Время и этногенез Льва Гумилева

 

Анализируя нехитрый график типичного жизненного цикла, невольно вспоминаются фазы этногенеза, через которые проходит в своем развитии каждая цивилизация. Любопытно, что этот график изменения пассионарности этносов в процессе их развития вывел на основании анализа огромного числа исторических событий Лев Николаевич Гумилев (1912—1992), который отбывал наказание одновременно с Н.Козыревым и даже в одном с ним лагере.

Фазы этногенеза

 

Автор теории пассионарности объяснял волновой характер исторического движения, предположив существование некого скрытого параметра. «Какая сила лежит в основе рождения и гибели этносов – народов и народностей? Я нашел спусковой механизм этого и дал ему отличное название: «пассионарность» – от латинского слова «passio» – страсть. Я понял, что рождению нового этноса предшествует появление определенного количества людей нового пассионарного склада... Сидя в камере, я увидел, как луч света падает из окна на цементный пол. И тогда я сообразил, что пассионарность – это энергия, такая же, как та, которую впитывают растения... Очевидно, что социальные и природные явления не идентичны, но имеют где-то точку соприкосновения». (Л.Н.Гумилев)

Сегодня пассионарность в словарях определяется как избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, вызывающий непреодолимое, вплоть до жертвенности, внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки.

Но откуда берется этот избыток энергии? Что является причиной «зачатия»? Гумилев оставляет эти вопросы без ответа. Как и то, почему его график начинается не момента рождения этноса, а как бы с «детского» возраста. Нет момента «зачатия» – пожалуй самый важного, который во многом определяет дальнейшую судьбу новорожденного.

Программа Информационного мира и её реализация

 

Точно так же, рассматривая в своей «Причинной механике» взаимоотношения причин и следствий, Н.Козырев оставляет без ответа вопрос о Первопричине. Наших ученых понять можно: эти ответы отсылали бы вопрошающих к Божественному провидению. А в те годы официальной наукой это никак не приветствовалось.

Зато на эти вопросы ответил знаменитый британский историк и социолог Арнольд Тойнби (1889—1975), автор многотомной сравнительной истории цивилизаций. Он был убежден, что появление любой цивилизации начинается с внешнего Божественного толчка. Показательно, но именно о таких божественных толчках повествовали и ведические источники. Говорили они также, что рождению в новом цикле всегда предшествует жизнь и набор опыта в предыдущем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: