1. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности биб-лиотек.
2. Выделение средств (не менее 15 % от общей суммы бюджетного финансирования) на пополнение книжных фондов.
3. Укрепление материально-технической базы библиотек с целью расширения количества платных услуг, направленных на пополнение книжного фонда.
4. Автоматизация публичных библиотек и подключение их к Интернету.
5. Развитие библиотечного обслуживания малых населенных пунктов библиобусами, оснащенными современными техническими и информационными средствами.
Формы работы: книжные выставки, литературные вечера, вечера поэзии, творческие встречи с писателями, презентации книг, читательские конференции, литературно-музыкальные композиции, час лирической поэзии, поэтические гостиные, любительские объединения, интернет-клубы.
МУЗЕИ (С ГРЕЧЕСКОГО «ХРАМ МУЗ») |
Важную роль в формировании духовного богатства современного общества, сохранении национального культурного наследия выполняют музеи.
Музей происходит от греческого «музейон». Так в Древней Греции называли место, чаще всего священную рощу, посвященное музам, или храм муз – в древнегреческой мифологии богинь – покровительниц поэзии, искусства и наук.
По мере того, как развивалось и совершенствовалось древнее искусство, росли и ряды его ценителей и собирателей.
Так, например, уже в Древнем Египте и Древней Греции произведения искусства начали хранить в храмах, в Древнем Риме они находились в общественных банях (термах), служивших также местом отдыха и собраний. Часто творения служителей муз можно было увидеть во дворцах царей и правителей, знатных сановников — покровителей искусства и художников.
В средние века многочисленные произведения живописи и скульптуры находились в церквях и монастырях.
Но только в эпоху Возрождения началось систематическое коллекционирование творений искусства.
В ХVI в. для лучшей сохранности коллекций в замках, дворцах и особняках стали застеклять лоджии дворов. Так возникли специальные помещения для хранения произведений искусства – галереи, которые затем получили широкое распространение в странах Западной Европы.
Первым же государственным музеем стал Британский музей в Лондоне (основан в 1753 г.). В 1852 г. для публичного обозрения был открыт Эрмитаж. Основоположником этого всемирно известного музея, стала Екатерина ІІ, большая поклонница живописи.
На территории Белоруссии первые музеи начали создаваться в 30-е гг. ХХ в. В основном это были краеведческие музеи в областных центрах. В 1939 г. начал свою деятельность Национальный художественный музей Республики Беларусь.
Музей – научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, в котором собираются, хранятся, изучаются, экспонируются и пропагандируются исторические документы, памятники духовной и материальной культуры, произведения искусства, коллекции и образцы природных богатств.
В настоящее время в Белоруссии действует разветвленная сеть государственных музеев: это 134 самостоятельных музея и 57 филиалов (Министерство культуры). Более 1000 музеев принадлежит другим ведомствам (ведомственные, школьные, народные, частные). Представлены все существующие профильные группы: исторические, художественные, литературные, отраслевые, краеведческие. Больше всего из них краеведческих (около 64 %).
Важное значение для развития музейной отрасли имеет принятие в 2005 г. Закона РБ «О музеях и Музейном фонде РБ», программ развития музейного дела в РБ на 2005—2010 гг. и иные правовые документы, регламентирующие деятельность музейных учреждений республики.
Главные задачи в развитии музейного дела:
— создание новых типов музеев;
— реконструкция и техническое оснащение музейных фондохранилищ;
— укрепление материально-технической базы;
— компьютеризация музейной деятельности;
— более эффективное использование возможностей музеев для внутреннего и международного туризма;
— развитие международных связей и сотрудничества с различными музейными организациями.