Меры социальной поддержки

Населения

В результате изучения темы 19 студент должен:

· знать

- понятие мер социальной поддержки, его соотношение с понятием льгот;

- круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки;

- особенности организации предоставления мер социальной поддержки, полномочия Российской Федерации и ее субъектов;

- финансовое обеспечение мер социальной поддержки;

- систему мер социальной поддержки;

- порядок предоставления мер социальной поддержки;

· уметь

- оперировать базовыми понятиями темы;

- анализировать юридические факты, имеющие значение для признания права гражданина на предоставление ему мер социальной поддержки;

- давать квалифицированные юридические консультации и заключения по вопросам предоставления населению мер социальной поддержки;

· владеть

- юридической терминологией по теме;

- навыками участия в процедурных отношениях в целях получения гражданами мер социальной поддержки.

 

19.1. «Меры социальной поддержки» как вид социального обеспечения занимают особое место в системе социального обеспечения. Они не имеют своего нормативного закрепления в едином кодифицированном акте, установлены большим массивом нормативных правовых актов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

В целом меры социальной поддержки можно определить как родовое понятие, объединяющее все иные виды социального обеспечения, помимо ранее рассмотренных: пенсий, пособий, медицинской помощи, государственной социальной помощи, социального обслуживания граждан.

Понятие «меры социальной поддержки» тесным образом взаимосвязано с понятием «льготы», поскольку, начиная с Закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, первое из указанных понятий стало вводиться на замену второму. Таким образом, в настоящее время в нормативных правовых актах могут использоваться как понятие «меры социальной поддержки», так и понятие «льготы», которые в большинстве случаев тождественны.

Кроме того, понятие «меры социальной поддержки» может входить в содержание других понятий (социальные гарантии, социальная защита).

Меры социальной поддержки – динамичный вид социального обеспечения, поскольку он адресован самым различным категориям населения с постоянным изменением конкретных видов (подвидов) мер социальной поддержки и категорий их получателей.

Целевое назначение мер социальных поддержки заключается в оказании дополнительной социальной поддержки в различной форме (денежной, в виде услуг, льгот и др.) определенным слоям населения.

Круг получателей мер социальной поддержки можно разделить на следующие группы:

первая группа – определенные профессиональные группы (сотрудники системы ОВД, военнослужащие, судьи, педагоги, медики и др.);

вторая группа - лица, имеющие особые заслуги перед государством (награжденные государственными наградами, почетными или спортивными званиями, ветераны военных (боевых) действий, труженики тыла, доноры, сдававшие кровь во время войны и др.) и члены их семей;

третья группа – лица, пострадавшие в результате военных действий, от неправомерных действий со стороны государственных органов или в результате техногенных (радиационных) катастроф (бывшие узники фашизма, жители блокадного Ленинграда, репрессированные, пострадавшие в результате аварий на Чернобыльской АЭС и т.д.);

четвертая группа – иные социально уязвимые слои населения, нуждающиеся в дополнительной материальной поддержке со стороны государства (многодетные семьи, одинокие матери (отцы), пенсионеры, инвалиды, семьи с опекаемыми детьми или детьми-инвалидами).

Источником финансирования мер социальной поддержки являются средства бюджетов разных уровней.

19.2. Система мер социальной поддержки может включать в себя:

1) денежные выплаты различных наименований и целевого назначения (ежегодные выплаты к началу учебного года, ежемесячные выплаты на проезд и питание школьника – для многодетных семей, именные стипендии – для одаренных детей-инвалидов, премии – для лучших семей, выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством и др.).

Меры социальной поддержки, предоставляемые в денежной форме, по срокам выплаты можно разграничить на единовременные, периодические и ежемесячные;

2) услуги по организации загородного отдыха (детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, инвалидов, пенсионеров);

3) субсидии по оплате путевок на загородный отдых (для пенсионеров, инвалидов);

4) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым гражданин был прикреплен в период работы до выхода на пенсию;

5) преимущественные, внеочередные или первоочередные права на получение социальных благ, например:

- преимущественное право при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков;

- внеочередное или первоочередное обслуживание в медицинской организации, внеочередной или первоочередной прием на социальное обслуживание в стационарной форме;

- внеочередную установку телефона; внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культуры и спорта, приобретение билетов на все виды транспорта, а также обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;

6) социальную поддержку в натуральной форме в виде:

- протезов и протезно-ортопедических изделий;

- жилья, предоставляемого по договору социального найма или в собственность – в случае утраты собственного жилья или в целях улучшения жилищных условий;

7) компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

Для некоторых категорий граждан меры социальной поддержки определены в различных нормативных правовых актах. Так, в отношении Героев СССР и Героев России меры социальной поддержки (льготы) установлены Законом РФ от 15 января 1993 г. № 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и Федеральным законом от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся заслуги перед Российской Федерации». В отношении военнослужащих, имеющих статус ветерана военной службы, - федеральными законами от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В отношении других категорий граждан отдельные меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральным законом, реализуются субъектами РФ в рамках переданных им Российской Федерацией полномочий. Таким образом, например, в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» организовано предоставление мер социальной поддержки для реабилитированных и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Меры социальной поддержки данной категории граждан включают в себя различные единовременные, ежегодные и ежемесячные денежные выплаты (на оздоровление, ко Дню памяти жертв политических репрессий и др.), компенсацию произведенных расходов (по оплате стоимости проезда, по оплате установки телефона), внеочередные и первоочередные права на получение некоторых видов социальных благ и иные меры.

Органами местного самоуправления предусматриваются дополнительные меры социальной поддержки, которые в основном направлены на социально уязвимые слои населения - многодетные семьи, одиноких матерей (отцов), вдов (вдовцов) с детьми, пенсионеров, инвалидов и др.

19.3. Меры социальной поддержки граждан, имеющих особые заслуги перед государством, разграничиваются в зависимости от статуса гражданина по виду его заслуг.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» перечни мер социальной поддержки ветеранов различаются в зависимости от статуса их получателя. Наиболее широкий объем мер социальной поддержки предусматривается для инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Предоставление для этой категории ветеранов мер социальной поддержки признается расходным обязательством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также приравненных к ним лиц определяются нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории указанных лиц.

Для Героев Советского Союза, Героев России, Героев Социалистического Труда, Героев Труда России, лиц, награжденных орденом Святого апостола Андрея Первозванного, орденом Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством»,  орденом Славы трех степеней, лауреатов Ленинской премии, лауреатов государственных премий СССР и лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР), олимпийских (паралимпийских, сурдлимпийских) чемпионов предусматривается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО).

Размер дополнительного ежемесячного материального обеспечения устанавливается только к назначенным указанным гражданам пенсиям. Размер ДЕМО зависит от категории получателя и привязан к размеру социальной пенсии нетрудоспособных граждан. Так, размер ДЕМО для Героев России составляет 415 процентов размера социальной пенсии, а для олимпийских чемпионов - 250 процентов размера социальной пенсии.

В некоторых случаях отдельные виды мер социальной поддержки (например, для граждан, имеющих заслуги перед государством, пострадавших от радиационных катастроф) взаимосвязаны с ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ) и вместо предоставления мер социальной поддержки гражданин по его заявлению может получать ЕДВ.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

19.4. Меры социальной поддержки граждан, пострадавших от техногенных (радиационных) катастроф, разграничиваются в зависимости от вида техногенной (радиационной) катастрофы и статуса гражданина, подвергшегося воздействию катастрофы. Нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются социальная поддержка граждан, пострадавших в результате:

- ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне за период с 1949 по 1963 гг.;

- аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

- катастрофы 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС.

Так, в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» все пострадавшие граждане разделены на девять групп, в отношении которых предусматриваются меры социальной поддержки различного объема. Наибольший объем таких мер установлен для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы. Указанные меры включают в себя:

- ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, размер которой зависит от группы инвалидности;

- обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов;

- внеочередные права: на обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках, вступление в жилищно-строительные кооперативы, обслуживание в организациях связи и междугородного транспорта;

- сохранение права на обслуживание в поликлиниках, к которым были прикреплены граждане до выхода на пенсию.

Дополнительно нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться меры социальной поддержки и в других случаях чрезвычайных обстоятельств (катастроф), а также в случае промышленных аварий. Так, нормативными правовыми актами Нижегородской области такие меры предусмотрены для граждан, пострадавших вследствие аварии в 1970 г. на производственном объединении «Завод «Красное Сормово» и взрыва 4 июня 1988 г. на станции Арзамас-1.

19.5. Меры социальной поддержки иных социально уязвимых категорий населения  - инвалидов, старшего поколения, семей с детьми – как сфера совместного ведения также регулируются нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня. Кроме того, дополнительные меры социальной поддержки для данных категорий граждан могут устанавливаться и актами органов местного самоуправления.

Так, в отношении социальной поддержки инвалидов базовым нормативным правовым актом федерального уровня является Закон о социальной защите инвалидов. Этот закон дает определение понятия «социальная поддержка инвалидов», под которой понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Закон о социальной защите инвалидов предусматривает следующие меры социальной поддержки инвалидов:

- ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), размер которых зависит от группы инвалидности. ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ;

- компенсацию оплаты жилого помещения и коммунальных услуг и обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий. Финансирование указанных мер осуществляется за счет субвенций федерального бюджета с предоставлением субъектам РФ права самостоятельно определять форму предоставления таких мер социальной поддержки и права делегировать полномочия по их предоставлению органам местного самоуправления;

- первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Дополнительно к указанным мерам за счет средств бюджетов субъектов РФ инвалидам могут устанавливаться и иные меры социальной поддержки.

В отношении старшего поколения основные направления государственной поддержки данной категории граждан на современном этапе определены Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 164-р. В целях реализации Стратегии к бюджетным источникам финансирования предполагается активное привлечение внебюджетных средств, в том числе благотворительных и частных фондов. Как правило, за счет средств регионального и местного бюджета предоставляются следующие виды мер социальной поддержки лиц старшего поколения: периодические денежные компенсации (за пользование телефоном, на проезд), бесплатное посещение учреждений культуры и физкультурно-спортивного отдыха, ежемесячные доплаты к пенсии; преимущественные, внеочередные и первоочередные права.

Социальная поддержка семей с детьми преимущественно направлена на оказание содействия многодетным семьям, одиноким матерям (отцам), семьям с опекаемыми детьми и детьми-инвалидами. Условия предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан (как и в отношении старшего поколения) определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Совершенствование гарантированных государством мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе замещающих семей, предусмотрено Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р.

В перечень мер социальной поддержки семей с детьми могут входить:

- компенсация молочных продуктов, родительской платы за содержание ребенка в детском саду, за детские путевки на загородный отдых;

- денежные выплаты семьям с детьми-школьниками (к учебному году, на проезд и питание, за отличную успеваемость и др.);

- периодическое дополнительное материальное обеспечение матерей, удостоенных государственных наград за особые материнские заслуги;

- бесплатное (или за частичную плату) посещение учреждений культуры и физкультурно-оздоровительного отдыха.

 

 

Практикум


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: