Охрана здоровья граждан

В результате изучения темы 14 студент должен:

· знать

- понятия здоровья, охраны здоровья граждан и медицинской помощи;

- финансовое обеспечение охраны здоровья граждан;

- систему законодательства в области охраны здоровья;

- полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

- содержание основных принципов охраны здоровья граждан;

- особенности организации охраны здоровья;

- правовой статус граждан в области охраны здоровья;

· уметь

- оперировать базовыми понятиями темы;

- анализировать возникающие в сфере охраны здоровья правоотношения;

- реализовывать гарантии прав граждан в сфере охраны здоровья;

- давать квалифицированные юридические консультации и заключения по теме;

· владеть

- юридической терминологией по теме;

- навыками анализа отношений в сфере охраны здоровья граждан;

- навыками применения процедурных отношений, необходимых для реализации прав граждан в области охраны здоровья.

 

14.1. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Легальное определение указанных понятий дается в Законе об основах охраны здоровья граждан.

Понятие «здоровье» означает состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Охрана здоровья подразумевает собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, приоритетным направлением комплексного института охраны здоровья является осуществление, прежде всего, профилактических мероприятий, а также деятельности по сохранению и укреплению физического и психического здоровья каждого человека, поддержанию его долголетней активной жизни. И только в случае возникновения у гражданина болезни или угрозы его здоровью предусматривается применение особого элемента института охраны здоровья – медицинской помощи - комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. В указанных условиях понятия охраны здоровья и медицинской помощи соотносятся между собой как родовое и видовое.

На современном этапе, исходя из конституционных положений (ст. 41), в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет различных источников финансирования, из которых согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ на первом месте предусмотрены средства соответствующего бюджета. В качестве других источников финансирования бесплатной медицинской помощи конституционные положения устанавливают страховые взносы и другие поступления.

Страховые взносы как источник финансирования медицинской помощи дополнительно к бюджетным средствам стали применяться с момента введения, начиная с начала 1990-х гг., механизма обязательного медицинского страхования. В качестве дополнительных поступлений с учетом положений ч. 3 ст. 39 Конституции РФ могут быть средства дополнительных форм социального обеспечения, благотворительности и др.

Система законодательства в области охраны здоровья граждан представляет собой совокупность федеральных законов, законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов, а также органов местного самоуправления, содержащих в себе нормы в области охраны здоровья граждан. Среди них системообразующим характером обладает Закон об основах охраны здоровья граждан – кодифицированный закон смешанного типа, регулирующий общественные отношения, составляющие предметы различных отраслей права. Данный закон определяет основы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья, основные принципы охраны здоровья, правовой статус (права и обязанности) граждан в сфере охраны здоровья, организацию охраны здоровья, особенности охраны здоровья отдельных категорий граждан (матерей, детей и др.), правовые основы программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Рамочный Закон об основах охраны здоровья граждан конкретизируется многочисленными иными федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами. Например, Законом об ОМС, Федеральными законами от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Охрана здоровья и медицинская помощь как часть системы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Общие вопросы полномочий в сфере охраны здоровья граждан федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления определены Законом об основах охраны здоровья граждан. Так, ф едеральные органы государственной власти осуществляют проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья, координацию деятельности в сфере охраны здоровья федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения. К полномочиям органов власти субъектов РФ относится разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования. Органы местного самоуправления в пределах предоставленных им законом полномочий призваны создавать условия для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Организация охраны здоровья осуществляется путем проведения комплекса различных мероприятий, в который входит:

1) государственное (в т.ч. нормативное правовое) регулирование в сфере охраны здоровья;

2) разработка и осуществление мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний;

3) организация оказания первой помощи и всех видов медицинской помощи;

4) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) обеспечение определенных категорий граждан лекарствами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания;

6) управление деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования.

Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии системы здравоохранения, включающей в себя государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения.

14.2. Правовое регулирование отношений в сфере охраны здоровья базируется на принципах, часть которых получила свое нормативное закрепление в законодательстве в сфере охраны здоровья, прежде всего, в главе 2 Закона об основах охраны здоровья граждан. Среди них принципы:

1) соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, предусматривающий признание, соблюдение и защиту прав граждан и запрет дискриминации в сфере охраны здоровья;

2) приоритета профилактики в сфере охраны здоровья, что обеспечивается комплексом мер (разработкой и реализацией программ по профилактике заболеваний (снижению потребления алкоголя и табака, борьбе с потреблением наркотических средств), проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий, профилактических медицинских осмотров и др.);

3) приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, предполагающий, в частности, соблюдение этических и моральных норм, а также уважительное и гуманное отношение со стороны работников медицинской организации; оказание медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

4) приоритета охраны здоровья детей, обеспечивающий, в том числе, приоритет прав ребенка при оказании ему медицинской помощи;

5) доступности и качества медицинской помощи – реализуется путем организации и проведения комплекса мероприятий, включающего в себя организацию оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;  обеспечение наличия необходимого количества квалифицированных медицинских работников и возможности выбора в установленном законом порядке медицинской организации и врача и др.;

6) недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, который по общему правилу распространяет свое действие только при оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинской организацией (ее работниками), участвующей в реализации этой программы. В соответствии с данным принципом не допускается взимание платы за оказание медицинской помощи, предоставляемой в таких случаях. Вместе с тем данный принцип предполагает и недопустимость отказа в оказании гражданину медицинской помощи в экстренной форме безотлагательно и бесплатно – и во всех остальных случаях;

7) соблюдения врачебной тайны, допускающего по общему правилу разглашение информации, составляющей врачебную тайну, только с письменного согласия пациента;

8) социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья, т.е. установление государством мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определение потребности гражданина в социальной защите, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установление временной нетрудоспособности, инвалидности;

9) ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья. Виды ответственности и порядок привлечения к ним устанавливаются федеральными законами.

14.3. В области охраны здоровья граждане наделены широким спектром прав, базовый перечень которых отражен в главе 4 Закона об основах охраны здоровья граждан.

Конституционное право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь предполагает право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Так, при оказании медицинской помощи в рамках программ (включая территориальные) государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, утверждаемый ежегодно Правительством РФ;

- размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов - по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям;

- создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей (законного представителя) в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком младше 4 лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний.

Кроме того, право на медицинскую помощь включает в себя права пациента на:

1) выбор в установленном порядке врача и медицинской организации. Порядок выбора пациентом врача и медицинской организации определен ст. 21 Закона об основах охраны здоровья граждан и Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. № 406н;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья. Правовой режим указанных отношений определен ст. 13, 22, 23 Закона об основах охраны здоровья граждан. Так, информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании (лечении), и такая информация не может быть предоставлена пациенту против его воли.

5) отказ от медицинского вмешательства, под которым понимается выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту виды медицинских обследований (медицинских манипуляций), затрагивающие физическое или психическое состояние человека. Такое вмешательство по общему правилу допускается только с информированного добровольного согласия пациента, достигшего 15 лет, или законного представителя пациента;

6) облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами;

7) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

8) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката (законного представителя) для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а при нахождении на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это возможно в стационарных условиях и не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Обязанностями граждан в области охраны здоровья являются:

- заботиться о сохранении своего здоровья;

- проходить медицинские осмотры, а для граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, - медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой заболеваний (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);

- при нахождении на лечении - соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период временной нетрудоспособности гражданина, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Практикум


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: