Годы учебы и первые эксперименты

Клод Дебюсси

 


Один из самых значительных представителей французской классической музыки рубежа XIX и XX веков - Клод Дебюсси - считается первым, кто ввел модное течение импрессионизма в музыкальную традицию. Однако, помимо этого, он являлся еще и талантливым исполнителем, дирижером, композитором и критиком, несомненно, вошедшим в число лучших людей своего времени. Судьба раннего творчества Дебюсси тесно связана с Россией, а представители русской музыкальной школы на длительное время стали для него лучшими образцами для подражания. Но напрямую он никого не копировал: самобытность произведений, их непохожесть ни на чьи уже ощущается в первых же музыкальных опытах молодого Дебюсси и постепенно развивается в абсолютную уникальность.

 

Семья, в которой появился на свет Клод Ашиль Дебюсси, не имела никакого отношения к музыке, и, если бы не традиционные в то время занятия за фортепиано, вероятно, никто бы и не заметил в мальчике особенное рвение на этом поприще. Глава семейства Дебюсси владел магазинчиком посуды в небольшом городе Сен-Жермен. Будущий композитор появился на свет 22 августа 1862 года, а спустя пару лет отец продал свою лавку и перебрался в Париж, где стал трудиться бухгалтером.

Когда грянула война между Францией и Пруссией, мать Клода решила не оставаться в воюющем Париже и уехала с детьми в Канны, где жила сестра ее мужа. Согласно биографии Дебюсси именно в доме тети маленький Клод начал получать свои первые музыкальные уроки. После возвращения в Париж, занятия продолжились, и мальчику повезло с преподавателем: ею стала Антуанетта де Флервиль. Она утверждала, что ее учил играть сам Шопен, к тому же ее дочь была замужем за Верленом, и музыкальное чутье дамы вовремя подсказало, что Клод имеет выдающиеся перспективы. Мадам де Флервиль дала родителям мальчика судьбоносный совет, которым те не стали пренебрегать – отдать сына на обучение в консерваторию.

 

     

 

     

 

Годы учебы и первые эксперименты

Десятилетнему Клоду Дебюсси выпала честь обучаться у талантливых и выдающихся педагогов: А. Мармонтеля, А. Лавиньяка, С.Франка. Особо отмечались наставниками стиль исполнения молодого человека, наполненный глубокой выразительностью, и удивительная способность создавать зримые образы, словно «оживляющие» музыкальные произведения.

Но Дебюсси отнюдь не был скромным отличником, во всем угождающим учителям. С ранних классов у Клода возник конфликт с преподавателем гармонии, который не мог вытерпеть того, как дерзкий мальчишка реализует собственные амбиции. Клоду же, напротив, претил консервативный взгляд преподавателя, который раздражался при любом отступлении от классических канонов.

В 1880 году в программе обучения Клода Дебюсси появилась композиция, а главным его учителем стал Э. Гиро. Вскоре у учителя и ученика обнаруживается совпадение некоторых взглядов на искусство, и Гиро становится одним из немногих членов консерватории, кто поддерживал его устремления.

Первые творческие эксперименты Дебюсси относятся к концу 70-х - началу 80-х годов. Это были романсы на слова Поля Верлена, Буже; в них уже вполне различим индивидуальный стиль Дебюсси и самобытность его таланта.

Получив в 1884 году Большую Римскую премию, Дебюсси был обязан отправиться в Рим, однако его совсем не устраивала такая перспектива. Нарушив обязательства, Клод является в поместье Медичи со значительным опозданием. Оттуда он высылает на суд комиссии симфонию «Зулейма» и сюиту «Весна» и получает на них весьма разгромную рецензию, в которой, тем не менее, есть один важный момент - впервые применительно к музыкальному произведению было употреблено слово «импрессионизм». С окончанием Римского периода, не ставшего для Дебюсси ни полезным, ни плодотворным, он прекратил свое обучение.

 

Дебюсси и Россия

Во время обучения в консерватории, Дебюсси получил бесценный опыт и набрался творческих замыслов, проведя некоторое время в русской семье. Надежда фон Мекк, богатая аристократка, пригласила его к себе по рекомендации Мармонтеля. Клод должен был обучать игре на фортепиано ее детей и аккомпанировать самой Надежде, которая являлась большой ценительницей хорошей музыки. В 1880 году Дебюсси встретился с Надеждой и ее семьей в Швейцарии, а затем отправился с ними в Италию.

Специально для фон Мекк Дебюсси создал переложения для фортепиано нескольких отрывков из «Лебединого озера», что окончательно убедило Надежду в правильности сделанного выбора. Именно в период работы в семье фон Мекк Клод осознал себя как композитора и принялся за сочинения всерьез.

В следующем году, фон Мекк вновь пригласила Дебюсси к себе, на этот раз уже в российскую столицу, и занятия с ее детьми продолжились. Но главной ценностью этого визита для композитора стал полный доступ к огромному количеству нотных тетрадей с самыми разными произведениями, которые Надежда Филаретовна предоставила ему в распоряжение, и Клод имел возможность познакомиться с русскими классиками и современниками, такими, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин. Музыку Чайковского и Глинки Дебюсси узнал ранее и отлично исполнял ее на домашних творческих вечерах фон Мекк.

Осенью 1881 года семейство отправилось в Италию, и молодой маэстро, естественно, последовал за ними. Оттуда композитор вернулся в консерваторию. Но летом 1882 года фон Мекк вновь сделала вызов, пригласив Клода в свое недавно купленное имение в Подольской области. В этот раз в доме фон Мекк появился изысканный молодой человек, «типичный парижанин» с творческими амбициями, мгновенно ставший душой компании и центром притяжения. Из России Клод вместе с семьей фон Мекк совершил еще одно путешествие по Европе. Однако красиво расстаться до следующего лета у них так и не получилось.

 

 

     

 

     

 

Импрессионист или… символист?

В 80-е - 90-е годы наступает начальный этап творческого расцвета Клода Дебюсси. Это время отмечено серьезным увлечением символизмом – вливается в кружок французских поэтов под предводительством Стефана Малларме. В его доме в тот период собирались литераторы, художники и музыканты. В эти годы он пишет много вокальных произведений на стихи Бодлера, Верлена, Луиса. Их лирическое содержание и тяготение к природным пейзажам стало для Клода излюбленным вектором творчества на долгие годы. Но были и такие черты символизма, которые Дебюсси не стал перенимать. Его цельная художественная натура не допускала недосказанности, размытого выражения мыслей и чувств. Не свойственными музыке Дебюсси оказались также чувства мистического страха и мрачные мыслеощущения, присущие символистской поэтике. Созданные в те годы произведения близки другим, более предметным жанрам народного танца и песни, но в интерпретации Дебюсси они лишены своей природной дикости, и предстают перед нами в более изящном, утонченном виде.

А вот в 1900-е годы Дебюсси полностью отказался от символистских идей и переключился на новое направление. Его все больше стали занимать картины природы, портреты, бытовые сцены. В фортепианных произведениях он смог добиться, казалось бы, невозможного – раскрыть новые тональности инструмента и добиться от него максимально выразительных, изящных оттенков. Дебюсси пришел к настолько реалистичному выражению образов, что они стали почти осязаемы. Близость к импрессионизму проявляется здесь в ярких красках, в звуках, играющих, словно блики и мазки, при этом произведение звучит вполне целостно и закончено.

Эти различные эстетические предпочтения Дебюсси вплоть до настоящего времени заставляют дискутировать историков на тему принадлежности композитора к какому-то определенному течению. Некоторые представители французского и польского музыковедения считают его подлинным символистом. В числе таковых – В. Янкелевич и С. Яроциньский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: