Режиссерские игры - игры ребенка с игрушками и их заменителями по созданным им сюжетом

В этих играх ребенок переходит от игровых действий с игрушкой в игры по собственному замыслу, самостоятельно определяя сюжет, игровые средства. В них также имеется воображаемая ситуация, роли, игрушки или предметы-заменители. Однако для перехода к сюжетно-ролевой игры у дошкольника еще недостаточно опыта общения. Сюжетные события в индивидуальных режиссерских играх является результатом ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира. Часто поводом для игры является игрушка или другой предмет, который побуждает к игровым действиям.

Режиссерские игры развиваются с предметно отражательных игровых действий ребенка в процессе общения со взрослыми, усвоение предлагаемых ими простых сюжетных образцов. В них дошкольник проявляет свою способность отражать в игре не только действия с предметами, но и отношение между двумя или большим количеством персонажей. У него возникает представление о роли и обусловленных ею, подчинены единому игровому сюжету действия. В то же время обогащается и неигровой опыт ребенка, развиваются мышление и воображение. Главным условием дальнейшего развития режиссерской игры является формирование навыков совместных действий: умение согласовывать план, подбирать игрушки и атрибуты, распределять роли, согласовывать действия.

Режиссерские детей могут быть индивидуальными и общими.

Индивидуальные режиссерские игры. К ним, как правило, прибегают дети младшего дошкольного возраста. Чаще всего они разыгрывают простые явления из своей жизни (кормление куклы, укладывание ее спать), постепенно насыщая игру отражением взаимоотношений со взрослыми (ласковое отношение матери к малышу, его желание слушать колыбельную песню матери и т.д.). Обогащение социального опыта ребенка расширяет круг явлений, которое она отражает в игре. Носителями ролей есть игрушки, а ребенок организует игровые ситуации, регулирует взаимоотношения персонажей, мотивирует их действия. Для этой деятельности она ставит себя на место каждого персонажа, развивая умение смотреть на событие с разных точек зрения. Эта режиссерская позиция и обусловила название типа игры.

В младшем дошкольном возрасте режиссерские игры имеют такие специфические особенности:

1. Основой является непосредственный опыт ребенка (события, которые он наблюдал или в которых участвовал). Использование знаний, полученных им из других источников (книг, рассказов взрослых, мультфильмов, радиопередач), на этом этапе ограничено.

2. Игры с игрушками имеют несложный сюжет, который охватывает ограниченное количество известных ребенку действий (кукла ест, отдыхает, идет на прогулку и т.д.). Количество персонажей также незначительна, а отношения между ними определяются ребенком ситуативно, по ходу игры.

3. Каждая игрушка обладает закрепленной только за ней постоянной ролью, которая и определяет сюжет: мама-коза спасает своих козлят, доктор Айболит лечит зайчика и тому подобное. Незнакомые игрушки, которые не вписываются в опыт ребенка и неадекватные ее возраста, не "подсказывают" сюжет, а, следовательно, не способствуют игровой режиссерской деятельности. В таком случае обязательно участие взрослого, который может подсказать ребенку способы включения новых игрушек в известные ей сюжеты.

4. Сюжетные события в индивидуальных режиссерских играх является результатом ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира: она обыгрывает предметы, которые видит, разворачивает вокруг них игровые действия (игрушечная машинка - путешествие, перевозка груза и т.п.). Постоянное варьирование сюжета игры развивает ее фантазию и воображение.

5. Главным компонентом индивидуальной режиссерской игры является язык, в основном описательная: ребенок называет свои действия, действия персонажей, иногда оценивает их. Часто она прибегает к звукоподражания.

Совместные режиссерские игры. Этот тип распространен среди детей среднего и старшего дошкольного возраста, каждый участник игры действует от лица одного-двух персонажей. Она предполагает и активную речевую деятельность ребенка, параллельно с игровыми действиями описывает их последовательность, оценивает их.

Основой совместных режиссерских игр есть опыт, но не непосредственно личный, который преобладает в режиссерских играх детей младшего возраста, а опосредованный. Речь идет о том, что дети объединяют в одной игре свои впечатления и знания, почерпнутые из разных источников (сказок, стихов, мультфильмов). Сюжеты этих игр являются более сложными и разнообразными. В них растет количество действующих лиц, вступающих в более сложные отношения, выделяются главные и второстепенные герои с четко очерченными ролями. Как и в игре младших дошкольников, развитие сюжета осуществляется ассоциативно, однако ассоциации являются более сложными, связанными не только с предметной средой, окружающей ребенка.

Содержание, динамика игр зависит от общего опыта дошкольника, а также опыта игровой деятельности, взаимоотношений, которого он приобретает в сюжетно-ролевой совместной игре. С появлением режиссерские игры не исчезают, а сопровождают игровую деятельность даже младшего школьника.

По наблюдениям исследователей, во время индивидуальных режиссерских игр возникает больше нестандартных ситуаций, чем во время совместных.

Совместные режиссерские игры предусматривают широкие возможности для развития творчества, чем совместные сюжетно-ролевые, в которых традиционные сюжеты подкрепляются шаблонной атрибутикой, многократно повторяются одинаковые действия. Это обусловлено тем, что в общей игре дети подчиняются обязательном, привычном ее направления, а в индивидуальной действуют самостоятельнее.

Часто это вызвано и стремлением педагогов зарегламентировать развитие игровой творчества детей. Если в раннем и младшем возрасте малышам нужен пример игровых действий, развития сюжета, то чрезмерное руководство игрой детей среднего и старшего дошкольного возраста и ограничивает и стереотипизирует их игровое поведение. Поскольку режиссерские игры предусматривают прежде всего реализацию игровых интересов, развитие личности ребенка, воспитатель должен обеспечить для них индивидуальное пространство, спланировав место и время. Возникновение ее стимулируют подбором игрового материала, игрушек, соответствующих интересам ребенка, просмотром иллюстраций, обсуждением мультфильма, сказки. Привлечение детей к сотворчеству («Давай придумаем вместе сказку про колобка», «Я начну сказку, а ты ее закончишь», «Я расскажу историю, а ты ее покажешь») способствует развитию способности увидеть игру еще до ее начала.

Новые сюжетные игрушки, которые взрослый предлагает детям для игр, должны быть близкими по смыслу их опыта. В младших и средних группах взрослый сначала лично в присутствии детей обыгрывает новые игрушки, демонстрирует способы включения их в знакомый сюжет. В старшем возрасте дети уже имеют определенные представления о предметах и яви что окружающей действительности, поэтому целесообразно инициировать их игры с мелкими, многофункциональными игрушками, игрушками-заменителями. Таким многофункциональным материалом для режиссерских игр могут быть разных размеров кубики со схематическим оформлением (человеческие лица и признаками веселого, грустного настроения), а также кубики, которыми дети могут заменить виды транспорта, средства связи, мебель, животных и тому подобное. Развитие творчества старших дошкольников стимулируют «пустые кубики», которые дети оформляют в соответствии с развитием сюжета игры.

Для направления режиссерских игр целесообразно использовать проблемные задачи («Подумай, как Винни-Пух поступил бы, попав в наш детский сад?"), Наводящие вопросы («Что может одеть кукла Катя в театр?»), Помня, что любое вмешательство в игровую деятельность должна быть тактично, учитывать особенности каждого отдельного ребенка. Главное, чтобы в режиссерских играх он чувствовал себя свободной, вносил собственные элементы творчества в ситуации, которые разыгрываются, развивал не только игровые навыки, но и воображение, мышление, речь и другие психические функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: