ТЕМА № 12: «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

 

Умения врача-стоматолога эффективно общаться являются залогом его профессиональной успешности. Знание особенностей коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения позволят создать доброжелательную атмосферу в общении, что, в частности, будет способствовать настрою партнера на взаимодействие.

Цель занятия:

Знать функции и виды общения, значение невербального общения; понятие социальной перцепции, виды ошибок социального восприятия.

Уметь применять различные техники слушания, приёмы присоединения к партнеру, уметь использовать невербальное общение для успешного установления контакта с партнером.

Иметь представление о структуре процесса общения и об общих закономерностях его построения.

Вопросы для обсуждения:

1. Межличностное общение: определение, функции, виды.

2. Коммуникативная сторона общения.

3. Перцептивная сторона общения. Феномены (ошибки) социального восприятия.

4. Интерактивная сторона общения. Виды психологического воздействия.

Литература основная:

1. Материалы лекции.

2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.126-158.

3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл.10. Гл.14.

Литература дополнительная:

1. Психология в медицине. Методические рекомендации. – Ярославль, 1997. Вып.12, 13, 14.

2. Психология. Учебник./ Под ред.А.А.Крылова. – М., 2004. Гл.18. (§ 18.5), гл.21.

3. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по жестам. – М., 2005.

4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Гл.27, 33.

5. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.10. §§10.1-10.5

 

ТЕМА № 13: «ОБЩЕНИЕ С БОЛЬНЫМ»

 

Авиценна говорил, что у врача есть три лекарства: слово, растение и нож. Слово он поставил на первое место. Убедительное, доброжелательное слово врача способно благотворно влиять на процесс выздоровления пациента.

Цель занятия:

Знать приёмы присоединения к больному, стадии установления контакта с пациентом

Уметь слушать пациента, задавать вопросы, применять приёмы присоединения к больному для успешного установления контакта с ним.

Вопросы для обсуждения:

1. Контакт. Стадии установления контакта, их характеристика.

2. Разговор врача: умение слушать, задавать вопросы.

3. Приёмы присоединения к пациенту.

4. Трансактный анализ Э. Бёрна.

Литература основная:

1. Материалы лекции.

2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.153-156.

3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл.10. Гл.14.

Литература дополнительная:

1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Минск, 2005.

2. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. – М., 1991.

3. Психология в медицине. Методические рекомендации. – Ярославль, 1997. Вып.14, 15.

4. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.10.

5. Урванцев Л.П. Психология в работе врача. – Ярославль, 1993. Гл. 1.2.

 

ТЕМА № 14: «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ»

 

Межличностные конфликты являются одним из источников дезорганизации работы коллектива. Своевременное и правильное их решение позволяет предотвратить развитие конфликтных ситуаций и стабилизации работы.

Цель занятия:

Знать потенциальные причины возникновения и основные стратегии поведения в межличностном конфликте.

Уметь анализировать стратегию поведения в конфликте партнёров по общению.

Вопросы для обсуждения:

1. Межличностные конфликты: определение, виды.

2. Разрешение межличностных конфликтов: основные стратегии поведения.

3. Конфликты в стоматологической практике.

 

Литература основная:

1. Материалы лекции.

2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.169-208.

3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл.8 (§ 8.2)

Литература дополнительная:

1. Конфликты и способы их разрешения. Учебно-методическое пособие. – Ярославль. – 1996.

2. Психология. Учебник./ Под ред.А.А.Крылова. – М., 2004. Гл.24.

3. Психология в медицине. Методические указания. – Ярославль, 1997. Вып.17.

4. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.10, §10.3

 

ТЕМА № 15 «ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ.

СТРЕСС.  ВНУТРЕНЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ»

 

На различных этапах жизненного пути человек сталкивается с внутренними проблемами и переживаниями. Разрешение этих проблем может принимать как сознательный, так и бессознательный характер. Умение грамотно разрешить возникшее противоречие способствует сохранению собственного физического и психического здоровья. Здоровье врача – это необходимое условие оказания помощи больному.

 

Цель занятия:

Знать виды и особенности внутриличностных конфликтов, стадии стресса.

Иметь представление о психосоматических заболеваниях.

Вопросы для обсуждения:

1. Внутриличностный конфликт: определение, виды, характеристика.

2. Стресс, стадии стресса и его значение для здоровья человека.

3. Понятие о психосоматических заболеваниях.

4. Понятие внутренней картине болезни (ВКБ).

 

Литература основная:

1. Материалы лекции.

2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.345-376.

3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл.8, 9,12.

Литература дополнительная:

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд. – Л., 1988.

2. Психология в медицине. Методические рекомендации. – Ярославль, 1997. Вып.1-6.

3. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. Гл., 23 (§ 23.1).

4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Гл.30.

5. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.7.

 

ТЕМА № 16: «ЗАЩИТНОЕ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: