Умения врача-стоматолога эффективно общаться являются залогом его профессиональной успешности. Знание особенностей коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения позволят создать доброжелательную атмосферу в общении, что, в частности, будет способствовать настрою партнера на взаимодействие.
Цель занятия:
Знать функции и виды общения, значение невербального общения; понятие социальной перцепции, виды ошибок социального восприятия.
Уметь применять различные техники слушания, приёмы присоединения к партнеру, уметь использовать невербальное общение для успешного установления контакта с партнером.
Иметь представление о структуре процесса общения и об общих закономерностях его построения.
Вопросы для обсуждения:
1. Межличностное общение: определение, функции, виды.
2. Коммуникативная сторона общения.
3. Перцептивная сторона общения. Феномены (ошибки) социального восприятия.
4. Интерактивная сторона общения. Виды психологического воздействия.
|
|
Литература основная:
1. Материалы лекции.
2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.126-158.
3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл.10. Гл.14.
Литература дополнительная:
1. Психология в медицине. Методические рекомендации. – Ярославль, 1997. Вып.12, 13, 14.
2. Психология. Учебник./ Под ред.А.А.Крылова. – М., 2004. Гл.18. (§ 18.5), гл.21.
3. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по жестам. – М., 2005.
4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Гл.27, 33.
5. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.10. §§10.1-10.5
ТЕМА № 13: «ОБЩЕНИЕ С БОЛЬНЫМ»
Авиценна говорил, что у врача есть три лекарства: слово, растение и нож. Слово он поставил на первое место. Убедительное, доброжелательное слово врача способно благотворно влиять на процесс выздоровления пациента.
Цель занятия:
Знать приёмы присоединения к больному, стадии установления контакта с пациентом
Уметь слушать пациента, задавать вопросы, применять приёмы присоединения к больному для успешного установления контакта с ним.
Вопросы для обсуждения:
1. Контакт. Стадии установления контакта, их характеристика.
2. Разговор врача: умение слушать, задавать вопросы.
3. Приёмы присоединения к пациенту.
4. Трансактный анализ Э. Бёрна.
Литература основная:
1. Материалы лекции.
2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.153-156.
|
|
3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл.10. Гл.14.
Литература дополнительная:
1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Минск, 2005.
2. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. – М., 1991.
3. Психология в медицине. Методические рекомендации. – Ярославль, 1997. Вып.14, 15.
4. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.10.
5. Урванцев Л.П. Психология в работе врача. – Ярославль, 1993. Гл. 1.2.
ТЕМА № 14: «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ»
Межличностные конфликты являются одним из источников дезорганизации работы коллектива. Своевременное и правильное их решение позволяет предотвратить развитие конфликтных ситуаций и стабилизации работы.
Цель занятия:
Знать потенциальные причины возникновения и основные стратегии поведения в межличностном конфликте.
Уметь анализировать стратегию поведения в конфликте партнёров по общению.
Вопросы для обсуждения:
1. Межличностные конфликты: определение, виды.
2. Разрешение межличностных конфликтов: основные стратегии поведения.
3. Конфликты в стоматологической практике.
Литература основная:
1. Материалы лекции.
2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.169-208.
3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл.8 (§ 8.2)
Литература дополнительная:
1. Конфликты и способы их разрешения. Учебно-методическое пособие. – Ярославль. – 1996.
2. Психология. Учебник./ Под ред.А.А.Крылова. – М., 2004. Гл.24.
3. Психология в медицине. Методические указания. – Ярославль, 1997. Вып.17.
4. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.10, §10.3
ТЕМА № 15 «ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ.
СТРЕСС. ВНУТРЕНЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ»
На различных этапах жизненного пути человек сталкивается с внутренними проблемами и переживаниями. Разрешение этих проблем может принимать как сознательный, так и бессознательный характер. Умение грамотно разрешить возникшее противоречие способствует сохранению собственного физического и психического здоровья. Здоровье врача – это необходимое условие оказания помощи больному.
Цель занятия:
Знать виды и особенности внутриличностных конфликтов, стадии стресса.
Иметь представление о психосоматических заболеваниях.
Вопросы для обсуждения:
1. Внутриличностный конфликт: определение, виды, характеристика.
2. Стресс, стадии стресса и его значение для здоровья человека.
3. Понятие о психосоматических заболеваниях.
4. Понятие внутренней картине болезни (ВКБ).
Литература основная:
1. Материалы лекции.
2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.345-376.
3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл.8, 9,12.
Литература дополнительная:
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд. – Л., 1988.
2. Психология в медицине. Методические рекомендации. – Ярославль, 1997. Вып.1-6.
3. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. Гл., 23 (§ 23.1).
4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Гл.30.
5. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.7.
ТЕМА № 16: «ЗАЩИТНОЕ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ