Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Задание 1

Запишите слово, пропущенное в схеме

 

Пояснение.

 

Существуют три типа общества: традиционное индустриальное и информационное.

 

Ответ: индустриальное.

Ответ: Индустриальное

4971

Индустриальное

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Задание 2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

Наблюдение, эксперимент, методы познания, моделирование, классификация.

Пояснение.

 

Методы познания является обобщающим понятием, так как остальные понятия это виды методов научного познания.

 

Ответ: методы познания.

Ответ: методыпознания

29236

методыпознания

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.11 Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки

Задание 3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к личным неимущественным правам:

1) имя гражданина; 2) наследство; 3) авторство; 4) ценные бумаги; 5) достоинство личности; 6) деловая репутация.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

 

Пункты 2 и 4 относятся к имуществу и имущественным отношениям.

 

Ответ: 24.

Ответ: 24

14280

24

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.8 Имущественные и неимущественные права

Задание 4

Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) большое число последователей во всем мире

2) основа религиозной жизни отдельных наций

3) проповедуют эгалитарность

4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами

5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств

6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств

Пояснение.

 

1) большое число последователей во всем мире — да, верно, это признак мировых религий.

2) основа религиозной жизни отдельных наций — нет, неверно, это признак национальных религий (иудаизм, синоизм и т.д.)

3) проповедуют эгалитарность — да, верно, это признак мировых религий. Эгалитарность означает равенство всех верующих перед Богом.

4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами — нет, неверно, это признак любой религии, а не только мировых.

5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств — нет, неверно, это признак любой религии, а не только мировых.

6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств — да, верно, это признак мировых религий. Надэтнический означает, что данную религию исповедуют представителю любой нации или народности.

 

Ответ: 136.

Ответ: 136

2732

136

Предметная область: Человек и общество. Религия

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.13 Религия

Задание 5

Установите соответствие между религиями и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РЕЛИГИЯ   ТИП
А) христианство Б) ислам В) индуизм Г) буддизм Д) иудаизм   1) мировая 2) национальная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

Пояснение.

К мировым религиям относятся, например, ислам, буддизм и христианство. Особенностями мировых религий является их распространенность на всех континентах, монотеизм, эгалитарность (проповедование равенства людей), прозелетизм (стремление обратить в свою веру других).

Индуизм — религия в Индии. Официально на данный момент индуизм называют национальной религией, однако рассматривается вопрос о признании индуизма мировой религией.

Иудаизм — религия еврейского народа.

А) христианство — мировая.

Б) ислам — мировая.

В) индуизм — национальная.

Г) буддизм — мировая.

Д) иудаизм — национальная.

 

Ответ: 11212.

Ответ: 11212

10433

11212

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.13 Религия

Задание 6

Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выбрал учебные пособия для подготовки.

2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.

4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.

5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.

6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.

Пояснение.

 

1) Выбрал учебные пособия для подготовки — да, верно.

2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом — нет, неверно.

3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию — нет, неверно.

4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам — да, верно.

5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа — да, верно.

6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку — нет, неверно.

 

Ответ: 145.

Ответ: 145

8247

145

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.3 Виды знаний, 1.5 Мышление и деятельность

 Задание 7

Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В ценных бумагах заключены определённые имущественные права.

2) Ценные бумаги являются объектом купли-продажи.

3) Все ценные бумаги являются законным платёжным средством.

4) Ценные бумаги могут существовать только в формах, определённых законом.

5) Правом выпуска ценных бумаг обладают исключительно государство, муниципальные образования и юридические лица.

Пояснение.

 

 

Ценные бумаги — денежные документы. Виды ценных бумаг:

Акция — ценная бумага, удостоверяющая внесение её владельцем денежных средств, дающая право на участие в управлении АО, на получение части прибыли в виде дивиденда и части имущества, в случае ликвидации предприятия. Акции выпускаются на неограниченный срок и не подлежат погашению. Виды акций: простые или рядовые — право голоса, не гарантированы дивиденды; привилегированные или преференциальные — нет права голоса, фиксированные дивиденды (кумулятивные — по ним дивиденды, конвертируемые — можно поменять на обыкновенные, возвратные — их может отозвать АО). Акции могут расщепляться и консолидироваться. При расщеплении одна акция превращается в несколько. Уровень годового дивиденда рассчитывается по формуле: У = Д/Р · 100 %, где Д — годовой дивиденд; Р — цена приобретения акции.

Облигация — ценная бумага, удостоверяющая внесение её владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство организации, выпустившей ценную бумагу (эмитента), возместить номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный срок с выплатой процентов. Облигации могут выпускаться государством и АО. Доход по государственным облигациям выплачивается в форме выигрышей, по облигациям — в виде процентов от номинальной стоимости облигаций. Облигации отличаются от акций тем, что их владельцы не являются членами АО и не имеют право голоса.

Сертификат — письменное свидетельство банка о вкладе денежных средств, удостоверяющее право владельца на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему.

Вексель — банковское обязательство.

Закладная — ценная бумага, документ о залоге должником недвижимого имущества, дающий кредитору право продать заложенное имущество при невыплате долга в срок.

Ваучер — государственная ценная бумага, дающая право на долю в государственной собственности.

Чек — ценная бумага, письменное распоряжение владельца счёта банку выдать другому лицу или перевести на счёт другого лица определённую сумму денег, указанную в чеке.

Фондовая биржа — биржа, на которой продаются ценные бумаги и валюта.

1) В ценных бумагах заключены определённые имущественные права — да, верно.

2) Ценные бумаги являются объектом купли-продажи — да, верно.

3) Все ценные бумаги являются законным платёжным средством — нет, неверно.

4) Ценные бумаги могут существовать только в формах, определённых законом — да, верно.

5) Правом выпуска ценных бумаг обладают исключительно государство, муниципальные образования и юридические лица — нет, неверно.

 

Ответ: 124.

Ответ: 124

8609

124

Раздел кодификатора ФИПИ: 2.8 Ценные бумаги

Задание 8

Установите соответствие между примерами и типами конкуренции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ
А) Услуги телефонной связи в стране Z осуществляют три конкурирующие компании. Б) На сельскохозяйственном рынке городка N представлена продукция местных фермерских и индивидуальных хозяйств. В) В городе Р большую популярность имеют многочисленные фирмы, оказывающие услуги по мелкому бытовому ремонту. Г) Компания «Соль и море» является единственным поставщиком поваренной соли для продуктовых магазинов региона. Д) Компания «Цифровой мир» вывела на рынок города В сигнализацию с функцией смс-оповещения владельца. Через непродолжительное время другие производители сигнализации ушли с рынка города.   1) чистая конкуренция 2) олигополия 3) чистая монополия

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

Пояснение.

 

По степени ограничения конкуренции:

Свободная (чистая, совершенная). Много покупателей и продавцов. Для продажи предоставлены сопоставимые товары и услуги, ни один из продавцов не знает о рынке больше остальных. Цены устанавливаются в результате уравнивания спроса и предложения.

Монополистическая конкуренция. Предложения схожие, но не индентичные.

Олигополия. Господство нескольких брендовых фирм, которые диктуют остальным цены.

Монополия. Один производитель, нет близких заменителей товара.

А) Услуги телефонной связи в стране Z осуществляют три конкурирующие компании.

Б) На сельскохозяйственном рынке городка N представлена продукция местных фермерских и индивидуальных хозяйств — чистая конкуренция.

В) В городе Р большую популярность имеют многочисленные фирмы, оказывающие услуги по мелкому бытовому

ремонту — чистая конкуренция.

Г) Компания «Соль и море» является единственным поставщиком поваренной соли для продуктовых магазинов региона — чистая монополия.

Д) Компания «Цифровой мир» вывела на рынок города В сигнализацию с функцией смс-оповещения владельца. Через непродолжительное время другие производители сигнализации ушли с рынка города — чистая монополия.

 

Ответ: 21133.

Ответ: 21133

8452

21133

Раздел кодификатора ФИПИ: 2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Задание 9

Гражданин А. купил привилегированную акцию одной из промышленных компаний. Какие права он приобретает, становясь владельцем этой акции? Запишите цифры, под которыми указаны эти права.

1) на получение фиксированного дивиденда независимо от голосования акционеров

2) на получение суммы долга, удостоверенного ценной бумагой, в указанный срок

3) на получение части выручки после того, как будут выданы дивиденды по обыкновенным акциям

4) на получение части прибыли, зависящей от её величины

5) на управление акционерным обществом через участие в собрании акционеров

6) на получение определённой части имущества в случае ликвидации компании до того, как оно будет разделено между владельцами обыкновенных акций

Пояснение.

 

1) на получение фиксированного дивиденда независимо от голосования акционеров — да, верно.

2) на получение суммы долга, удостоверенного ценной бумагой, в указанный срок — нет, неверно, это вексель.

3) на получение части выручки после того, как будут выданы дивиденды по обыкновенным акциям — нет, неверно, им в первую очередь.

4) на получение части прибыли, зависящей от её величины — нет, неверно, у них фиксированные доходы.

5) на управление акционерным обществом через участие в собрании акционеров — нет, неверно, нет такого права.

6) на получение определённой части имущества в случае ликвидации компании до того, как оно будет разделено между владельцами обыкновенных акций — да, верно.

 

Ответ: 16.

Ответ: 16|61

8097

16|61

Раздел кодификатора ФИПИ: 2.8 Ценные бумаги

Задание 10

На рисунке изображена ситуация на рынке злаковых культур в стране А: линия предложения S переместилась в новое положение S1. (На графике P – цена товара, Q – объём спроса товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) внедрение более производительных технологий выращивания злаковых культур

2) рост числа фермерских хозяйств – производителей злаковых культур

3) введение налоговых льгот и дотаций фермерским хозяйствам

4) распространение заболеваний, ведущих к гибели злаковых культур

5) рост среднегодовых температур и аномальное сокращение числа осадков в регионах выращивания злаковых культур

Пояснение.

 

1) внедрение более производительных технологий выращивания злаковых культур — нет, неверно, это приведет к увеличению предложения

2) рост числа фермерских хозяйств – производителей злаковых культур — нет, неверно, это приведет к увеличению предложения

3) введение налоговых льгот и дотаций фермерским хозяйствам — нет, неверно, это приведет к росту предложения

4) распространение заболеваний, ведущих к гибели злаковых культур — да, верно, так как сократятся объемы собранного урожая

5) рост среднегодовых температур и аномальное сокращение числа осадков в регионах выращивания злаковых культур — да, верно, так как сократится число запасов злаков.

 

Ответ: 45.

Ответ: 45

21375

45

Задание 11

Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Социальный статус всегда определяется личными достижениями человека.

2) Социальный статус может быть предписанным или достигаемым.

3) Социальный статус связан с определённым набором прав и обязанностей.

4) Человек может одновременно обладать лишь одним социальным статусом.

5) Социальный статус может быть как индивидуальным, так и групповым.

Пояснение.

 

Социальный статус — это социальное положение человека в обществе. Виды статусов:

Предписанный — статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени (возраст, пол, раса, национальность, королевская семья, родственники в законе).

Достигаемый — статус, который человек получил благодаря своим усилиям, желанию или везению (профессия, муж, миллионер, чемпион мира).

Смешанный (инвалид).

У каждого человека может быть несколько статусов. Например, главный статус — наиболее характерный, по которому его выделяют в обществе. Личный статус — положение в малой социальной группе. Соответственно, социальный статус может быть как индивидуальным, так и групповым.

1) Социальный статус всегда определяется личными достижениями человека — нет, неверно.

2) Социальный статус может быть предписанным или достигаемым — да, верно.

3) Социальный статус связан с определённым набором прав и обязанностей — да, верно.

4) Человек может одновременно обладать лишь одним социальным статусом — нет, неверно.

5) Социальный статус может быть как индивидуальным, так и групповым — да, верно.

 

Ответ: 235.

Ответ: 235

10207

235

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.12 Социальная роль

Задание 12

В странах Z и Y в 2017 г. были проведены опросы общественного мнения, в ходе которых респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

Ответы опрошенных Страна Z Страна Y
Используем экономичные бытовые электроприборы 15 5
Участвуем в экологических акциях 10 10
Участвуем в очистке парков и дворов от мусора 15 15
Участвуем в озеленении своего населённого пункта 25 30
Сортируем бытовой мусор/выбрасываем мусор в строго отведённых местах 10 10
Экономим воду, следим за исправностью водопроводных кранов 20 15
Не могу сказать, что моя семья участвует в сохранении природной среды 5 15

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Треть опрошенных страны Z участвует в озеленении своего района проживания.

2) Наименьшее число опрошенных страны Y использует экономичные бытовые электроприборы.

3) Равные доли опрошенных в обеих странах участвуют в очистке дворов и парков от мусора.

4) Четверть опрошенных страны Y экономит воду.

5) Десятая часть опрошенных в обеих странах обращает внимание на важность сортировки мусора.

Пояснение.

1) Треть опрошенных страны Z участвует в озеленении своего района проживания. Нет, неверно, 25% это четверть.

2) Наименьшее число опрошенных страны Y использует экономичные бытовые электроприборы. Да, верно, 5% самый маленький результат.

3) Равные доли опрошенных в обеих странах участвуют в очистке дворов и парков от мусора. Да, верно, по 15%.

4) Четверть опрошенных страны Y экономит воду. Нет, неверно, 15% это не четверть.

5) Десятая часть опрошенных в обеих странах обращает внимание на важность сортировки мусора. Да, верно, по 10%.

 

Ответ: 235.

Ответ: 235

12568

235

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.2 Социальные группы

Задание 13

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политические элиты являются именно теми субъектами политики, которые сосредоточивают в своем распоряжении политическую власть.

2) Политическая элита — привилегированная группа, занимающая руководящие позиций во властных структурах и непосредственно участвующая в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

3) Политическая элита осуществляет интегративную функцию, содержанием которой является осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.

4) Одним из факторов, обусловливающих существование политической элиты, является политическая пассивность широких масс населения, главные жизненные интересы которого обычно лежат вне сферы политики.

5) Осуществляя организаторскую функцию, политическая элита укрепляет стабильность и единство общества, устойчивость ее экономической и политической системы, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

Пояснение.

 

1) Политические элиты являются именно теми субъектами политики, которые сосредоточивают в своем распоряжении политическую власть — да, верно.

2) Политическая элита — привилегированная группа, занимающая руководящие позиций во властных структурах и непосредственно участвующая в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти — да, верно.

3) Политическая элита осуществляет интегративную функцию, содержанием которой является осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь — нет, неверно, интегративная функция — это обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем.

4) Одним из факторов, обусловливающих существование политической элиты, является политическая пассивность широких масс населения, главные жизненные интересы которого обычно лежат вне сферы политики — да, верно.

5) Осуществляя организаторскую функцию, политическая элита укрепляет стабильность и единство общества, устойчивость ее экономической и политической системы, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций — нет, неверно, организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности.

 

Ответ: 124.

Ответ: 124

8159

124

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.7 Политическая элита

Задание 14

Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и функциями, которые они исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ   СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ
А) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Б) утверждает военную доктрину страны В) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Г) обеспечивает проведение в стране единой финансовой и денежной политики Д) осуществляет управление государственной собственностью   1) Президент РФ 2) Правительство РФ 3) Конституционный Суд

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

Пояснение.

 

А) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти — Конституционный Суд.

Б) утверждает военную доктрину страны — Президент РФ органами государственной власти.

В) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил — Президент РФ органами государственной власти.

Г) обеспечивает проведение в стране единой финансовой и денежной политики — Правительство РФ.

Д) осуществляет управление государственной собственностью — Правительство РФ.

 

Ответ: 31122.

Ответ: 31122

8166

31122

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.14 Органы государственной власти РФ

Задание 15

Какие из приведённых примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Министерство образования объявило о проведении конкурса «Учитель года».

2) Ha собрании жителей микрорайона было принято решение о благоустройстве детских площадок.

3) По всей стране прошли парламентские выборы.

4) По инициативе губернатора были установлены новые светофоры на дорожных переходах возле школ и детских садов.

5) Граждане проявили активность в благоустройстве своего района, организации досуга несовершеннолетних.

6) В городе Z учителя-математики создали свою профессиональную ассоциацию.

Пояснение.

 

Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы. Основные принципы цивилизованных отношений в обществе: интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — частная собственность; свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности; индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством. Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства.

1) Министерство образования объявило о проведении конкурса «Учитель года» — нет, неверно.

2) Ha собрании жителей микрорайона было принято решение о благоустройстве детских площадок — да, верно.

3) По всей стране прошли парламентские выборы — нет, неверно.

4) По инициативе губернатора были установлены новые светофоры на дорожных переходах возле школ и детских садов — нет, неверно.

5) Граждане проявили активность в благоустройстве своего района, организации досуга несовершеннолетних — да, верно.

6) В городе Z учителя-математики создали свою профессиональную ассоциацию — да, верно.

 

Ответ: 256.

Ответ: 256

9138

256

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.6 Гражданское общество и государство

Задание 16

Найдите в приведённом списке социально-экономические права (свободы) гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свобода совести и вероисповедания

2) право на отдых

3) право на неприкосновенность жилища

4) свобода предпринимательской деятельности

5) свобода труда

Пояснение.

 

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека включают в себя широкую систему форм и методов их охраны. Среди них можно выделить следующие:

Законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, которые должны обеспечивать обладание человеком всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами.

Государство устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты, обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

Государство осуществляет контроль за соблюдением законодательства по обеспечению социально-экономических прав.

К функциям государства относится создание всех необходимых правовых, политических, материальных предпосылок, обеспечивающих поддержку личной инициативы человека в экономической сфере.

Государственными гарантиями реализуется возможность эффективной защиты экономических прав человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательства, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, право на образование, свобода литературного, научного, технического и других видов.

Конституционное право России творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34—44).

Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Важнейшее место в системе экономических прав занимает право частной собственности. Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание право человека в сфере труда. Роль государства в новой Конституции сводится к следующим конституционно закрепленным факторам: государство запрещает принудительный труд; закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; утверждает право на защиту от безработицы; признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Социальное развитие общества в значительной степени характеризуется статусом семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

К числу социально-экономических прав относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) предполагает возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В новых экономических условиях к делу охраны здоровья подключается дополнительно и частная система здравоохранения, развитию которой содействует государство. Однако имеющееся в настоящее время отставание развития и финансирования всей социальной сферы резко отразилось и на реализации права граждан на охрану здоровья.

1) свобода совести и вероисповедания — нет, неверно.

2) право на отдых — да, верно.

3) право на неприкосновенность жилища — нет, неверно.

4) свобода предпринимательской деятельности — да, верно.

5) свобода труда — да, верно.

 

Ответ: 245.

Ответ: 245

9167

245

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.17 Гражданство РФ

Задание 17

Найдите в приведённом ниже списке особенности гражданских правоотношений. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гражданские правоотношения основываются на принципе свободы договора.

2) Гражданские правоотношения основываются на принципе равенства сторон.

3) Гражданские правоотношения регулируют отношения в сфере государственного управления.

4) Гражданские правоотношения регулируют отношения между работодателем и наёмным работником, основанные на трудовом договоре.

5) Гражданские правоотношения возникают исключительно в результате совершения преступления.

6) Участниками гражданских правоотношений являются: государство, юридические лица, физические лица. Пояснение.

 

Гражданско-правовые отношения — отношения между гражданами и юридическими лицами, регулируемые гражданским законодательством (ГЗ), которое определяет: правовое положение участников гражданского оборота; основания возникновения и порядок осуществления права собственности и др. вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности); имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

1) Гражданские правоотношения основываются на принципе свободы договора — да, верно.

2) Гражданские правоотношения основываются на принципе равенства сторон — да, верно.

3) Гражданские правоотношения регулируют отношения в сфере государственного управления — нет, неверно.

4) Гражданские правоотношения регулируют отношения между работодателем и наёмным работником, основанные на трудовом договоре — нет, неверно.

5) Гражданские правоотношения возникают исключительно в результате совершения преступления — нет, неверно.

6) Участниками гражданских правоотношений являются: государство, юридические лица, физические лица — да, верно.

Ответ: 1, 2, 6.

Ответ: 126

4470

126

Предметная область: Право. Основные правила и принципы гражданского процесса

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.6 Субъекты гражданского права

Задание 18

Установите соответствие между примерами правонарушений и видами юридической ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ПРАВОНАРУШЕНИЯ   ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ
А) невозвращение кредита Б) прогул В) неисполнение распоряжения руководителя Г) неуплата алиментов Д) неправомерный отказ в страховой выплате   1) гражданско-правовая 2) дисциплинарная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

Пояснение.

 

Дисциплинарная — за нарушение правил внутреннего распорядка. Гражданско-правовая ответственность обеспечивает ликвидацию потерь в имущественной сфере потерпевшего.

А) невозвращение кредита — гражданско-правовая.

Б) прогул — дисциплинарная.

В) неисполнение распоряжения руководителя — дисциплинарная.

Г) неуплата алиментов — гражданско-правовая.

Д) неправомерный отказ в страховой — гражданско-правовая.

 

Ответ: 12211.

Ответ: 12211

8648

12211

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.3 Понятие и виды юридической ответственности

Задание 19

Организационно-правовая форма фирмы, оказывающей услуги по ремонту обуви и сумок, — производственный кооператив. Найдите в приведённом ниже перечне черты, отличающие производственный кооператив от акционерного общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) объединяет нескольких мастеров, лично участвующих в оказании услуг

2) обязанность работников соблюдать трудовую дисциплину

3) получение дивидендов по итогам года

4) участие работников в управлении предприятием по принципу один работник — один голос на общем собрании

5) обязательное заключение трудового договора с работниками

6) распределение прибыли между работниками в соответствии с их трудовым участием

Пояснение.

Производственный кооператив (артель) — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

1) объединяет нескольких мастеров, лично участвующих в оказании услуг — да, верно.

2) обязанность работников соблюдать трудовую дисциплину — нет, неверно.

3) получение дивидендов по итогам года — нет, неверно.

4) участие работников в управлении предприятием по принципу один работник — один голос на общем собрании — да, верно, в производственном кооперативе каждый член обладает одним голосом.

5) обязательное заключение трудового договора с работниками — нет, неверно.

6) распределение прибыли между работниками в соответствии с их трудовым участием — да, верно.

 

Ответ: 146.

Ответ: 146

9085

146

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

Задание 20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Можно выделить следующие наиболее общие показатели _____________(А). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда, что, в свою очередь, влечёт за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее ______________(Б). Одновременно с прогрессом производительных сил идёт увеличение объёма научной информации. Наука превращается в непосредственную ______________(В) общества.

Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнёта стихийных социальных факторов. Происходит _____________________(Г) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ______________________(Д) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое. Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение _______________________(Е). Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.»

 

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) матрица 2) общечеловеческие 3) исторический прогресс
4) группы 5) производительная сила 6) человеческая свобода
7) разделение труда 8) интернационализация 9) технологичность

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

 

сходя из контекста, последовательность 375826 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род и число слов.

 

Ответ: 3, 7, 5, 8, 2, 6.

Ответ: 375826

3541

375826

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Задание 21

Что понимает автор под «глобальными проблемами человечества»? С чем автор связывает осознание глобального масштаба проблемы воздействия человека на природу?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В нашем столетии решение ряда проблем не может больше ограничиваться масштабами одной страны, их приходится решать в масштабе всей нашей планеты. Такое восприятие планетарного характера отношения человека с природой впервые возникло в связи с появлением атомной бомбы и с угрозой мировой ядерной войны. Общепризнано, что такая война, где бы она ни возникла, в несколько часов могла бы отравить весь земной шар и прекратить жизнь человека. Эта угроза и заставляет людей отказываться от применения ядерного оружия.

Сейчас население на земном шаре определяется в 3,7 миллиарда человек. Если оно будет продолжать возрастать теми же темпами (в среднем на 2% в год), как в этом столетии, то через 700 лет наша планета будет населена столь плотно, что на каждый квадратный метр всей поверхности земного шара будет приходиться по одному человеку. Конечно, это невозможно, и процесс возрастания размножения людей должен ещё задолго до этого оборваться. Когда и при каких факторах это произойдёт и во что при этом превратится цивилизация, является важнейшей глобальной проблемой ближайшего будущего.

Одна из самых главных глобальных проблем связана с энергетикой, поскольку использование людьми природных энергетических ресурсов является главным фактором, определяющим уровень современной цивилизации и благосостояния человечества. Сейчас наиболее крупным источником сырья в энергетике является уголь, и если его потребление остановится на нынешнем уровне, то запасов угля будет достаточно примерно на тысячу лет. Если даже человечество не будет расти, но потребление энергии на душу населения будет расти теми же темпами, как за последние 100 лет, то запасов угля хватит только на 100—150 лет. Ещё более близкий кризис можно предвидеть по другим видам сырья. Например, серебра хватит в пределах 13—40 лет, свинца — 20—60 лет и т. д. (с учётом использования в пятикратном масштабе новых, пока ещё не найденных природных запасов).

Истощение сырьевых ресурсов части важных веществ грозит уже нашему поколению. И поэтому решение вопросов, связанных с технико-экономическим аспектом проблемы «человек и природа», нужно считать срочным. Но здесь сразу встаёт и социально политический аспект: в силу глобального характера решение этих вопросов невозможно в национальном масштабе, оно реально лишь при широком международном сотрудничестве на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Следующая проблема — экологическая — возникает в результате нарушения в природе равновесия вследствие загрязнения окружающей среды в том же глобальном масштабе. Трудность при решении этой проблемы заключается в том, что глобальные масштабы технических процессов при современном уровне цивилизации стали так изменять окружающую нас среду — загрязнять воздух, воду и почву, уничтожать леса, изменять естественные природные ландшафты, — что существовавшее до сих пор в природе биологическое равновесие уже не может сохраняться, и это начинает вести к гибели фауны и флоры, которые необходимы для существования людей.

Когда в глобальном масштабе начнёт возникать недостаток в материалах и в энергетических ресурсах и это начнёт катастрофически влиять на уровень благосостояния людей, то перед человечеством не останется другого выбора, как начать сокращать вооружение, поскольку риск гибели от агрессии будет менее реален, чем опасность гибели от недостатка материальных ресурсов. К тому же, поскольку решение глобальных проблем должно происходить при тесном международном сотрудничестве, люди начнут чувствовать, что они живут в общей квартире и что у всего человечества есть только один общий враг: это наступающий глобальный кризис, с которым, позабыв все распри, надо начинать дружно бороться.

(по П. Л. Капице)

Пояснение.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— под глобальными проблемами человечества автор понимает проблемы, которые не могут быть решены усилиями одной страны, и решение которых возможно лишь в масштабе всей планеты;

2) ответ на второй вопрос:

— осознание глобального масштаба воздействия человека на природу автор связывает с появлением атомного оружия и угрозой прекращения жизни на Земле в результате атомной войны.

Критерии проверки:

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Задание 22

Какие три категории глобальных проблем человечества названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, назовите ещё одну категорию глобальных проблем человечества, не указанную в тексте.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В нашем столетии решение ряда проблем не может больше ограничиваться масштабами одной страны, их приходится решать в масштабе всей нашей планеты. Такое восприятие планетарного характера отношения человека с природой впервые возникло в связи с появлением атомной бомбы и с угрозой мировой ядерной войны. Общепризнано, что такая война, где бы она ни возникла, в несколько часов могла бы отравить весь земной шар и прекратить жизнь человека. Эта угроза и заставляет людей отказываться от применения ядерного оружия.

Сейчас население на земном шаре определяется в 3,7 миллиарда человек. Если оно будет продолжать возрастать теми же темпами (в среднем на 2% в год), как в этом столетии, то через 700 лет наша планета будет населена столь плотно, что на каждый квадратный метр всей поверхности земного шара будет приходиться по одному человеку. Конечно, это невозможно, и процесс возрастания размножения людей должен ещё задолго до этого оборваться. Когда и при каких факторах это произойдёт и во что при этом превратится цивилизация, является важнейшей глобальной проблемой ближайшего будущего.

Одна из самых главных глобальных проблем связана с энергетикой, поскольку использование людьми природных энергетических ресурсов является главным фактором, определяющим уровень современной цивилизации и благосостояния человечества. Сейчас наиболее крупным источником сырья в энергетике является уголь, и если его потребление остановится на нынешнем уровне, то запасов угля будет достаточно примерно на тысячу лет. Если даже человечество не будет расти, но потребление энергии на душу населения будет расти теми же темпами, как за последние 100 лет, то запасов угля хватит только на 100—150 лет. Ещё более близкий кризис можно предвидеть по другим видам сырья. Например, серебра хватит в пределах 13—40 лет, свинца — 20—60 лет и т. д. (с учётом использования в пятикратном масштабе новых, пока ещё не найденных природных запасов).

Истощение сырьевых ресурсов части важных веществ грозит уже нашему поколению. И поэтому решение вопросов, связанных с технико-экономическим аспектом проблемы «человек и природа», нужно считать срочным. Но здесь сразу встаёт и социально политический аспект: в силу глобального характера решение этих вопросов невозможно в национальном масштабе, оно реально лишь при широком международном сотрудничестве на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Следующая проблема — экологическая — возникает в результате нарушения в природе равновесия вследствие загрязнения окружающей среды в том же глобальном масштабе. Трудность при решении этой проблемы заключается в том, что глобальные масштабы технических процессов при современном уровне цивилизации стали так изменять окружающую нас среду — загрязнять воздух, воду и почву, уничтожать леса, изменять естественные природные ландшафты, — что существовавшее до сих пор в природе биологическое равновесие уже не может сохраняться, и это начинает вести к гибели фауны и флоры, которые необходимы для существования людей.

Когда в глобальном масштабе начнёт возникать недостаток в материалах и в энергетических ресурсах и это начнёт катастрофически влиять на уровень благосостояния людей, то перед человечеством не останется другого выбора, как начать сокращать вооружение, поскольку риск гибели от агрессии будет менее реален, чем опасность гибели от недостатка материальных ресурсов. К тому же, поскольку решение глобальных проблем должно происходить при тесном международном сотрудничестве, люди начнут чувствовать, что они живут в общей квартире и что у всего человечества есть только один общий враг: это наступающий глобальный кризис, с которым, позабыв все распри, надо начинать дружно бороться.

(по П. Л. Капице)

Пояснение.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) названные автором категории глобальных проблем человечества:

— демографические;

— экологические;

— энергетические (проблема истощения сырьевых ресурсов);

2) в числе не названных в тексте могут быть приведены также следующие категории глобальных проблем:

— социально-экономические (проблема неравномерности экономического развития разных регионов, проблема бедности, неконтролируемая миграция);

— политические (угроза мирового терроризма, угроза атомной войны);

Могут быть названы другие категории не указанных в тексте глобальных проблем современности

Критерии проверки:

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Задание 23

Какие три формы негативного воздействия человека на окружающую среду названы в тексте? Приведите примеры каждой из указанных в тексте форм негативного экологического воздействия.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В нашем столетии решение ряда проблем не может больше ограничиваться масштабами одной страны, их приходится решать в масштабе всей нашей планеты. Такое восприятие планетарного характера отношения человека с природой впервые возникло в связи с появлением атомной бомбы и с угрозой мировой ядерной войны. Общепризнано, что такая война, где бы она ни возникла, в несколько часов могла бы отравить весь земной шар и прекратить жизнь человека. Эта угроза и заставляет людей отказываться от применения ядерного оружия.

Сейчас население на земном шаре определяется в 3,7 миллиарда человек. Если оно будет продолжать возрастать теми же темпами (в среднем на 2% в год), как в этом столетии, то через 700 лет наша планета будет населена столь плотно, что на каждый квадратный метр всей поверхности земного шара будет приходиться по одному человеку. Конечно, это невозможно, и процесс возрастания размножения людей должен ещё задолго до этого оборваться. Когда и при каких факторах это произойдёт и во что при этом превратится цивилизация, является важнейшей глобальной проблемой ближайшего будущего.

Одна из самых главных глобальных проблем связана с энергетикой, поскольку использование людьми природных энергетических ресурсов является главным фактором, определяющим уровень современной цивилизации и благосостояния человечества. Сейчас наиболее крупным источником сырья в энергетике является уголь, и если его потребление остановится на нынешнем уровне, то запасов угля будет достаточно примерно на тысячу лет. Если даже человечество не будет расти, но потребление энергии на душу населения будет расти теми же темпами, как за последние 100 лет, то запасов угля хватит только на 100—150 лет. Ещё более близкий кризис можно предвидеть по другим видам сырья. Например, серебра хватит в пределах 13—40 лет, свинца — 20—60 лет и т. д. (с учётом использования в пятикратном масштабе новых, пока ещё не найденных природных запасов).

Истощение сырьевых ресурсов части важных веществ грозит уже нашему поколению. И поэтому решение вопросов, связанных с технико-экономическим аспектом проблемы «человек и природа», нужно считать срочным. Но здесь сразу встаёт и социально политический аспект: в силу глобального характера решение этих вопросов невозможно в национальном масштабе, оно реально лишь при широком международном сотрудничестве на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Следующая проблема — экологическая — возникает в результате нарушения в природе равновесия вследствие загрязнения окружающей среды в том же глобальном масштабе. Трудность при решении этой проблемы заключается в том, что глобальные масштабы технических процессов при современном уровне цивилизации стали так изменять окружающую нас среду — загрязнять воздух, воду и почву, уничтожать леса, изменять естественные природные ландшафты, — что существовавшее до сих пор в природе биологическое равновесие уже не может сохраняться, и это начинает вести к гибели фауны и флоры, которые необходимы для существования людей.

Когда в глобальном масштабе начнёт возникать недостаток в материалах и в энергетических ресурсах и это начнёт катастрофически влиять на уровень благосостояния людей, то перед человечеством не останется другого выбора, как начать сокращать вооружение, поскольку риск гибели от агрессии будет менее реален, чем опасность гибели от недостатка материальных ресурсов. К тому же, поскольку решение глобальных проблем должно происходить при тесном международном сотрудничестве, люди начнут чувствовать, что они живут в общей квартире и что у всего человечества есть только один общий враг: это наступающий глобальный кризис, с которым, позабыв все распри, надо начинать дружно бороться.

(по П. Л. Капице)

Пояснение.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

Три формы негативного воздействия человека на окружающую среду по тексту с примерами;

1) загрязнение воздуха, воды и почвы (например, загрязнение воздуха, воды и почвы в результате аварии на Чернобыльской АЭС);

2) уничтожение лесов (например, вырубка лесов Амазонии);

3) изменение природных ландшафтов (например, сокращение площади Аральского моря; эрозия почв в результате неправильного хозяйствования в ходе освоения целины в СССР).

Критерии проверки:

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Задание 24

Используя обществоведческие знания, назовите три положительных последствия появления глобальных проблем современности.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В нашем столетии решение ряда проблем не может больше ограничиваться масштабами одной страны, их приходится решать в масштабе всей нашей планеты. Такое восприятие планетарного характера отношения человека с природой впервые возникло в связи с появлением атомной бомбы и с угрозой мировой ядерной войны. Общепризнано, что такая война, где бы она ни возникла, в несколько часов могла бы отравить весь земной шар и прекратить жизнь человека. Эта угроза и заставляет людей отказываться от применения ядерного оружия.

Сейчас население на земном шаре определяется в 3,7 миллиарда человек. Если оно будет продолжать возрастать теми же темпами (в среднем на 2% в год), как в этом столетии, то через 700 лет наша планета будет населена столь плотно, что на каждый квадратный метр всей поверхности земного шара будет приходиться по одному человеку. Конечно, это невозможно, и процесс возрастания размножения людей должен ещё задолго до этого оборваться. Когда и при каких факторах это произойдёт и во что при этом превратится цивилизация, является важнейшей глобальной проблемой ближайшего будущего.

Одна из самых главных глобальных проблем связана с энергетикой, поскольку использование людьми природных энергетических ресурсов является главным фактором, определяющим уровень современной цивилизации и благосостояния человечества. Сейчас наиболее крупным источником сырья в энергетике является уголь, и если его потребление остановится на нынешнем уровне, то запасов угля будет достаточно примерно на тысячу лет. Если даже человечество не будет расти, но потребление энергии на душу населения будет расти теми же темпами, как за последние 100 лет, то запасов угля хватит только на 100—150 лет. Ещё более близкий кризис можно предвидеть по другим видам сырья. Например, серебра хватит в пределах 13—40 лет, свинца — 20—60 лет и т. д. (с учётом использования в пятикратном масштабе новых, пока ещё не найденных природных запасов).

Истощение сырьевых ресурсов части важных веществ грозит уже нашему поколению. И поэтому решение вопросов, связанных с технико-экономическим аспектом проблемы «человек и природа», нужно считать срочным. Но здесь сразу встаёт и социально политический аспект: в силу глобального характера решение этих вопросов невозможно в национальном масштабе, оно реально лишь при широком международном сотрудничестве на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Следующая проблема — экологическая — возникает в результате нарушения в природе равновесия вследствие загрязнения окружающей среды в том же глобальном масштабе. Трудность при решении этой проблемы заключается в том, что глобальные масштабы технических процессов при современном уровне цивилизации стали так изменять окружающую нас среду — загрязнять воздух, воду и почву, уничтожать леса, изменять естественные природные ландшафты, — что существовавшее до сих пор в природе биологическое равновесие уже не может сохраняться, и это начинает вести к гибели фауны и флоры, которые необходимы для существования людей.

Когда в глобальном масштабе начнёт возникать недостаток в материалах и в энергетических ресурсах и это начнёт катастрофически влиять на уровень благосостояния людей, то перед человечеством не останется другого выбора, как начать сокращать вооружение, поскольку риск гибели от агрессии будет менее реален, чем опасность гибели от недостатка материальных ресурсов. К тому же, поскольку решение глобальных проблем должно происходить при тесном международном сотрудничестве, люди начнут чувствовать, что они живут в общей квартире и что у всего человечества есть только один общий враг: это наступающий глобальный кризис, с которым, позабыв все распри, надо начинать дружно бороться.

(по П. Л. Капице)

Пояснение.

Могут быть приведены следующие последствия:

1) недостаток ресурсов приведёт к сокращению вооружений у стран;

2) необходимость решения глобальных проблем современности способствует развитию международного сотрудничества;

3) необходимость поиска путей решения глобальных проблем современности способствует развитию науки и техники.

Могут быть названы другие положительные последствия.

Критерии проверки:

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Задание 25

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «политическая идеология»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о типах политических идеологий;

− одно предложение, раскрывающее любую из функций политической идеологии в обществе.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.8 Политические партии и движения

Задание 26

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три вида социальных норм. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

1) Правовые нормы. (Например, согласно Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью);

2) религиозные нормы. (Например, согласно нормам синтоизма, человеку нужно развивать в себе добросердечие, сочувствие к окружающим и способность взаимодействовать с ними);

3) этические (моральные) нормы. (Например, золотое правило нравственности гласит «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»).

Могут быть названы иные нормы, приведены иные примеры.

Критерии проверки:

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.8 Виды социальных норм

Задание 27

В семье гражданки РФ и гражданина Франции, проживающих на территории РФ, родился сын. Используя обществоведческие знания, объясните, как может быть решён вопрос о гражданстве сына. Какие существуют способы обретения гражданства России помимо по праву рождения? Укажите еще два способа (основания).

Пояснение.

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) Объяснение как будет решен вопрос:

Ребенок получит гражданство России, так как один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при этом, ребенок родился на территории Российской Федерации.

2) Два других способа (основания):

— натурализация (прием в гражданство иностранца или лица без гражданства);

— оптация (выбор гражданства при включении в РФ новых территорий);

— восстановление гражданства;

— усыновление/ удочерение ребенка с другим гражданством россиянами.

Критерии проверки:

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.17 Гражданство РФ

Задание 28

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть, по существу, тему «Влияние международной торговли на национальную экономику». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

 

1. Понятие международная торговля.

2. Принципы международной торговли:

а) принцип абсолютного преимущества;

б) принцип относительного преимущества.

3. Виды обменных отношений в международной торговли:

а) импорт;

б) экспорт;

4. Внешнеторговая политика государства:

а) протекционизм;

б) умеренная торговая политика;

в) свободная торговля (фритредерство).

5. Методы государственного регулирования

а) тарифные;

б) нетарифные.

6. Положительное влияние международной торговли на национальную экономику:

а) экономическая интеграция;

б) повышение эффективности национальных хозяйств;

в) формирование устойчивых экономических связей;

г) получение необходимых экономических благ;

д) увеличение доходов государственного бюджета.

 

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

 

Наличие любых двух из 2, 3, 5, 6 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Критерии проверки:

Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 3.

Раздел кодификатора ФИПИ: 2.15 Мировая экономика

Задание 29

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: