ных. Будучи по своей природе принципиально различными, они тем не менее на практике взаимно дополняют друг друга и образуют единое целое;

- совершенствуется за счет существующих и разрабатываемых нормативных ак­тов, регламентирующих порядок применения защитных мер, что позволяет систематизи­ровать и законодательно закреплять административные меры регулирования ВЭД.

С 1 января 2015 г. таможенная политика России формируется в рамках Евразий­ского экономического союза (ЕАЭС или Союз) на основе Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее – Договор о Союзе).

Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирую­щими таможенные правоотношения международными договорами, включая Таможенный кодекс ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС), и актами, составляющими право Союза (международ­ные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с До­говором о Союзе.

Правоотношения в сфере таможенного регулирования, не урегулированные меж­дународными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, регулируются Федеральным законом от 3.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Россий­ской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 289-ФЗ).

При таможенном регулировании в Союзе применяются меры таможенно-тариф­ного регулирования (далее – ТТР), запреты и ограничения (далее – ЗиО), меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты РФ в сфере налогообложения, действующие на день регист­рации таможенной декларации (далее – ТД) или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС (п. 1 ст.6) и (или) в соответствии с Договором о Союзе и (или) иными международными договорами в рамках Союза.

Таким образом реализуются два взаимосвязанных, но относительно автономных блока:

первый – определяет характер и содержание мер ТТР внешнеторговой деятельно­сти, применяемых в отношении ввозимых на таможенную территорию товаров, включающие применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот;

второй включает в себя запреты и ограничения внешнеторговой и внешнеэконо­мической деятельности, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, меры нетарифного регулирования.

Актуализация проблемы таможенного регулирования применительно к деятельно­сти таможенных органов ЕАЭС, включая таможенные органы РФ, обусловлена: особенно­стями геополитического и геоэкономического положения Союза, увеличением контроли­руемых товарных потоков, вызванных экспортно-импортными операциями, проблемами организации и регулирования внутренней деятельности таможенных структур, необходи­мостью вхождения государств – членов Союза в международные торговые и таможенные организации и проч.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: