Scan by Ne Quid Nimis
- 17 -
СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУД0ЖЕСТВЕННС«ОбР/В|4»^^*Я1ЯЯ№Ш<1№.«»а*|1ЙШШ1ИА
ЦВЕТ
I
Проблема колористической гармонии к наиболее сложным проблемам эстде$? ношении человека к цвету формируется iif
На примерах различных культур мы видим, чте ции в период ее развития и становления, фор/*" собственной государственности x;ip;ikiejjn и яркие цвета. Эта тенденция прослеживает га 4%&ц писи, моде, цветовом решении интерь'ероГ туре, прикладном искусстве. Когда же сходит с исторической apei обладать приглушенные и
V7i '"'
l V * *„.; вм
Л\'ЪЗ
нюансные сочетания. Так реагирует на окру тивно воспринимая его в произведениях искусст
Средства выражения художественного образа
Чтобы понять значение цвета как средства выражения художественного образа, необходимо разобраться в его природе. Сам по себе феномен цвета непрост: в нем содержатся и объективное начало — свет, и субъективное — зрение. Только свет рождает цветовое богатство окружающего нас мира. Проблема цвета, цветовой гармонии, воздействия цвета на человека, его восприятия всегда привлекала людей. На всем протяжении развития науки о цвете мы встречаем имена художников, философов, ученых, которые посвятили свою деятельность этой проблеме: Лукреций, Альберти, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, Гельмгольц, Ломоносов, Освальд, Рабкин, Менсел, Юстов, Кюпперс и другие.
Существуют более или менее общие оценки воздействия цвета на человека, не зависящие от факторов, которые естественно влияют на восприятие. Это факторы времени, возраста, пола, национальности и т. д. Они могут усилить или ослабить воздействие, но не способны снять его полностью.
Физиологическое воздействие цвета на человека
• Красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий. Активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
• Оранжевый — тонизирующий. Действует так же, как и красный, но слабее.
• Желтый — физиологически оптимальный, наименее утомляющий. Стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый — физиологически оптимальный, самый привычный для органа зрения, уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии, мигрени, на продолжительное время повышает двигательно-мускуль-ную работоспособность.
• Голубой — успокаивающий. Снижает мускульное напряжение и кровяное давление, стабилизирует пульс и замедляет ритм дыхания.
• Синий — успокаивающее действие переходит в угнетающее. Способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.
• Фиолетовый — соединяет эффект красного и синего цветов. Производит угнетающее действие на нервную систему.
Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус и обоняние. Вот почему мы начинаем слышать цвет, чувствовать его вкус. Так, музыку Моцарта называют «розовой», а синие оттенки, к примеру, вызывают щелочной привкус. Цветовые ощущения могут навевать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Все это называют цветовыми ассоциациями, которые можно подразделить на физические и эмоциональные.
Физические ассоциаций:
весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие);
температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие);
фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие);
акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные);
пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные).
Scan by Ne Quid Nimis
- 19 -