Кор.3:8. Но каждый получит свою награду по своему труду

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

                                                                                            Глава 3

Кор.3:1. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими.

1Кор.3:1–3. Как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские.

1Кор.3:3. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?

Кор.3:4. Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?

Кор.3:5. Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали.

Кор.3:5. И притом поскольку каждому дал Господь.

Кор.3:6. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог.

1Кор.3:7. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.

Кор.3:8. Насаждающий же и поливающий суть одно.

Кор.3:8. Но каждый получит свою награду по своему труду.

Кор.3:9. Ибо мы соработники у Бога.

1Кор.3:9. А вы Божия нива, Божие строение.

Кор.3:10. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание.

1Кор.3:10. А другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.

Кор.3:11. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

Кор.3:12–13. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится.

Кор.3:13. Ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

Кор.3:14–15. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон.

Кор.3:15. Впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

Кор.3:.16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

Кор.3:17. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог.

1Кор.3:17. Ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

Кор.3:18. Никто не обольщай самого себя.

Кор.3:18. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

Кор.3:19. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом.

Кор.3:19. Как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

Кор.3:20. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

Кор.3:21–22. Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа.

Кор.3:22. Или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее.

Кор.3:22–23. Все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Кор.3:1. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими.

Выше низлагал надмение коринфян внешней мудростью; но, чтобы они не сказали: мы превозносимся не этой, а духовной мудростью, теперь показывает, что и в нашей мудрости они не достигли совершенства, а остаются еще несовершенными, и говорит, что они еще ничего не слышали о предметах, более совершенных. Хорошо сказал: "не мог", дабы не подумали, что он не говорил им о более совершенном по зависти. Я потому не мог говорить с вами, как совершенными, что вы все еще занимаетесь плотским. Но как же они, будучи плотскими, совершали знамения? Действительно, они были таковы, как и в начале сказано. Но можно и знамения творить и в то же время быть плотским, подобно тем людям, которые изгоняли бесов именем Христовым. Ибо знамения бывают для пользы других и потому часто совершаются и чрез недостойных.

1Кор.3:1–3. Как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские.

В тайнах Христовых, говорит, вы еще младенцы, поэтому я поил вас молоком, то есть простейшим учением, а не предлагал вам твердой пищи, то есть учения более совершенного. Почему? потому что вы были еще не в силах (принимать его). А чтобы низложить их гордость, прибавляет: «да и теперь не в силах», ибо еще помышляете о плотском. Видишь ли: они не в силах принимать такое учение потому, что не хотят быть духовными, а остаются плотскими.

1Кор.3:3. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?

Все, что сказано было выше, говорил к начальникам, гордившимся своею мудростью и благородством, а теперь обращается к подчиненным и говорит: я справедливо называю вас плотскими, потому что между вами есть зависть, споры и разногласия. Он мог обвинять их и в блудодеянии и многих других пороках; но так как между ними особенно усилились разногласия и споры, то о них и упоминает. Важно отметить что везде соединяет зависть со спорами. Это потому, что от зависти происходят споры, а от споров разногласия. Но если все эти беспорядки есть у вас, то «не по человеческому ли обычаю поступаете?» то есть не о плотском ли, не о человеческом ли и земном помышляете?

Кор.3:4. Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?

Именами Павла и Аполлоса означает знаменитых между коринфянами мужей и учителей.

Кор.3:5. Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали.

Поставив свое и Аполлосово имя, верно достигает своей цели. Рассуждает таким образом: если мы ничто, то что сказать о ваших учителях? Мы, говорит, «служители», а не самый корень и источник благ, этот источник – Христос. Поэтому нам не должно превозноситься, так как мы доставили вам блага, принятые от Бога; ибо все принадлежит Ему, подателю благ. Не сказал: мы благовестники, но: «служители» – это потому, что благовествование обнимает только учение, а служение заключает и дела.

Кор.3:5. И притом поскольку каждому дал Господь.

Да и это, говорит, малое служение мы не от себя имеем, но получили от Господа, каждый в свою меру.

Кор.3:6. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог.

Я, говорит, первый посеял проповедь; Аполлос же постоянным своим учением не дал семени засохнуть от зноя искушений лукавого, но возрастил вас Бог.

1Кор.3:7. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.

Смотри, как, уничижая себя и Аполлоса, делает сносным уничижение мудрых и богатых начальников коринфских, научая, что к Нему относит все даруемые нам блага.

Кор.3:8. Насаждающий же и поливающий суть одно.

Они ничего не могут сделать без помощи Божией, в этом отношении они – одно; как же вы превозноситесь друг пред другом, когда вы одно?

Кор.3:8. Но каждый получит свою награду по своему труду.

Легко могло случиться, что те, которые более прочих трудились в делах веры, сделались бы беспечными, услышав, что все одно; поэтому тотчас объясняет свое выражение и говорит, что все одно только в отношении к их бессилию сделать что-либо без помощи возращающего Бога. Что же касается воздаяния, то каждый получит награду по своему труду. Не сказал: по своему делу, но: «по своему труду», ибо что нужды, если кто и не совершил дела? По крайней мере, он трудился.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: