В эпоху бронзы юг Балканского полуострова завоевали пришедшие с севера протогреческие племена, которые покорили и ассимилировали коренное население. Около 1200 года до н.э. эту страну потрясло дорийское вторжение. В 8-6 веках до н.э. стали складываться полисы (города-государства), и родовую знать начала теснить полисная демократия. Родилась древняя Греция.
Протогреки, охотники и скотоводы, принесли с собою тотемизм; их главными тотемами были волк и медведь. Богиня Артемида изначально мыслилась как медведица, именно отсюда произошло название двух северных созвездий - Большая и Малая Медведица. В древней Греции произошла антропоморфизация тотемов: все боги стали изображаться как сильные, цветущие мужчины и женщины (миксантпропизм проявляется лишь во второстепенных мифических образах - кентаврах, фавнах, сатирах). Религия древних греков впитала в себя крито-микенское наследие, а также малоазиатские и египетские влияния. Сложилось представление о патриархальной семье богов, живущих на горе Олимп; возглавляет ее бог-громовник Зевс, отец богов и людей. Все олимпийские боги состоят в родстве, проводят жизнь в пирах и любовных наслаждениях, не ведают труда (исключение составляет лишь бог кузнечного ремесла Гефест, единственный труженик в олимпийской семье). Высоким почитанием пользовались жена Зевса - Г ера, богиня мудрости Афина и богиня любви Афродита. В олимпийских богах очень много 10 человеческого и очень силен аристократизм. Олимпийская религия древних греков - самая эстетизированная из религий.
|
|
В создании ее огромную роль сыграла поэзия (особенно Гомер и Гесиод) и монументальная скульптура из мрамора, слоновой кости, золота и бронзы. По сей день мир остается под обаянием древнегреческого искусства, которое сложилось прежде всего как религиозное, культовое искусство. Именно греки ввели в мировую культуру понятие гармонии.
Сравнительно поздно возник конфликт между олимпийской религией и новым, занесенным с востока культом Диониса, бога вина. Поскольку виноградарство стало важнейшей частью сельского хозяйства греков, простой народ полюбил веселого и доброго Диониса, который даровал людям виноградную лозу. Дионис не похож на олимпийских богов, ведь они бессмертны и вечно молоды, не стареют, а Дионис - это умирающий и воскресающий бог. Идея «страдающего бога», его смерть и воскресение - это восточное влияние в греческой религии. Чтобы погасить религиозный конфликт, Диониса объявили сыном Зевса и как бы включили в олимпийскую семью. Однако в древнегреческой религии возникло внутреннее напряжение между двумя несводимыми мифологиями - гармонизирующей («аполлоновской») и стихийно-оргиастической («дионисийской»). Это напряжение и его великие культурологические последствия первым описал Фридрих Ницше в книге «Рождение трагедии из духа музыки» (1872).
|
|
Дионисиийство с его бурными празднествами породило священные игровые действа, которые рецитировали житие бога; из этих обрядов-представлений родился театр. Религиозные мистерии наблюдались в различных культурах, но именно у древних греков они стали новым видом искусства, содержание представлений вышло далеко за пределы культа и охватило всю историческую жизнь греков, их социальное устройство и семейный быт. Наряду с великими трагиками (Эсхил, Софокл, Еврипид) расцвела аттическая комедия (Аристофан). Всенародный характер греческого театра в эпоху полисной демократии.
Греческая архитектура (Парфенон). Монументальная скульптура Греции в классический период (Фидий, статуи Зевса и Афины). Живопись на вазах. Постепенное развитие музыки и лирической поэзии.
Примитивность односторонних (идеализирующих) представлений об античной культуре. Три эры в ее истории: 11 1) архаическая, 2) классическая, 3) эллинистическая. Ошибочность сведения этой истории к одной лишь классике.
Социально-политический кризис IV века до н.э. Упадок полисной демократии, кризис греческой религии. Попытка Сократа перестроить религию на началах морали (рационалистическая критика мифологического базиса религии). Вопрос о предварении христианства моралью Сократа.
Завоевания Александра Македонского как попытка мирового геополитического синтеза («свадьба Запада и Востока»). Синкретизм новых религиозных верований. «Объединяющие» боги (напр., Серапис в эллинистическом Египте). Взаимовлияние культур. Эллинизм - пышный и долгий закат античности.
Римская переработка античной культуры. Римский техницизм, культ права. Крах республики. Рождение Римской империи. Религиозная всеядность римлян. Официальный культ императора.
Античность как базис европейской культуры.