Организация досуга молодежи

 

Что происходит с молодежью? Что с нами самими происходит? Эти вопросы будоражат сегодня практиков культурно-досуговой работы, стоят в центре многочисленных дискуссий.

    Философы и социологи говорят о социальных проблемах подрастающего поколения. Газетные полосы пестрят словами: «металлисты», «рокеры», «волосатые», «хакеры», «фанаты», «тусовки», - и это все про нашу молодежь?! На голубых экранах медики и юристы обсуждают пути борьбы с наркоманией, СПИДом. Теле-журналисты почтительно спрашивают: «Чего изволите в Вашей жизни?» – у субъектов неопределенного пола (не говоря уже о роде занятий). И это тоже про нас?!

    А между тем практики чуть ли не каждый месяц получают новые нормативные документы по работе с юношами и девушками в культурных центрах, клубах, любительских объединениях, дискотеках и т.д. С этими же документами в руках в клуб приходят молодые люди, ранее оккупировавшие подворотни, скверы, чердаки, - теперь они хотят создавать творческие центры, рок-клубы, любительские объединения по интересам.

    Поток молодежной инициативы неоднороден, пестр, и в нем немало сомнительного.

    Как же дифференцировать этот бурный поток молодежной активности? Как и куда его направить? Какие интересы удовлетворять и развивать, какие начинания поддерживать? Для всех ли молодежных инициатив открыть двери клуба? – вот далеко не полный перечень вопросов, ответы на которые клубный работник должен давать повседневной работой.

    Назрела необходимость переосмысления применительно к нашей действительности таких понятий, как «молодежная субкуль-тура», «конфликт поколений», пересмотра представлений о весьма

существенных узлах механизма культурной преемственности отцов и детей.

    На протяжении многих лет представители старших поколений последовательно отрицают все новые и новые музыкальные увлечения молодежи (рок-н-ролл, «Битлз», тяжелый рок и т.д.), не менее последовательно не приемлют появляющиеся формы досуговой самодеятельности юношества (концерты поп-музыки, дискотеки, фестивали брэйк-данса, конкурсы красоты). И всякий раз, выступая против новинок, оказываются в итоге в глупейшем положении. Так как же, по прежнему противопоставлять и обвинять молодых в бескультурии или признать, что наряду с общечеловеческими ценностями культуры существуют еще и групповые, открыть, наконец, глаза на естественные различия во вкусах, обусловленные возрастом, принадлежностью к разным поколениям.

    Несомненна необходимость внимания к социальным проблемам молодежи, развития ее активности и самодеятельности, предоставление подрастающему поколению возможности утвердить себя в серьезных, ответственных делах, удовлетворения общественно значимых потребностей юношей и девушек.

    Развитие нашего общества вызывает к жизни, делает популяр-ными все новые и новые формы молодежной жизнедеятельности. Но одни из них не выдерживают проверки временем, другие, наоборот, проявляют устойчивость, третьи – сложным образом эволюциони-руют.

    Несомненно, что в основе повышения досуговой активности молодежи лежит непрерывное усложнение процесса культурной преемственности поколений.

Во-первых, резко возрастает объем и уровень передаваемого новым поколениям духовного богатства.

Во-вторых, неизмеримо расширяется круг лиц, это богатство воспринимающих: массы молодежи соприкасаются с пластами культуры, недоступными ранее их отцам и дедам.

В-третьих, современным поколениям молодых людей приходится вступать во «взрослую» жизнь, принимать ответственные решения по выбору профессии, спутника жизни, ценностных ориентиров и т.д. в условиях, которые значительно отличаются от ситуаций тридцатилетней и даже десятилетней давности. Происшедшие перемены значительно снижают в ряде аспектов ценность жизненного опыта старших поколений. Одновременно возрастает роль своего рода коллективного опыта вхождения взрослеющих групп молодежи в самостоятельную практическую деятельность в конкретных современных условиях. И один из традиционных центров формирования человеческой личности – семья – отчасти уступает свои позиции компании сверстников.

В результате назревает общественная потребность в новых формах социализации молодежи. Практика убеждает, что в качестве таковых могут выступить формы организации досуга.

Молодежь – неоднородная масса, а сложная дифференцированная общность.

Дифференциация проходит по следующим показателям:

а) по возрастной линии

(16-18-летняя молодежь существенно отличается от молодежи 25-30 лет по своим интересам, потребностям, месту в обществе);

б) по социальной линии

 (молодежь села имеет свои особенности в сравнении с молодежью города, студенческая молодежь во многом не похожа на рабочую и молодых специалистов);

    в) существует ряд и других показателей

     (пол, образование, профессия, семейное положение);

    г) классификация молодежи по направленности интересов:

- увлеченные современной молодежной музыкой – металлисты, брэйк-дансисты, панки, любители «диско», «новой волны», классического рока и других направлений музыки;

- увлекающиеся техникой – рокеры, хакеры, байкеры и др.;

- активно занимающиеся определенными видами спорта – лютеры, атлеты, силовики, культуристы;

- различные фанаты в музыке, спорте, сопровождающие своих кумиров;

- защитники окружающей среды – эколого-культурные группы, занимающиеся охраной памятников истории и культуры, природы и всей окружающей среды;

- философско-мистические – хиппи и различные группы, увлеченные восточной религией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: