Религия Древней Греции

 

В эпоху бронзы юг Балканского полуострова завоевали пришедшие с севера протогреческие племена, которые покорили и ассимилировали коренное население. Около 1200 года до н.э. эту страну потрясло дорийское вторжение. В 8-6 веках до н.э. стали складываться полисы (города-государства), и родовую знать начала теснить полисная демократия. Родилась древняя Греция.

Протогреки, охотники и скотоводы, принесли с собою тотемизм; их главными тотемами были волк и медведь. Богиня Артемида изначально мыслилась как медведица, именно отсюда произошло название двух северных созвездий - Большая и Малая Медведица. В древней Греции произошла антропоморфизация тотемов: все боги стали изображаться как сильные, цветущие мужчины и женщины (миксантпропизм проявляется лишь во второстепенных мифических образах - кентаврах, фавнах, сатирах). Религия древних греков впитала в себя крито-микенское наследие, а также малоазиатские и египетские влияния. Сложилось представление о патриархальной семье богов, живущих на горе Олимп; возглавляет ее бог-громовник Зевс, отец богов и людей. Все олимпийские боги состоят в родстве, проводят жизнь в пирах и любовных наслаждениях, не ведают труда (исключение составляет лишь бог кузнечного ремесла Гефест, единственный труженик в олимпийской семье). Высоким почитанием пользовались жена Зевса - Г ера, богиня мудрости Афина и богиня любви Афродита. В олимпийских богах очень много 10 человеческого и очень силен аристократизм. Олимпийская религия древних греков - самая эстетизированная из религий.

В создании ее огромную роль сыграла поэзия (особенно Гомер и Гесиод) и монументальная скульптура из мрамора, слоновой кости, золота и бронзы. По сей день мир остается под обаянием древнегреческого искусства, которое сложилось прежде всего как религиозное, культовое искусство. Именно греки ввели в мировую культуру понятие гармонии.

Сравнительно поздно возник конфликт между олимпийской религией и новым, занесенным с востока культом Диониса, бога вина. Поскольку виноградарство стало важнейшей частью сельского хозяйства греков, простой народ полюбил веселого и доброго Диониса, который даровал людям виноградную лозу. Дионис не похож на олимпийских богов, ведь они бессмертны и вечно молоды, не стареют, а Дионис - это умирающий и воскресающий бог. Идея «страдающего бога», его смерть и воскресение - это восточное влияние в греческой религии. Чтобы погасить религиозный конфликт, Диониса объявили сыном Зевса и как бы включили в олимпийскую семью. Однако в древнегреческой религии возникло внутреннее напряжение между двумя несводимыми мифологиями - гармонизирующей («аполлоновской») и стихийно-оргиастической («дионисийской»). Это напряжение и его великие культурологические последствия первым описал Фридрих Ницше в книге «Рождение трагедии из духа музыки» (1872).

Дионисиийство с его бурными празднествами породило священные игровые действа, которые рецитировали житие бога; из этих обрядов-представлений родился театр. Религиозные мистерии наблюдались в различных культурах, но именно у древних греков они стали новым видом искусства, содержание представлений вышло далеко за пределы культа и охватило всю историческую жизнь греков, их социальное устройство и семейный быт. Наряду с великими трагиками (Эсхил, Софокл, Еврипид) расцвела аттическая комедия (Аристофан). Всенародный характер греческого театра в эпоху полисной демократии.

Греческая архитектура (Парфенон). Монументальная скульптура Греции в классический период (Фидий, статуи Зевса и Афины). Живопись на вазах. Постепенное развитие музыки и лирической поэзии.

Примитивность односторонних (идеализирующих) представлений об античной культуре. Три эры в ее истории: 11 1) архаическая, 2) классическая, 3) эллинистическая. Ошибочность сведения этой истории к одной лишь классике.

Социально-политический кризис IV века до н.э. Упадок полисной демократии, кризис греческой религии. Попытка Сократа перестроить религию на началах морали (рационалистическая критика мифологического базиса религии). Вопрос о предварении христианства моралью Сократа.

Завоевания Александра Македонского как попытка мирового геополитического синтеза («свадьба Запада и Востока»). Синкретизм новых религиозных верований. «Объединяющие» боги (напр., Серапис в эллинистическом Египте). Взаимовлияние культур. Эллинизм - пышный и долгий закат античности.

Римская переработка античной культуры. Римский техницизм, культ права. Крах республики. Рождение Римской империи. Религиозная всеядность римлян. Официальный культ императора.

Античность как базис европейской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: