В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (XVI-XVII вв.) «Великое Восстановление Наук» предпринял Ф. Бэкон.
Он разделил науки на три большие группы:
а) история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская;
б) теоретические науки, или «философия» в широком смысле слова;
в) поэзия, литература, искусство вообще.
В составе «философии» Бэкон выделил «первую философию» (или собственно философию), которую в свою очередь подразделил на:
«естественную теологию»
«антропологию»
«философию природы».
Антропология разделяется на «философию человека» (куда входят психология, логика, теория познания и этика) и на «гражданскую философию» (т. е. политику).
Науки, изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений («идолов»).
Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель. Он свою философскую систему разделил на три крупних раздела:
|
|
а) логика, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания включает три учения: о бытии, о сущности, о понятии;
б) философия природы;
в) философия духа.
Философия природы подразделялась далее на механику, физику и органическую физику, которая последовательно рассматривает геологическую природу, растительную природу и живые организмы.
«Философию духа» Гегель разделил на три раздела:
- субъективный дух,
- объективный дух,
- абсолютный дух.
Учение о «субьективном духе» последовательно раскрывается в таких науках, как антропология, феноменология и психология.
В разделе «Обьективный дух» исследуется социально-историческая жизнь человечества в разных ее аспектах.
Раздел об абсолютном духе завершается анализом философии как «мыслящего рассмотрения предметов».
Свою классификацию наук предложил основоположник позитивизма О. Конт, который исходил из того, что:
а) существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с одной
стороны, и к человеку – с другой;
б) философию природы (т. е. совокупность наук о природе)
следует разделить на две отрасли: неорганическую и органическую
(в соответствии с их предметами изучения);
в) естественная философия последовательно охватывает «три
великие отрасли знания» – астрономию, химию и биологию.
Конт предложил сгруппировать науки в виде трех пар:
а) начальной, математико-астрономической;
б) промежуточной, физико-химической;
в) конечной, биолого-социологической.
Введя в свою иерархию наук социологию, Конт, как известно, стал основоположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни. Он был убежден, что социология должна иметь свои собственные методы, несводимые ни к каким другим как «недостаточным» для нее.
|
|
Лидеры баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт выдвинули тезис о наличии двух классов наук: исторических («наук о духе», «наук о культуре») и естественных.
Первые являются идеографическими, т. е. описывающими ин-дивидуальные, неповторимые события, ситуации й процессы.
Вторые – номотетическими: они фиксируют общие, по-вторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Поэтому номотетические науки – физика, биология и др.
В середине XX в. оригинальную классификацию наук предложил В. И. Вернадский. В зависимости от характера изучаемых объектов он вьделял два рода (типа) наук:
1) науки, обьекты (и законы) которых охватывают всю реальность – как нашу планету и ее биосферу, так и космические просторы.
2) науки, обьекты (и законы) которых свойственны и характерны только для нашей Земли.
Могут быть и другие критерии (основания) для классификаций наук. Так, например, выделение таких главных сфер естественных наук, как материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная – позволяет сгруппировать эти науки в следующие ряды:
1) физика > химическая физика > химия;
2) биология > ботаника > зоология;
3)анатомия > физиология > эволюционное учение > учение
о наследственности; геология > минералогия > петрография > палеонтология > физическая география и другие науки о Земле;
4) астрономия > астрофизика > астрохимия и другие науки о
Вселенной.
Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: история, археология, зкономическая теория, политология, культурология, экономическая география, социология, искусствоведение и т. п.
В последние годы резко возрос интерес к социальному (гуманитарному) познанию, которое рассматривается как один из своеобразных видов научного познания. Следует иметь в виду два его аспекта:
- любое познание в каждой из своих форм всегда социально, поскольку есть общественньый продукт, и детерминировано культурно-историческими причинами;
- один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные явлення и процессы – общество в целом или его отдельные стороны (экономику, политику, духовную сферу, различные индивидуальные образования и т. п.).
Периодизация наук
Если классификация наук – их расчленение «по вертикали», то периодизация – их развертывание «по горизонтали», т. е. по оси времени в форме определенных исторических периодов (ступеней, фаз, этапов).
Два основних вида периодизации:
1) формальний, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельний «признак» (или их группа);
2) диалектический, когда основой (критерием) этого деления ста-новится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо выделить из всех других противоречий последнего.
Критерием (основанием) данной периодизации является соотно-шение (противоречие) объекта и субъекта познания:
1) классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои обьекты, стремилась при их описаний и теоретическом обьяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения обьективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом;
2) неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный
пункт которой связан с разработкой релятивистской и кван-
товой теории, отвергает объективизм классической науки,
отбрасывает представление реальности как чего-то не зави-
сящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она
осмысливает связи между знаннями объекта и характером
средств и операций деятельности субъекта. Экспликация
этих связей рассматривается в качестве условий объектив-
но-истинного описаня и объяснения мира;
|
|
3)существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX-начало XXIв.) – постоянная включенность
субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает
соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не
только с особенностью средств и операций деятельности
познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.