II. Содержание учебной дисциплины

АНАТОМИЯ ЦНС

Программа учебной дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: доктор биологических наук, профессор А.А. Лебедев



I. Организационно-методический раздел

Курс предназначен для студентов первого года обучения по специальности «Психология» Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии.

Курс Анатомия ЦНС позволяет изучить строение головного и спинного мозга и создает базу для понимания физиологических и психологических дисциплин с точки зрения их материального субстрата.

Цель курса. Основной целью курса является подготовка специалистов по нейронаукам; овладение знаниями, требуемыми для психологов; обучение знаниям о структурно-функциональных основах центральной нервной системы, необходимым для анализа психологических явлений и процессов; формирование личности обучаемого как специалиста в области психологии, развитие его интеллекта и способностей.

Задачи курса

- ознакомление со структурными особенностям головного и спинного мозга;

- формирование представлений об основных нервных путях, соединяющих структуры ЦНС;

- понимание роли материального субстрата функций мозга;

- формирование представления о принципе структурности, как основе психологии и физиологии;

- ознакомление с основными понятиями и методами анатомии ЦНС;

- приобретение обучаемыми опыта употребления терминологией в соответствии международной анатомической номенклатурой.

Место курса в системе подготовки специалиста. Анатомия ЦНС является фундаментом, базой для физиологии ЦНС и физиологии ВНД и сенсорных систем, психофизиологии. В то же время работа мозга человека непосредственно связана с его структурой (предметом анатомии ЦНС). Принцип структурности И.П.Павлова лежит в основе изучения функций мозга. Объем курса анатомии ЦНС рассчитывается исходя из требований образовательного стандарта.

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать элементы нервной клетки, строение спинного мозга, основы рефлекса, серое вещество спинного мозга, белое вещество спинного мозга, основные восходящие и нисходящие пути ЦНС, онтогенез и филогенез ЦНС, вегетативную нервную систему, черепно-мозговые нервы, строение продолговатого мозга, варолиевого моста, мозжечка, среднего мозга, промежуточного мозга, базальных ганглиев, лимбической системы, коры головного мозга.

- уметь правильно пользоваться анатомическими атласами и схемами с применением международной анатомической номенклатуры.

Лекции. На лекциях по анатомии излагается содержание курса, проводится анализ основных понятий и методов, рассматриваются характерные рисунки и схемы центральной нервной системы. При определении локализации и функционального назначения зон головного и спинного мозга постоянное внимание обращается на единство структуры и функции центральной нервной системы, а также – на рефлекторный принцип организации адаптивного поведения. Изложение вопросов анатомии ЦНС связывается с вкладом, внесенным в процессе совершенствования науки выдающимися анатомами, нейрогистологами и физиологами, в том числе и отечественными учеными.

Лектор обязан четко и доступно излагать содержание курса анатомии, ориентируя обучаемых на последующее применение изучаемого материала. Конспект лекций студентов должен содержать название тем, параграфов и пунктов. Каждый из параграфов начинается с постановки задач и заканчивается кратким выводом.

Практические занятия. Основная цель практических занятий – закрепление знаний, основных понятий, полученных студентами в лекционном курсе; развитие и упрочение навыков, используемых при изучении наглядного материала, схем и рисунков центральной нервной системы, анатомических атласов и компьютерных анатомических программ; развитие и упрочение навыков, используемых при рассмотрении срезов головного и спинного мозга в микроскопе; умение изготовлять модели мозга, знать расположение его отделов.

При проведении практических занятий следует уделять внимание развитию аналитических навыков, привитию навыков составления и анализа анатомических моделей мозга, развитию умений разбираться в схемах головного и спинного мозга, применению анатомических справочников и пользованию международной анатомической номенклатуры.

На практических занятиях могут сообщаться дополнительные теоретические сведения. Одной из целей практических занятий является обучение студентов рациональной организации их работы над теоретическим курсом по учебникам и учебным пособиям.

На практических занятиях важную роль играет эффективная система контроля знаний студентов по теоретическому материалу, изложенному на лекциях, и самостоятельного выполнения ими домашних заданий. Результаты контроля фиксируются преподавателем в журнале.

Самостоятельная работа студентов. Для усвоения предмета Анатомия ЦНС самостоятельная работа студентов является важной. Самостоятельная работа состоит из непрерывной работы по самостоятельному изучению отдельных тем курса, по выполнению текущих заданий.

Система контроля работы студентов. Результативность самостоятельной работы студентов обеспечивается эффективной системой контроля, которая включает опрос студентов на практических занятиях, проверку выполнения текущих заданий, контрольные работы.

Рубежный контроль осуществляется проведением контрольных работ, в конце семестров предусмотрены тесты-допуски к экзамену, экзамены и зачеты. Экзамен проводится по экзаменационным билетам.



II. Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Основные понятия анатомии ЦНС

Предмет анатомии ЦНС. Нервная система как часть живой системы. Нервная клетка. Центральная и периферическая нервная система. Головной мозг, его расположение и общее строение. Спинной мозг, его расположение и общее строение. Соматическая нервная система (регуляция деятельности мышц). Вегетативная нервная система (контроль согласованности работы сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной систем, желез внешней и внутренней секреции). Серое и белое вещество. Ядра. Нервные волокна как отростки нейронов, покрытых миелиновой оболочкой. Проводящие пути (тракты). Анатомическая терминология. Оси и плоскости: горизонтальная, вертикальная, фронтальная сагиттальная.

 

Тема 2. Микроструктура нервной ткани

Нервная клетка (нейрон). Размеры тела нейрона и его формы. Два вида отростков нервной клетки. Аксон, его функция. Дендриты, их функция. Нейроны биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные. Классификация нейронов. Сенсорные нейроны, моторные (командные) нейроны и вставочные (интернейроны). Структурные элементы нервной клетки. Сома, клеточная оболочка, ядро с ядрышком, митохондрии, сетчатый аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть и рибосомы, фибриллы (нейрофибриллы), нейротрубочки и микропузырьки, вещество Ниссля.Строение нервного волокна. Миелинизированные (мякотные) и немиелинизированные (безмякотные) волокна, перехват Ранвье. Нервные стволы, или нервы. Нервные окончания.Три группы нервных окончаний: чувствительные, илирецепторы, двигательные и секреторные, илиэффекторы, и окончания на других нейронах —межнейрональные синапсы. Экстерорецепторы, проприоцепторы, интерорецепторы.Три части синапса: пресинаптическая, постсинаптическая и синаптическая щель. Три основных типа синапсов: аксо-дендритные, аксосоматические и аксо-аксонные. Нейромедиаторы. Электрические синапсы (эфапсы).

Глия. Характеристика глиальных клеток, число, способность к делению. Функции: предохрание нейроны от повреждений, снабжение их энергией и поддержание гомеостаза нейронов. Разделение глиальных клеток на три основные типа: астроциты, олигодендроциты и микроглия. Функции астроцитов, олигодендроцитов и микроглии. Шванновские клетки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: