Государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ
КАФЕДРА МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ
УТВЕРЖДАЮ
Зав.кафедрой МПиЭМ
д.м.н.__________С.А.Разгулин
«1» февраля 2012 г.
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ
для самостоятельной подготовки по дисциплинам
«Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности»
для студентов стоматологического факультета
(I – Безопасность жизнедеятельности – 2 семестр;
II – Медицина катастроф – 9 семестр)
Обсуждена на заседании
|
|
кафедры МП и ЭМ
от «30» января 2012 г.
протокол № 7
Г.Нижний Новгород
2012 г.
Цели и задачи дисциплины:
Цель освоения дисциплины «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности» является формирование культуры безопасности, готовности и способности выпускника по специальности Стоматология к работе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Основными задачами дисциплины являются:
Приобретение:
1. Понимания проблем и рисков, связанных жизнедеятельностью человека.
2.Понимания рисков, связанных с применением современных средств вооруженной борьбы.
3.Теоретических знаний о сущности и развитии чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий и структурных составляющих Российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
4.Знаний системы медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и способности организовать оказание первой помощи, доврачебной и первой врачебной помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
5. Знаний, умений и навыков обеспечения безопасности медицинских работников и пациентов.
Формирование:
1.Культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации безопасностей и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности.
|
|
2.Готовности к участию в проведении мероприятий защиты населения и медицинского персонала в мирное и военное время.
3.Способности и готовности к организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера.
4.Способностей для аргументированного обоснования принимаемых решений с точки зрения безопасности.
5.Мотивации и способности для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности.
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности» по специальности относится к профессиональному циклу «Стоматология» высшего профессионального образования.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных, социальный и экономических дисциплин: философия, биоэтика, правоведение, история медицины, история Отечества, экономика, иностранный язык, латинский язык, психология, педагогика);
- в цикле математических, естественно-научных, дисциплин: физика; математика; медицинская информатика; химия; биологическая химия; биология; анатомия человека - анатомия головы и шеи; гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта; нормальная физиология – физиология челюстно-лицевой области; фармакология; микробиология, вирусология – микробиология полости рта; иммунология – клиническая иммунология; патологическая физиология – патофизиология головы и шеи; патологическая анатомия – патологическая анатомия головы и шеи;
- в цикле профессиональных дисциплин: эпидемиология, гигиена общественное здоровье и здравоохранение, внутренние болезни, клиническая фармакология, общая хирургия, хирургические болезни; медицинская реабилитация, инфекционные болезни, фтизиатрия; челюстно-лицевая хирургия - челюстно-лицевая и гнатическая хирургия.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные (ОК)
способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знание историко-медицинской терминологии;
способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции.
Профессиональные (ПК)
способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
в профилактической деятельности
способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;
способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях;
|
|
в организационно-управленческой деятельности
способность и готовность управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций;
в научно-исследовательской деятельности:
способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
В результате изучения дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ:
1.Особенности организации оказания медицинской помощи, проведения реанимационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях, при катастрофах в мирное и военное время.
2. Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека.
3.Риски, связанные с применением современных средств вооруженной борьбы.
4. Основы безопасности общества и личности.
5.Основные понятия, определение и классификацию чрезвычайных ситуаций.
6.Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного характера: землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия.
7.Медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций.
8.Задачи и основы организации Российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
9.Основы организации, мероприятия и методы защиты населения от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения.
10.Особенности развития нервно-психических расстройств у пострадавших, медицинского персонала и спасателей в чрезвычайных ситуациях.
11.Основы безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях.
12.Определение и виды медицинской помощи, организация медицинской сортировки на этапах медицинской эвакуации;
13.Особенности организации медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях;
|
|
14.особенности организации лечебно-эвакуационных мероприятий в случае применения современных видов оружия;
15.Основы медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций химической и радиационной природы;
16.Организацию медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера;
17.Основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
18.Содержание мероприятий по медицинскому снабжению медицинских формирований и учреждений в различных режимах функционирования службы медицины катастроф;
19.Задачи и организационную структуру Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК);
20.Основные положения нормативных правовых документов по организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера;
21.Порядок взаимодействия медицинских формирований и учреждений при ликвидации последствий в очагах поражения;
УМЕТЬ:
1. Оказывать при неотложных состояниях первую помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях.
2.Идентифицировать основные опасности окружающей среды, оценивать риск их реализации.
3.Оценивать медицинскую обстановку при чрезвычайных ситуациях.
4.Выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов.
5.Применять методы защиты от опасностей в процессе деятельности врача-стоматолога.
6.Применять способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности пациентов и медицинского персонала.
7.Соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при осуществлении деятельности врача-стоматолога.
8.Обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности подчиненными работниками.
9.Осуществлять мероприятия по защите пациентов, медицинского персонала и медицинского имущества в чрезвычайных ситуациях.
10.Определять объем и вид медицинской помощи в зависимости от медицинской обстановк;
11.Оказывать первую, доврачебную и первую врачебную помощь при неотложных состояниях пораженному населению в чрезвычайных ситуациях различного характера;
12.Решать практические задачи по расчету выделения необходимых сил и средств службы медицины катастроф для оказания экстренной медицинской помощи пораженных в чрезвычайных ситуациях;
13.определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и формирований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение.
ВЛАДЕТЬ:
1.Понятиями и терминами в области безопасности жизнедеятельности человека и медицины катастроф.
2.Приемами медицинской сортировки в чрезвычайных ситуациях.
3.Способами оказания первой, доврачебной и первой врачебной помощи при неотложных состояниях пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
4.Приемами и способами эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
5.Приемами и способами использования индивидуальных средств защиты.
6.Способами применения антидотных и радиозащитных средств в объеме первой врачебной помощи.
7.Алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского персонала и пациентов.