Теоретические и организационные вопросы судебно-экспертной
Деятельности
Учебно-методический комплекс
для магистрантов заочной формы обучения
направление подготовки 030900.68 Юриспруденция
магистерская программа «Уголовный процесс, криминалистика и
судебная экспертиза»
Челябинск
2013
Автор: Старикова И. Л., кандидат медицинских наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.
Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 02 от 03 сентября 2013 г.).
|
|
Утвержден Учебно-методическим советом Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российской академии правосудия» (протокол № 01 от 26 сентября 2013 г.).
© Российская академия правосудия,
Уральский филиал, 2013.
© Старикова И.Л., 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.………..……………………………………………..………….………….4
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………...……………........7
Тематический план………………………………………………………….….……8
Программа курса.……………………………………………………………..……..9
Планы семинарских занятий……………..……...................................................15
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы …………………………………………………………..........23
Контрольные задания………………………………….……………………...…...30
Примерная тематика магистерских диссертаций………….………………..…...32
Литература ………................................................................................................33
Вопросы для подготовки к экзамену ………….………………………………….39
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс по «Теоретическим и организационным вопросам судебно-экспертной деятельности» для магистрантов заочной формы обучения по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция определяет общий объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать магистрант, содержание и структуру данного специального курса учебной дисциплины. Относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.
|
|
Последовательность изучения и содержание всех видов учебных занятий находится в прямой зависимости от бюджета времени, устанавливаемого учебным планом.
Знание теоретических и организационных вопросов судебных экспертиз, исследование в установленной законом процессуальной форме предметов, следов, изображений, живых лиц и трупов, обстоятельств дела, проводимое лицом, обладающим специальными знаниями с целью получения или проверки сведений, имеющих значение для правильного разрешения дела - необходимое условие профессиональной подготовки работников правоохранительных органов, адвокатов и судей. Поэтому основной целью изучения курса «Теоретические и организационные вопросы судебных экспертиз» является совершенствование и приобретение магистрантами знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач в типичных ситуациях, изучению и анализу уголовных дел и других материалов, умению делать соответствующие выводы по результатам проведенных исследований, в соответствии с требованиями уголовного и уголовно-уголовно-процессуального законов.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
1) общекультурных компетенций (ОК):
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-1);
-быть способным добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- быть способным совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
2) профессиональных компетенций (ПК):
в правоприменительной деятельности:
- быть способным квалифицированно применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
- быть готовым к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
- быть способным выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-4);
в экспертно-консультационной деятельности:
- быть способным квалифицировано толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
- быть готовым принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам уголовного судопроизводства (ПК-8);
в научно-исследовательской деятельности:
- быть способным квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
- быть способным преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
- быть способным управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
- быть способным эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
Изучив дисциплину «Теоретические и организационные вопросы судебно-экспертной деятельности», магистранты должен:
Знать:
- содержание спецкурса и иметь достаточно полное представление о возможностях судебной экспертизы в доказывании отдельных обстоятельств события преступления.
Уметь:
- анализировать относимость, допустимость, объективность собранного материала для судебной экспертизы и ее результатов.
|
|
Владеть:
- практическими навыками подготовки материалов для судебной экспертизы, формулирования вопросов, анализа и оценки заключения.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Количество зачетных единиц и часов |
заочная | |
Зачетные единицы - общая трудоемкость | 3з.е.-108 |
Всего аудиторных занятий, из них | 16 |
Лекции | 2 |
Семинарские занятия | 14 |
Самостоятельная работа | 84 |
Форма итогового контроля | экзамен |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для магистрантов заочной формы обучения
№ п/п | Разделы дисциплины | Количество часов по всем видам учебных занятий | |||||
Лекции | Семинары/ из них в интерактивных формах | Форма интерактивных занятий | С/р | ||||
1 | Понятие и правовая природа специальных знаний в уголовном процессе. Признаки специальных знаний |
2 |
| 4 | |||
2 | Формы использования специальных знаний в уголовном процессе | 4 | |||||
3 | Использование научно-технических средств в уголовном судопроизводстве | 6 | |||||
4 | Сведущие лица в уголовном процессе России. Участие в уголовном процессе педагога, психолога, переводчика | 6 | |||||
5 | Понятие и правовая природа судебной экспертизы. Признаки судебной экспертизы | 2 | 2/2 | Диспут-семинар | 6 | ||
6 | Классификация судебных экспертиз | 4 | |||||
7 | Процессуальный порядок назначения и проведения экспертизы в уголовном процессе | 2/2 | Решение ситуационных задач | 6 | |||
8 | Права участников уголовного судопроизводства при производстве экспертизы. Помещение в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы | 2 | 6 | ||||
9 | Процессуальное положение эксперта в уголовном процессе |
2/2 | Диспут-семинар | 6 | |||
10 | Заключение эксперта как источник доказательств | 6 | |||||
11 | Процессуальное положение специалиста в уголовном процессе | 2 | 6 | ||||
12 | Формы участия специалиста в уголовном | 6 | |||||
13 | Характеристика отдельных видов экспертных исследований | 2 | 6 | ||||
14 | Судебная экспертиза крови и иных выделений человек | 6 | |||||
15 | Судебная генетическая (геномная) экспертиза | 6 | |||||
Итого
| 2 | 14/6 | 84 |
ПРОГРАММА КУРСА