Цель: помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать ее, подговаривать слова (пирожок, булочку, укушу, снесу); развивать у детей воображение; формировать способность к обобщению; учить понимать юмор.
Ход занятия
Воспитатель показывает (лучше на фланелеграфе) иллюстрацию Ю. Васнецова, выполненную к потешке (или игрушечного кота с булочкой в лапах). Показывая иллюстрацию или игрушку, медленно читает потешку (дважды).
«Котик решил,— говорит далее педагог,— купить булочку нашей Настеньке. И «пошел котик на торжок, купил...»,— читает потешку, заменяя имя:
... Либо Настеньке снесть?
Я и сам укушу
Да и Настеньке снесу.
На, Настенька, ешь булочку».
Дети охотно принимают воображаемую ситуацию: ребенок берет булочку и ест ее.
«А теперь котик пойдет покупать булочку Илюше,- продолжает воспитатель.— Помогайте мне. «Пошел котик...» (читает потешку, дети подговаривают слова). Далее котик «приносит булочку» еще двум-трем детям.
|
|
Занятие продолжается. Воспитатель, используя фланелеграф, показывает детям веселого котенка: «Смотрите, какой забавный котенок! Он очень любит шутить».
«Сейчас я,— говорит котенок,— забодаю Олю. И Сережу тоже забодаю». Детям показывают новую картинку, на которой нарисован котенок с рожками. Малыши смеются. Воспитатель спрашивает, что их рассмешило. Подтверждает: «И впрямь забавный котенок. Решил, что он козлик».
«Сейчас я вас опять рассмешу,— говорит котенок,— потому что буду грызть сладкую морковку...» (на фланелеграф прикрепляется соответствующая картинка). Дети смеются и объясняют, что котята не грызут морковь.
«А еще,— говорит котенок,— я сейчас полечу, как птичка...» (На фланелеграфе картинка, на которой изображен котенок с крылышками.)
В заключение котенок интересуется: «Правда, дети, я вас рассмешил? И очень надеюсь, что вы не забудете угостить меня...» («Молоком, колбаской».)
Дети «кормят» котенка, вспоминают, как он их смешил.
Занятие
Рассматривание куклы.
Чтение потешки «Наша Маша маленька...»
Цель: помочь детям понять содержание потешки, запомнить слова аленькая — аленька, опушка, чернобровая — черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно и помогать воспитателю читать ее.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям куклу в зимнем.пальто алого цвета, отделанном мехом. В этих целях удобнее использовать куклу из картона, которая продается с комплектом одежды из плотной бумаги. Шубку с «бобровой отделкой» воспитатель может изготовить сам.
|
|
Дети повторяют (хором и по одному) слова «шубка аленька», показывают и называют «опушку бобровую». Подтверждают, что Маша чернобровая.
Воспитатель дважды читает потешку. Маша снимает свою алую шубку (под ней непременно должно быть платье или костюм!) и дает ее «поносить» кому-нибудь из девочек. Теперь, повторяя потешку, воспитатель называет имя девочки, у которой «алая шубка». Затем шубку передают следующей девочке. Этот прием приносит малышам радость, усиливает желание слушать потешку многократно.
Занятие
Чтение стихов про елку.
О. Высотская
ЕЛОЧКА
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.
АЛЕКСАНДРОВА
ЕЛОЧКА
Маленькой елочке
Холодно зимой.
Из лесу елочку
Взяли мы домой.
Сколько на елочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!
Сколько под елочкой
Маленьких ребят!
Топают, хлопают,
Весело кричат:
«Елочка, елочка,
Яркие огни,
Синими бусами,
Ёлочка, звени!
Встанем под елочкой
В дружный хоровод.
Весело, весело
Встретим Новый год!
Занятие
Повторение сказок «Репка» и «Курочка ряба»
Цель: напомнить детям содержание знакомых сказок, побуждать их к подговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи; ввести в активный словарь слова, встречающиеся в сказках.
Ход занятия
Перед детьми на фланелеграфе репка, фигурки деда и бабки. «Тянули-тянули дед и бабка репку,— показывает и медленно рассказывает воспитатель,— но вытянуть не смогли. Позвали они?.. («Внучку».) Где же она? Надо ее позвать всем вместе».— «Внучка! Внучка! Иди репку тянуть!» — зовут дети. «Не идет?! — удивляется педагог.— Пусть Оля позовет... Как хорошо позвала Оля. Позови еще раз...»
Появляется внучка. Воспитатель продолжает сказку, сопровождая свою речь показом игрушек, дети помогают ему, подговаривая слова: «Дедка за репку, бабка за?.. («Дедку».) Внучка за... (показ)? («Бабку».) Тянут-потянут, вытянуть?.. («Не могут».) А вот и Жучка прибежала репку тянуть, и кошка прибежала (расставляет фигурки). Теперь все пришли? Говорите, нет мышки? Надо мышку позвать: «Мышка, иди репку тянуть!» (Хоровое и 4—5 индивидуальных выступлений.)
Воспитатель ставит фигурку мышки и рассказывает: «Дедка за репку, бабка за... (показ)? («Дедку».) Внучка за... (показ)? («Бабку».) Жучка за?.. («Внучку».) Кошка за?.. («Жучку».) Мышка за?.. («Кошку».) Тянут-потянут, тянут-потянут, вытянули репку!»
Воспитатель убирает фигурки. Далее он прикрепляет к фла-нелеграфу изображение плачущих деда и бабки. Рассказывает: «Это дед и баба, у которых живет курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко?.. («Упало и разбилось».) Дед плачет, баба плачет. Не плачь, дед, не плачь, баба! Курочка снесет вам яичко другое, не золотое — простое».
Дети, все вместе и по одному, повторяют заключительную фразу (полностью или частично). Появляется курочка и подтверждает, что она снесет яичко другое.
Затем воспитатель вносит какую-либо игрушку, например медвежонка. Объясняет, что медвежонок не знает сказок. Ему их никто не рассказывает. Поэтому Мишка очень просит детей рассказать ему и про репку и про курочку Рябу.
Воспитатель вызывает ребенка, тот берет иллюстрацию (лежат изображениями вниз) и рассказывает по ней соответствующий отрывок из сказки.
Я Н В А Р Ь
Занятие
Чтение стихотворения Н.Саконской
«Где мой пальчик»
|
|
Н. Саконская
ГДЕ МОЙ ПАЛЬЧИК
Маша варежку надела.
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь — и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
Занятие