Ветхий завет. Пророки. Большие и малые пророки. Пророк Исайя

Книги пророков составляют в Ветхом Завете около четверти всего текста, но по содержанию им принадлежит центральное место в ветхозаветной Библии.

Прежде всего пророки в библейском плане говорили о присутствии Бога в истории человека.

Пророки – люди крайности, обличали власть. К ним относились не благосклонно. Начальство желает слышать от них, то что они хотят. Пророков, проповедовавших устно, было очень много. Из них особенно известны и замечательны два великих пророка — Илия и Елисей.

Пророков, оставивших свои Писания, шестнадцать. Они разделяются на больших и малых. К числу больших пророков относятся: 4-Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, а к числу малых относятся: 12- Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.

Существует точка зрения, что книга-плод усилий нескольких авторов. Ее делят на несколько книг (3)

1) "первый Исайи" (Первоисаии).

Этот раздел книги приписывается самому Исайи, жившему в Иерусалиме в 8 в. до Р.Х. (д.н.э.) - предрекает гибель Израиля от внутреннего разложения. Причины гибели: Империя, и воровство правящего класса у нижнего. Главная тема книги - справедливость + тема мира.

 2) о "втором Исайи" (Второисаии).
Эта часть приписывается другому пророку, жившему в период пленения и после него. Время Вавилонского плена. Тема миссии – спасителя; борьба с несправеливостью. Тема девы – молодая женщина родит сына, кот.будет предвестником. Миссия возьмет на себя все страдания и грехи человечества. Тема утешения – народ в тяжелом положении, надо утешить (дать надежду).  

3) о "третьем Исайи" (Третьеисаии) – через век после 2книги. Этот раздел приписывается еще одному пророку, жившему в Иудее уже после пленения. Повествуется время после возвращения вавилонского племени = вывод «начальники ничему не научились» с.Фатеев


Ветхий завет. Пророки. Иеремия, Иеззекиль, Даниил.

Пророк Иеремия.

Иеремия жил во второй половине VII века до н.э. Он проповедовал в эпоху, когда совершилось падение Иудейского царства. Сын священника. К пророческому служению был призван Господом в ранней молодости.

Иеремию называют плачущим пророком. Он обличал нечестие своих современников и предсказывал им грядущее на них бедствие. В 586 году Навуходоносор разрушил Иерусалим и храм, а иудейский народ увел в плен (как и было пророчено). Пророку Иеремии Навуходоносор разрешил остаться на родине. Свою скорбь он изложил в священной книге, которая была названа "Плач Иеремии".

Главное в его книге: возвещение о Суде. Затем — осуждение религиозно-нравственных заблуждений. После падения Иерусалима, возвещение суда переходит в весть об утешении, которая заключается в том, что Иудея вернется из плена и снова восстановит Иерусалимский Храм

Пророк Иеззекиль.

Иезекииль был пророком и священником. Господь призвал Иезекииля к пророческому служению и дал ему съесть свиток, на котором было написано: "плач, и стон, и горе". С этого времени из уст избранника Божия раздавались пророческие слова, предсказывающие о надвигающемся горе и страданиях избранного народа. Такая участь постигнет избранный народ за то, что он забыл своего Бога и поклоняется чужим богам. Иезекииль предсказывал евреям о разрушении Иерусалима. Но пророк не только обличает евреев, он утешает и ободряет пленных своих братьев. Он убеждает их в том, что еврейский народ, несмотря на тяжкое наказание Божие, все-таки останется избранником Божиим. Своими страданиями он должен очиститься от грехов, а затем выполнить миссию, - распространении среди языческого мира веры в Истинного Бога. Иеззекиль считается отцом иудаизма, т.к. для него главное – сохранить народ в чистоте. От него идет призыв сделать духовную жизнь центром существа каждого человека. Одним из основных аспектов проповеди Иезекииля был призыв к покаянию. Пророк всегда настаивал на личной ответственности каждого человека.

Пророк Даниил.

Даниил происходил из царского рода и еще мальчиком был отведен в вавилонский плен.

Книга Даниила — Книга историческая. В ней есть те свойства, которые освящают грядущее руководство Божие в мировой истории. Даниилу дано было предвидеть возникновение и распад мировых держав, которые будут уничтожены конечной победой вечного Царствия Божия. Перед очами Даниила развертывается будущее, и он указывает на конечную победу Того, Кто нисходит в облаке. Это уже апокалиптические пророчества про наши времена, так называемый Апокалипсис Даниила.

То, что отличает Даниила от пророков, это, прежде всего, прославление Бога в истории, Его Царство над властью человека и непреодолимое проведение его плана спасения. Вся Книга Даниила делится на две части. Первая часть — историческая часть и вторая — пророческая часть.

Заключительные главы пророка Даниила как бы подводят итог эпохи всех пророков. Они учили о действующем в истории Боге, о святости Бога, о правде, любви, милосердии, о вечном Царстве грядущего Мессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: