Оценка уровня сформированности компонентов языковой и метаязыковой способностей производится по результатам выполнения специально разработанных заданий.
Примерами заданий такого ода могут служить: обобщение языкового материала (на примере фонетических, лексических, грамматических единиц), выбор и сравнение языковых единиц, распределение языковых единиц по группам; структурный и/ или семантический анализ языковых единиц с опорой на схемы, модели и без них; синтез языковых единиц различных уровней; толкование значений слов (изолированных и в контексте) и др.
Языковой материал подбирается с учтом высокого потенциала развития оцениваемых способностей у детей данного возраста.
Оцениваются следующие показатели:
-способность к оперированию языковыми единицами (владение операциями обобщения, выбора, категоризации и др.);
- сформированность умений языкового анализа и синтеза фонемного, слогового, синтаксического, семантического);
- умение семантизации языковых единиц.
|
|
Примерная форма речевой карты
Речевая карта
Дата обследования ___________________________________
Фамилия ____________________________________________
Имя ________________________________________________
Отчество _____________________________________________
Возраст (г.р.) ____________________________________________________
Родной язык (наличие двуязычия в семье) ____русский_________
Сведения о родителях:
мать __________________________
отец ____________________
Домашний адрес ___________________________________________
Телефон ___________________________________________________
Обучается в настоящее время__ _______________
Заключение ПМПК_________________________
Где обучался (кем направлен)_________
Личностные особенности
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности коммуникативного поведения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние связной речи
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень сформированности лексического строя (объем, структура)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень развития грамматического строя
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние звуковой стороны речи:
Звукопроизношение
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематическое восприятие
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слоговая структура слова
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Просодическая сторона речи
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности строения и двигательные функции артикуляционного аппарата
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтение
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письмо
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Языковая и метаязыковая способности
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительные данные
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________ подпись
По итогам обследования учащиеся делятся по группам, составляются рабочие программы и график логопедических занятий.
Коррекционно-развивающая работа проводится в форме индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий, направленных на формирование полноценных рече-мыслительных процессов, обеспечивающих полноценную речевую деятельности детей с ТНР, а также совершенствование их социальной и учебной коммуникации и адаптации к условиям обучения в основной школе.
Содержание коррекционных занятий определяется дифференцированными целями и задачами коррекционной работыс обучающимися на ступени основного общего образования в зависимости от структуры дефекта и тяжести его проявления. Основными направлениями работы являются:
а) восполнение пробелов в развитии устной речи и формирование полноценной речевой деятельности;
б) развитие психических функций и пространственных представлений, обеспечивающих функционирование механизмов письменной речи:
в) коррекция дисграфии и дислексии;
г) формирование и развитие предпосылок, обеспечивающих усвоение программного материала по разделу «Филология», а также формирование умений работать с текстами любой направленности (в т.ч. гуманитарной, естественнонаучной, текстами задач и т.д.).
Продолжительность и интенсивность занятий определяется индивидуально, однако, каждый ученик должен посетить Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда по программе коррекционной работы (коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия») не реже 2 раз в неделю. Ориентировочная продолжительность занятий:
Групповое занятие (наполняемость от 6 до 8 человек – до 30 минут);
Подгрупповое занятие (наполняемость от 2 до 6 человек – до 25 минут);
Индивидуальное занятие (до 20 минут).
Речевой материал, предъявляемый на коррекционно-развивающих занятиях должен коррелировать с программным материалом по другим предметам, но изучаться в практическом плане (без введения терминологии) и с опережением по сравнению с изучением теории.
Шаблон Программы
индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с …. (логопедическое заключение)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты:
Основные методы обучения, используемые на занятиях:
СОДЕРЖАНИЕ
Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Форма организации деятельности учащихся: