Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим

Пожилой римлянин. Фаюмский портрет. I в. н. э.

Государственный музей изобразительных искусств, Москва.

Юноша в золотом венке. Фаюмский портрет. II в. н. э.

Государственный музей изобразительных искусств, Москва.

Однако приверженцы нового учения о воплощении Христа не могли от­казаться от изображения человеческой фигуры. Необходимо было найти та­кой способ изображения, который стал бы окончательной победой духа над плотью. И тогда христианство обратилось к надгробному портрету, кото­рый существовал в то время и в скульптурной, и в живописной форме. Мно­го таких живописных портретов было обнаружено в египетском оазисе Эль-Фаюм, за что они и получили название фаюмских. Они изображают умерших и потому представляют свои модели как бы находящимися по ту сторону земной жизни. Их лица лишены выражения, взгляд огромных глаз, устремлённый мимо зрителя, видит что-то недоступное живым. Плоскость и схематизм форм подчёркивают отрешённость персонажей, которые словно уже истлевают под внешней оболочкой. Эти принципы вполне мог­ли быть использованы и развиты в христианском искусстве.

Конечно, искусство не могло расцвести в период гонений, которые ста­ли особенно жестокими при римском императоре Диоклетиане. В начале IV в. появился эдикт (императорский указ), запрещавший исповедание хри­стианства под угрозой пыток и смерти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: